Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Category:

Старообрядцы на Дону.

Прошлым летом побывал я на Дону.
http://mu-pankratov.livejournal.com/27607.html

Ну что сказать, для нас- для жителей средней полосы, места конешно мрачноватые- степь, летом жарища под +50-т, а зимой колотун под -40-к, но издревле здесь проживали казаки.
Изначально на Дону образовалось две казачьи общины. Наиболее ранние поселения были верховых казаков: по Дону выше станицы Цимлянской, по Медведице, Хопру и Бузулуку. Они во многом отличались от низовых казаков. На Верхнем Дону раньше стали заниматься земледелием. Имелись отличия в жилищах, одежде, еде, в говоре. Диалект верховых казаков напоминал рязанский говор. Верховый казак был домовит, консервативен, дольше придерживался старины. Почти все верховые казаки были ревнителями старой веры, старообрядцами.
Низовыми казаками считались жители Черкасска и донских станиц до Цимлянской. Главной хозяйственной отраслью у них было рыболовство. Они были щеголеватей верховцев, были склонны к нововведениям. Себя считали старшими по сравнению с верховцами.
Почти все войсковые атаманы и их ближайшие помощники происходили из низовцев, так как признавали - господствующую никонианскую церковь.


Донской казак-стрелок, семидесяти пяти лет. 1875-1876


а ето я многогрешнай.





Болдырев Иван Васильевич. Фото станиц Дона 1875-1876 г.г
Станица Цимлянская.1875-1876


Возвращение казаков с ярманки в Цимлянскую станицу. 1875-1876


Сбор казаков на хуторе Гнутовом Есауловской станции. 1875-1876


Улица в Кумшацкой станице. 1875-1876


Казак, продающий цимлянское вино.


Казачье семейство в праздник.


Сваты.


О.Ю. Редькина СТАРООБРЯДЧЕСТВО НА ДОНУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ДУХОВНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)
( статья написана под цензурой синодальной церкви)

1. Казачество Дона по своей вероисповедной принадлежности было далеко не однородным. Область Войска Донского являлась территорией распространения различных старообрядческих толков и согласий с самого возникновения раскола в Русской православной церкви. Появление первых раскольничьих городков на Дону, р. Медведице и р. Чир, образование старообрядческих скитов, борьба Московского правительства с казачьей вольницей и пресечение восстания сторонников «старой веры» на Дону в 1688-1689 гг. подробно рассматриваются в работах В.Г. Дружинина, Е. Овсянникова, А.Е. Катунского, Н.М. Никольского, С. Римского, СИ. Рябова и др.
2. Однако история старообрядчества на Дону до сих пор мало исследована. Во-первых, в работах, посвященных данному вопросу, обычно употребляется общий термин «старообрядчество», без разделения на толки и согласия и объяснения вероисповедных и культовых отличий в каждом. Во-вторых, не определена география распространения старообрядчества, динамика численности верующих, количество действующих молитвенных домов. В-третьих, обычно обходят молчанием вопросы взаимоотношений старообрядцев с официальной православной церковью и между собой. Кроме того, наименее изученным периодом существования старообрядчества на Дону по-прежнему остается рубеж XIX—XX вв., хотя именно в это время складываются основные староверческие церкви и группы и в их жизнедеятельности, в связи с изменением российского законодательства, происходят кардинальные изменения. К источникам, наиболее полно описывающим религиозную ситуацию на Дону во второй половине XIX - начале XX в., необходимо отнести духовную периодическую печать: «Донские епархиальные ведомости» (ДЕВ) и старообрядческий церковно-общественный журнал «Церковь» (в 1915 г. переименован в «Слово церкви»). «Донские епархиальные ведомости» -официальный печатный орган православной Донской епархии довольно часто на своих страницах помещал разнообразные материалы, посвященные истории распространения и современному состоянию «раскола» в области Войска Донского. Их можно систематизировать следующим образом. Вопросы раннего периода существования старообрядчества на Дону рассматривались в исторических публикациях, посвященных деятельности первых донских епископов или известных миссионеров.
3. Сведения о географическом распространении, вероисповедной принадлежности и численности старообрядцев и межконфессиональных отношениях содержались в отчетах о деятельности противораскольнической и противоеретической миссии Донской епархии, Донского епархиального противостарообрядчес-кого и противосектантского миссионерского комитета, в Ведомостях о присоединенных к православию раскольниках и лицах других вероисповеданий, в сообщениях священников о приходской жизни, об отдельных центрах старообрядчества. Интерес православного духовенства к данной тематике возрастал из года в год, что диктовалось необходимостью ведения активной миссионерской работы. Священный синод в 1904 г., идя навстречу просьбам епархиального начальства, разрешил ввести в «Донских епархиальных ведомостях» специальный раздел — «Раскол и сектантство». Основное содержание раздела составляли изложения бесед миссионеров Русской православной церкви со старообрядцами и сектантами, а также статьи о присоединении старообрядцев к православию. Целью данных публикаций была подготовка православных миссионеров для ведения догматических споров со старообрядцами различных толков, поэтому в них уделяется больше, чем в других материалах, внимания вероисповедным и культовым отличиям старообрядческих направлений, существовавших на Дону. Другим источником, характеризующим жизнедеятельность старообрядческих общин Дона в начале ХХ в., стал журнал «Церковь», выпускавшийся старообрядцами, приемлющими Бе-локриницкую иерархию. Начиная с 1906 г. на его страницах в разделе «Церковно-общественная жизнь» публиковались заметки с мест, рассказывающие о состоянии приходов, открытии храмов, развитии духовного образования, взаимоотношениях с официальной церковью. Донская епархия во второй половине XIX — начале XX в. являлась первой в Российской империи по распространению на ее территории старообрядчества. В середине 70-х гг. XIX в. казаков-старообрядцев различных толков и согласий насчитывалось около 80 тыс.
- в 1903 г. — около 130 тыс.
- и в 1909 г., по одним данным, — 129 тыс.
- а по другим — около 140 тыс. чел.
4. в то время как общее число старообрядцев в 1909 г. в Российском государстве достигло 15 млн чел., а население самой Донской епархии составляло около 2,5 млн чел. На основе выборки и анализа материалов «Донских епархиальных ведомостей» и журнала «Церковь» была предпринята попытка определить географию расселения старообрядцев на Дону.
Таблица 1.
Распространение старообрядчества на территории Донской епархии-
   Населенный пункт                                               Источник
х. Алексеев ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 39. С. 917
ст-ца Аксайская ДЕВ. 1916. № 11. С. 125
ст-ца Арчадинская Там же. 1889. № 13. С. 58.
ст-ца Атаманская Там же. 1895. № 17. С. 397
ст-ца Баклановская Там же. 1891 № 1. С. 37
х. Белянинский ст-цы Мариинской Там же. 1891. № 6. С. 217
ст-ца Березовская Там же. 1895. № 17. С. 397
ст-ца Богоявленская Там же. 1912. № 8. С. 119
х. Боков ст-цы Еланской Там же. 1904. № 21. С. 616
х. Б. Козинки 8 Церковь. 1913 г. № 12. С. 292
х. Б. Медведев Там же. 1913 г. № 14. С. 340
х. Больше-Мечетный ДЕВ. 1889. № 13. С. 581
х. Большой ст-цы Мариинской Там же. 1889. № 13. С. 581
х. Бугаковский ст-цы Голубинской Там же. 1889. № 13. С. 582
ст-ца Верхне-Каргалинская Там же. 1891. № 13. С. 501
ст-ца Верхне-Курмоярская Там же. 1895. № 17. С. 397
ст-ца Верхне-Чирская Там же. 1889. № 13. С. 581
х. Висловский ст-цы Константиновской Там же. 1889. № 13. С. 579
х. Воробьев Церковь. 1913 г. № 6. С. 147
ст-ца Глазуновская ДЕВ. 1889. № 13. С. 581
х. Гурьев ст-цы Атаманской Там же. 1912. № 1. С. 15
х. Денисов Ростовского-на-Дону округ Там же. 1907. № 34. С. 1042
х. Дурновский ст-цы Константиновской Слово церкви. 1915. № 23. С. 551
х. Евлампиевский ст-цы Голубинской ДЕВ. 1889. № 13. С. 582
ст-ца Елисаветинская Там же. 1891. № 15. С. 601
ст-ца Есауловская Там же. 1889. № 13. С. 582
х. Задонско-Кагальницкий ст-цы Богоявленской Там же. 1889. № 13. С. 581
х. Западенка ст-цы Манычской Там же. 1904. № 24. С. 487
х. Ильевка ст-цы Пятиизбянской Там же. 1889. № 13. С. 582
х. Калач-на-Дону Церковь. 1913 г. № 11. С. 269
-ца Камышевкая ДЕВ. 1891. № 13. С. 502
ст-ца Каргальская Там же. 1912. № 8. С. 118.
х. Карнаухов ст-цы Цимлянской Там же. 1889. № 20. С. 907
х. Качалинский ст-цы Пятиизбянской Там же. 1889. № 13. С. 582
х. Киреев ст-цы Островской Там же. 1912. № 7. С. 161
ст-ца Клетская Там же. 1891. № 13. С. 501
ст-ца Кобылянская Там же. 1889. № 13. С. 583
х. Костырки Там же. 1895. № 17. С. 396
х. Крутинский ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 23. С. 465
х. Кумский Там же. 1889. № 13. С. 581
х. Куприяновский ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 21. С. 511
х. Липовский 9 ст-цы Нижне-Чирской ДЕВ. 1889. № 13. С. 582
х. Логовский ст-цы Верхне-Чирской Там же. 1889. № 13. С. 582
ст-ца Малодельская Там же. 1889. № 20. С. 907
х. Малозападенский ст-цы Манычской Там же. 1895. № 17. С. 490
ст-ца Манычская Там же. 1889. № 15. С. 683
ст-ца Мариинская Там же. 1812. № 8. С. 119
ст-ца Мелеховская Там же. 1889. № 18. С. 823
ст-ца Милютинская Там же. 1889. № 13. С. 582
х. Михайлов ст-цы Ермаковской Там же. 1907. № 34. С. 1042
х. Морозов Церковь. 1913. № 3. С. 64
х. Набатнов ст-цы Голубинской Слово церкви. 1915. № 9. С. 220
ст-ца Нагавская ДЕВ. 1889. № 13. С. 581
х. Нагольный ст-цы Верхне-Курмоярской Слово церкви. 1915 № 49. С. 1102
х. Нижне-Кибиревский ДЕВ. 1889. № 13. С. 581
х. Нижне-Рубежный ст-цы Суворовской Там же. 1916. № 46–47. С. 704.
х. Нижне-Солоновский ст-цы Нижне-Чирской Там же. 1889. № 13. С. 582
ст-ца Нижне-Чирская Церковь. 1913 г. № 2. С. 49
х. Никишиных с. Ольховатки. Слово церкви. 1915. № 31. С.726
х. Ново-Аксайский ДЕВ. 1889. № 13. С. 581
ст-ца Новоалександровская Там же. 1889. № 18. С. 822
г. Новочеркасск Церковь. 1913 г. № 40. С. 972
ст-ца Новочеркасская ДЕВ. 1891. № 15. С. 601
х. Овчинников Церковь. 1913 г. № 28. С. 686
ст-ца Ольгинская ДЕВ. 1891. № 15. С. 601
ст-ца Островская Там же. 1895. № 17. С. 396
х. Павлов ст-цы Константиновской Там же. 1889. № 13. С. 581
х. Пирожковский 10 Семикаракорского благочиния Там же. 1889. № 20. С. 907
х. Попков ст-цы Островской Церковь. 1913 г. № 2. С. 47; ДЕВ. 1904. № 23. С. 462
х. Потапов ст-цы Верхне-Каргалинской ДЕВ. 1889. № 13. С. 578 ст-ца Пятиизбянская Там же. 1889. № 14. С. 655
ст-ца Распопинская Там же. 1891. № 23. С. 994 ст-ца Романовская Там же. 1889. № 13. С. 578
г. Ростов-на-Дону Там же. 1889. № 13. С. 583
х. Самодуровский ст-цы Пятиизбянской Там же. 1904. № 24. С. 487
х. Свинарев ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 17. С. 502 ст-ца Скуришенская Там же. 1889. № 13. С. 581
ст-ца Старочеркасская Там же. 1889. № 15. С. 683
х. Суровикин ст-цы Верхне-Чирской Церковь. 1913. № 14. С. 339
ст-ца Таубевская Там же. № 18. С. 444
ст-ца Терновская ДЕВ. 1891 № 1. С. 37 х. Титов ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 8. С. 232
х. Трудниковский ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 21. С. 511
ст-ца Усть-Белокалитвенская ДЕВ. 1889. № 15. С. 683
х. Фролов ст-цы Краснощековской Там же. 1916. № 46–47. С. 704
ст-ца Хомутовская Там же. 1889. № 18. С. 823
ст-ца Цимлянская Там же. 1889. № 13. С. 578
х. Щербово-Нефедовский ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 8. С. 232
х. Чернышевский ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 21. С. 511
ст-ца Чернышковская ДЕВ. 1889. № 13. С. 581
ст-ца Чертковская Там же. 1891. № 13. С. 502
слобода Чистяковка Усть-Медведицкого округа Там же. 1891. № 16. С. 653

Считаем необходимым оговорить, что данные, сведенные в таблицу, не претендуют на исчерпывающее описание, так как здесь названы лишь те населенные пункты, которые упоминались на страницах духовной периодической печати. Полный список населенных пунктов, где проживали старообрядцы, практически составить невозможно по следующим причинам. Во-первых, далеко не все географические наименования указывались полностью. Например, в статье о ст. Пятиизбянс-кой говорилось, что как сама станица, так и относящиеся к ней тридцать хуторов (наименования не приводились) населены практически одними старообрядцами
 Практически сплошь старообрядческое население проживало в ст. Верхне-Чирской с хуторами
 Во-вторых, составляя такой список, нельзя ориентироваться и на официальные данные об открытыхмолельнях или молитвенных домах старообрядцев. По сведениям Областного правления, в 1903 г. в Донской области существовало с разрешения гражданской власти только 22 молитвенных дома. Однако на самом деле их было гораздо больше: в Цимлянском округе из 47 молитвенных домов только 2 были открыты официальным путем
5. Ценным дополнением к определению географии расселения старообрядцев являются сведения об их конфессиональной принадлежности. Хотя зачастую старообрядцы, принадлежавшие к различным толкам и согласиям, проживали на территории одного населенного пункта, но все же в основном старообрядцы, приемлющие священство, преходящее от православной церкви (беглопоповцы), и приемлющие Белокриницкую иерархию, проживали по р. Чир, Медведице, а представители различных беспоповских согласий — главным образом по р. Калитве
6. Как уже отмечалось выше, в разделе «Раскол и сектантство» уделялось много внимания вероисповедным и культовым отличиям старообрядческих направлений, существовавших на Дону. На страницах «Донских епархиальных ведомостей» упоминаются следующие старообрядческие толки и согласия: по-повцы — приемлющие священство, преходящее от православной церкви (беглопоповцы) и приемлющие Белокриницкую иерархию (иногда их называли «австрийцами»)
; беспоповцы- поморцы (старопоморцы), средники, спасовцы, бегуны.
7. По численному составу на 1903 г. наибольшее распространение имели беглопо-повский (46 036 чел.) и белокриницкий (47 377 чел.) толк
8. Отмечалось, что из всех старообрядческих групп постепенно усиливается Белокриницкая иерархия
 Этому способствовала активная деятельность епископа Московского Иоанна (Карту-шина), уроженца х. Попкова станицы Островской, старообрядческих миссионеров и монастырей. Кроме молитвенных домов на территории области Войска Донского существовало в 1903 г. 2 женских монастыря и 1 мужской скит,один женский и мужской были основаны старообрядцами, приемлющими Белокриницкую иерархию, а один женский принадлежал старопоморскому согласию
9. Начиная со второй половины XVIII в. православная церковь на территории области Войска Донского постоянно вела миссионерскую работу среди старообрядцев. Для выполнения этой задачи были учреждены: Увещевательная комиссия раскольников. Противораскольническая и противоеретическая миссия Донской епархии, Донской епархиальный противоста-рообрядческий и противосектантский миссионерский комитет. В начале ХХ в. епархия была разделена на 6 миссионерских округов (Аксайский, Березовский, Каменский, Нижне-Чирский, Цимлянский и Чернышковский), в которых проводились регулярные беседы православных священников со старообрядцами
10. В 1903 г. было проведено 558 собеседований, в 1909 г. — 647
11. Несмотря на то что в Донских епархиальных ведомостях регулярно печатались списки «вернувшихся в лоно» православной церкви старообрядцев, все же, как признавали сами православные иерархи, такие переходы были довольно редки. Неудачи в миссионерской деятельности объяснялись обычно следующими причинами: крепкими традициями в старообрядческих семьях; общинным строем управления религиозными делами; удаленностью хуторов от православных храмов. Зачастую переходы совершались не прямым присоединением к официальной церкви, а переходом в единоверие. Павел I в 1800 г. утвердил правила единоверия, разработанные в конце XVIII в. митрополитом Московским Платоном. Согласно ним, старообрядцы, переходя в единоверие, сохраняли свою обрядность, но в организационном отношении полностью сливались с официальной церковью. Служба в единоверческой церкви велась по старопечатным книгам по старообрядческим канонам, но священники назначались епархиальными властями и им же подчинялись. В Донской области единоверие стало вводиться в 40-х гг. XIX в. епископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием. В 1841 г. в единоверие пожелали перейти 730 старообрядцев станицы Верхне-Каргалин-ской, 108 — станицы Камышевской и 121 — станицы Романовской. В результате этого в станице Верхне-Каргалинской 14 мая 1841 г. был открыт первый единоверческий храм
12. Единоверие пускает глубокие корни на Дону в конце 60-х — первой половине 70-х гг. XIX в. Активную проповедь единоверия среди старообрядцев вел игумен московского единоверческого Никольского монастыря о. Павел во время своих поездок по донским станицам в 1872—73 гг., 1873—74 гг. и 1875—76 гг. Под влиянием бесед с ним в единоверие переходит ряд священников Белокриницкой иерархии, основываются единоверческие храмы в х. Самохином ст. Кобылянской и в ст. Нижне-Чирской
 По клировым ведомостям за 1903 г., единоверческих церквей и молитвенных домов в Донской епархии значилось 28, приходских священников — 28 и прихожан — 9178 чел. Существовали следующие единоверческие приходы: Сухановский, Нагавский, Карнауховский, Лозновский, Великановский, Атаманский, Кололовско-Пристанский, Верхне-Кибиреевский, Любимовский, Диевский, Нижне-Чирский, Калачевский, Ма-лодельский, Ляпичевский, Новочеркасский, Манычский, Потаповский, Пирожковский, Морозовский, Чернышевский, Шестаковский. В 1903 г. решено открыть новую единоверческую церковь в х. Щербово-Нефедовском ст. Усть-Белокалитвенский
 В 1909 г. было открыто три новых единоверческих прихода при церквах х. Шебалина, Гурьева и Ясырева, после чего в епархии количество единоверческих храмов достигло тридцати
 31 октября 1911 г. состоялось освящение единоверческого храма в х. Киреевом ст. Островской. Насление этого хутора (3 тыс. чел.) состояло в основном из старообрядцев, приемлющих Белокриниц-кую иерархию
34. Однако больше всего сведений о наличии единоверческих приходов содержалось в постоянной рубрике «Донских епархиальных ведомостей» — «Ведомости о присоединенных к православию раскольниках и лицах других вероисповеданий», на основе которых была составлена таблица 2. Еще одним сюжетом, который довольно подробно освещался как на страницах «Донских епархиальных ведомостей», так и журнала «Церковь», стали отношения старообрядцев с официальной православной церковью и между собой. Тон статей в «Донских епархиальных ведомостях», посвященных старообрядческой тематике, отличается агрессивностью. Обычным является употребление терминов «раскольники», «заблудшие» и т. д. по отношению к старообрядцам. Начиная со второй половины XVII в. периодически проводились правительственные преследования старообрядцев
13. В середине XVIII в. действовала Следственная комиссия о раскольниках в Войске Донском, которая была распущена лишь в мае 1765 г. 12 сентября 1765 г. ей на смену пришла Увещевательная комиссия, обычными методами которой, наряду с призывами отречься от «безрассудного суеверия», были аресты старообрядцев, содержание под караулом, порка плетьми, взыскание штрафов. Однако желаемых результатов не принесли даже силовые меры: значительное число казаков продолжало исповедовать веру отцов.

Ул. Канкринская. Старообрядческая церковь. Фото с открытки, 1913.


Современное фото. Справа -дом причта.(постройка 1910г.)


х. Курган 1902г.


Ныне выглядит вот едок(((.


Храм Сергие-Радонежского монастыря на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
[Церковь. М., N1, 1 января 1912 г., с. 20]



Внутренний вид монастыря на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
Келарня, трапезная и кельи. [Церковь. М., N42, 14 октября 1912 г., с. 1018]




Tags: Калач-на-дону, РДЦ, РПСЦ, Ростов-на-Дону, история, казаки, старообрядцы
Subscribe

  • Празднуем Покрову пресвятыя Владычицы нашея Богородицы.

    С чем вас друзья и поздравляю! Долгое моё молчание, обусловлено тем что месяц назад был "коронован"... болел жутко (думал что коньки откину), ну…

  • Осенний Дыбр.

    МОЛОДИЛЬНЫЯ ЯБЛОЧКИ от середневских старцев! По последним исследованиям РАН РФ, от поглощения ентих плодов - разглаживаютси морщины, у лысых начинают…

  • Середневский дыбр.

    Сходили с Сонькой до леса... грибов нет не фига. Дуб Трезуб посоветовал малины пошукать. Маленько поели... На первом фото, присел с наломанными…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments