Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Category:

Об освящении Крестов и икон.

Частенько к нам в церковную лавку при нашей старообрядческой церкви Николы чудотворца на Тверской заставе, приходят люди и антирисуются- " А енто что, крестики у вас? А они освященные?" или "... а можно принести икону или крестик освятить? и сколько ето стоит?"
Когда им говоришь, что мол- Крест сам по себе святыня и нет нужды освящать, то человек впадает в ступор "... как же так, вроде везде такая услуга предоставляется, есть фиксированная цена даже, а енти сектаторы упорствуют..."



Давайте начнем с того, что отродясь не было такого Чина, как освящение Честнаго Креста или иконы. Мало того, за такие действия, предполагаются отлучение-
“Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. …Таким образом, и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. …То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение” (Деяние 6-е VII Вселенского Собора. Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения. Том 4-й).

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА 1274 ГОДА
9 Правило. "О кресте, иже на земли и на леду пишют. Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами. Не тем бо крестом освящаеться вода, доспеным на леду, нъ держимым священьничьскими руками. И неции глаголют, яко освятил есмь крест трижды и четырежды. И крестов много связавшее, вода крестити, и до осми дней в перенос носити, и потом разрешати кресты, - что сего несмысльства горее? Чьтуще и не разоумеем: да мы сотонины съблазны и многыми грехы связани, ищем крестом резрешитися. Крест бо освятился есть кровью Христовою и освящает вся – люди и водоу, а креста – никтоже: тъ како мы крест освящаем, вяжем и раздрешаем? Отселе не буди тако; аще ли, то проклинати повелеваем."

Само собой, не каждый крест является святыней и достоин поклонения. Можно попасть в две крайности. Одна ето когда как у никониян, кресты заказываются в Китае, которые изготавливаются в одном же цеху с фалосоимитаторами, людьми не понятного вероисповедания. Вторая у радикальных почитателей из катакомбников... у них даже была традиция, вырезать перекрестия из раковин и писсуаров, что бы не осквернить. Я знал двух кренделей, которые боялись в лес ходить, что бы не наступить на перекрещенные веточки, а так же молились на два пересеченных следа от самолетов на небе.

В християнской среде, традиционно, человек желающий приобрести икону, интересуется жизнью иконописца или резчика (литейщика), если же пришлось купить на торжище, то обычно икону кадят с Исусовой молитвой ( или дома кацеей, или в храме по благословлению священника).

Ну а кому не лень, почитайте (под катом) как писал инок Епифаний, пустозерский мученик, о своём ремесле крестоваяния:
(для понимания текста, инок находился в темнице вместе с прот.Аввакумом.


И скоро вижу сердечныма очима моима, кабы сотник к темнице моей пришел к оконцу и принес много крестов больших и малых. Отесаны, большая щепа обита с них, оглавлены; яко быти тут крестам многим. И кладяше их на оконце мое темничное и рече ми сотник сице: "Старче! Зделай мне крестов Христовых много: надобно мне". И аз рекох ему с печалию: "Уже, господите, нельзе мне ныне крестов делать: не вижу, а се и рука больна, сечена. Отошло ныне от мене рукоделиет то". И рече ми сотник: "Делай, Бога ради, делай! Христос бесе поможет". И невидим бысть. Аз же, грешный, убудихся яко от сна и рекох себе: "Что бе будет видение?" А глаза-таки у мене болят по-старому и гноем заплывают, и аз руками гной содираю со очей моих с печалию великою, насилу великую гляжу.
И по сем в третий день прииде к темнице моей сотник той же яве в день и принесе ми древо кедровое на кресты, и кляпичек, и долотечко маленкое - прежних моих санстей крестовых. С приезду до мучения здеся аз делал кресты болше дву годов; и как мы пошли к смерътному часу, на мучение, тогда аз ту снасть отдал требующим Христа ради; а он ту снасть паки сыскал и принес ко мне. И даде ми снасть и древо и рече ми сотник: "Старец! Зделай мне крестов Христовых немало-таки: много надобе мне вести к Москве и давать боглюбцем". И аз рек ему: "Уже, рабе Христов, отошло от мене ныне сие дело: не вижу, а се и рука сеченая больна, а сие дело великое и святое и щепетко28 его делать". И рече ми паки сотник: "Пожалуй су, пожалуй су Бога ради, потружайся! Не обленися - будет тебя столко. Христос тебе поможет".
И аз реку ему: "И ты сходи, Бога ради, ко Аввакуму и принеси мне от него благословение, да и помолился бы о мне, да поможет ми Господь кресты делать". Он же скоро тече ко Аввакуму и принесе ми от него благословение. И рече ми сице: "Аввакум тебя благословляет кресты делать и молится Богу о тебе, да поможет ти Господь кресты делать". И аз рек ему: "Благослови же и ты мене, Бога ради, кресты делать, да и помолися о мне". Он же рече ми: "Бог благословит тя кресты делать, и помолюся о тебе". И иде от темницы моея по обычаю благочинно, с прощением поклоняся.
Аз же, грешный, превращая в руках древо кедровое, и кляпичек, и долотечко, глаголя сице: "Господи, Господи Исусе Христе, истинный Боже наш! Что се будет? Рука болна, и очи не видят, а нудят мя и благословляют раби твои. Их ради веры великия и прочих рабов твоих, желающих креста твоего святаго на поклонение себе, помози ми, Господи, грешному рабу твоему. их ради молитв". И с началом помоляся Христу Богу, свету, и Богородице, матере его истинной, и святому ангелу-хранителю моему, и всем святым, и начал крест делать. О, чюдо великое Христа Бога, света нашего! О, скораго милосердия Спаса нашего Христа! О, дивняго исцеления очей моих бедных! Креста ради Христова бысть очи мои в том часе безболезнены и светлы зело, а и рука моя стала потребна на службу кресту Христову. Слава Богу, свету нашему, о всех сих во веки веком! Аминь.
И егда поможет ми Господь крест зделать, малой или большой, поклонной или воротовой, и аз его положу или поставлю на обычном месте честно, и поклонюся ему, и проговорю ему тропарь "Спаси, Господи, люди своя", и кондак "Вознесыйся на крест", и по сем - песнь шестую кресту, ирмос "Божественное се и всечестное совершающе праздненство богомудрении Божия Матере, приидете, руками восплещем, от нея рождьшагося верою славяще", "Слава, Господи, кресту твоему честному! Крест - всем воскресение, крест - падшим исправление, страстем умерщвление и плоти пригвождение; крест - душам слава и свет вечьный. Слава, Гсподи, кресту твоему честному! Крест - врагом губитель, крест - злочестивым язва и пленение, и верным держава, благочестивым хранитель, и бесом отгонитель. Слава. Крест - страстем пагуба, крест - помыслом злым отгнание, крест - сокрушение языческо искусително и духовом показася ловительство. И ныне. Крест воздвижется, и падают духов воздушных чинове; крест снисходит и нечестивии вси ужасаются, яко молънию видяще крестную силу". По сем - молитва кресту: "Да воскреснет Бог, и разыдутся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его. Яко ищезает дым, да изщезнут, яко тает воск от лица огню, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением. И да возвеселимся рекуще: радуйся, кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Исуса Христа, во ад сошедшаго, и поправшаго силу диаволю, и давшаго нам крест свой честный на прогнание всякаго врага и супостата! О, пречестный и животворящий кресте Господень! Помогай нам со пресвятою госпожею Богородицею и со всеми святыми небесными силами всегда, и ныне, и присно, и во веки веком, аминь". По сем: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение твое славим". Трижи. И поклоны три великия. Таже: "Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Спаси, Господи, и помилуй раб своих, идеже будет сей крест твой честный носящих, и держащих, и поклоняющихся ему, молящихся тебе, свету; и дом той, и место то, идеже будет крест твой сей святый. Отгони от них всяк дух нечист, лукав, сатанин, и всех бесов его, и злых человек, и всякое действо сатанино, и всех бесов его, злых человек. И избавит их, Господи, ото всякого расколу церковнаго, и от всякия службы еретическия, и от вякия скорби, гнева, и нужды, и печали, и от всякия болезни душевныя и телесныя.
И прости им, Господи, всякое согрешение, волное и неволное, и спаси их, свет наш, и молитвами их святыми и мене, грешнаго раба твоего, спаси". Да и Богородице, и ангелом-хранителем, и всем святым о том же помолюся. Поклон. Таже: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Со страхом и любовию приступаю ти, Христе". Поклон земной. "Страхом убо - греха ради, любовию же - спасения ради". Поклон земной. И приступя ко кресту со страхом Божиим, возму его рукою и целую в подножие, глаголя сице: "Осени ми, Господи, уста и язык благодатию Духа твоего Святаго, силою креста твоего святаго, на славу тебе, свету, и на спасение бедной и грешной души моей". Таже - лице и очи: "Да всегда зрю к тебе, свету". Таже - уши: "Да слышу и разумею по воли твоей святей". Таже - главу и ум: "Да всегда угодная тебе, свету, творят". Таже - к сердцу приложу крест и реку сице со умилением: "Господи! Благодатию Духа твоего Святаго, силою креста твоего святаго зажги и запали сердце мое любовию твоею и всю внутреннюю мою, да всегда горит к тебе, свету; и очисти мя, Господи, от всякия скверны плоти и духа и спаси твоих, носящих, и держащих, и любящих тя, света, очисти и спаси их". Таже положу его на то же место и реку: "Верую, Господи, яко ты еси Христос, Сын Божий, распныйся на честнем кресте и воскрес, и поклоняюся тебе, свету, и честному кресту твоему, и воскресению, и пречистой Богородице, святым ангелом-хранителем нашим, и всем святим твоим". И - поклон земной великий, или 2. Таже: "Слава и ныне. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, благослови! Господи Исусе Христе, Сыне Божий! Молитв ради пречистыя ти матере, силою честнаго и животворящаго креста, и святых небесных сил бесплотных, и святых ангел-хранителей наших, и святаго пророка и предотеча крестителя Иванна, и святых славных и всехвальных апостол, и иже во святых отец наших, Николы архиепископа, Мир Ликийских чюдотворца, и Филиппа, митрополита Московскаго, всея Русии чюдотворца. и преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Саватия. и Германа, и Илии архимарита, и Иринарха игумена, Соловецких чюдотворцев, и святаго имярек, егоже есть день, и всех святых твоих помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Господи помилуй! (трижи)". Сие кресту соверьшение.
А егда, чадо мое любимое Афанасие, делаю аз кресты те прилежно и утомлюся, делая их доволно, и возлягу опочинути на одре моем и усну, егда первой сон отидет от мене, аз же лежу на одре моем, уже не спя, тогда ми чюдныя гласы бывают, повелевают ми востати и делати кресты, сице: отвнеюду29 к темничному моему оконцу принича яко юноша некий доброгласный чюдным, и умиленным, и светлым гласом сотворит ми молитву сице: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!" Аз же реку "аминь" и востану. И того дни зело ми поспешно30 бывает в рукоделии крестов. Да и сему аз, чадо мое Афанасие, много дивлюся: делаю аз тридесяти лет, а ни которою снастию ни руки, ни ноги ни посек, ни порезал. Соблюдает мя благодать Святаго Духа и до днесь. А по смете, мнит ми ся, больше пяти или шести сот зделано крестов. А егда делаю ведерка, или ящики, или ино что, тогда много рук и ног сек и резал, и крови тачивал много. А егда не послушаю гласа того, будящаго мя, и паки усну, тогда много ми беси творят во сне пакости, иногда и осквернят мя, окаяннаго, искушением. Аз же востану тогда с печалию и очищуся от искушения, по преданию старческому, и того дни крестов не делаю, укаряя себя сице: "Не достоин ты, окаянный, сего святаго рукоделия - делати крестов".
А от рукоделия крестов только имывал аз денег четыре деньги, разве31 хлеба и рыбы, и инаго нужных телесных, а то все отдавал Христа ради. И аще кто принесет ми за труды от крестов хлеба или ино что ядомое и нужное телу моему, и аз прииму у него во имя Христово и положу ту милостыню предо образом Христовым и пречистыя Богородицы, и прошу милости у Христа Бога и Богородицы приносящему рабу Христову, и чадом его, и всему дому его, да умножит ему Христос Бог вместо сих сторицею и благословит его во вся дни живота его и весь дом его, и да сподобит их Господь и в будущем веце благословения во веки веком, аминь.
Tags: Крест, Чин, ереси, икона, старообрядцы
Subscribe

  • Шамплеве

    Рукоять посоха латинянского бискупа с изображением архангела МихАила, поражающего дракона. Этот посох был изготовлен в центральной Франции около 1220…

  • Аккабадоры или «хозяйки смерти»

    Аккабадоры — женщины палачи , «Хозяйки смерти», убивавшие мужчин деревянным молотком и душившие ногами. В XVIII веке на Сардинии…

  • Не знал... антиресно

    В 60 километрах от Алматы находится Тургеньское ущелье, какое отношение оно имеет к русскому писателю Тургеневу? «Предок рода Тургеневых мурза…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

  • Шамплеве

    Рукоять посоха латинянского бискупа с изображением архангела МихАила, поражающего дракона. Этот посох был изготовлен в центральной Франции около 1220…

  • Аккабадоры или «хозяйки смерти»

    Аккабадоры — женщины палачи , «Хозяйки смерти», убивавшие мужчин деревянным молотком и душившие ногами. В XVIII веке на Сардинии…

  • Не знал... антиресно

    В 60 километрах от Алматы находится Тургеньское ущелье, какое отношение оно имеет к русскому писателю Тургеневу? «Предок рода Тургеневых мурза…