задали интересный вопрос-
"Верно ли понимаю, что в начале были - энколпий. По сути некий аналог коробочки, которую фарисеи носили на лбу, а христиане 3-5 веков на груди?
Коли оно так, то пошто сменили сию традицию на кресты?
И есть ли в Св. Писаниях на то какое либо вменяемое указание, что надобно оные кресты носити?"
В некоторых сообществах, особенно протестантского толка,так же и у духоборов, молокан, хлыстов, скопцов, заявили- мол нет прямых указаний в Писании (Библии), то и не стоит етого делать, при етом сыпля цитатами из Евангелия. Скопцы пошли еще дальше и по одной цитате, начали себе отрезать части тела, которые мешают им соблюдать Заповеди... Иконоборцы, так же боролись и с иконами.
Но вернемся к нательным Крестам. Традиция ношения подразумевает его символическое значение, как бы готовность следовать Евангелию: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
Неции могут сказать- что тут заложен другой аллегорический смысл, но тогда легко свалиться опять же в протестантизм- зачем попам такая неудобная и яркая одежка? зачем позолота на куполах? и т.д.
Как и Православную Веру, традицию носить крестики, русские получили из Византии в 10 веке. Указание о тельном кресте есть в чине крещения. Позже, как свидетельствует Арсений Суханов в середине 17в., греки утратили ету традицию. Хорошо хоть после реформы Никона, в России не прервалась, хотя видоизменился сам крестик (стал на латынский манер с распятием), лишь старообрядцы продолжили носить Кресты по форме как до раскола ( http://mu-pankratov.livejournal.com/258748.html).
Если копать еще глубже, то из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (3 в.) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.
Иоанн Златоуст писал к женщинам, которые детям вешали всякие амулеты на шею: "Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста".
Носили ли первые християне нательные кресты, ни чего не нашел. Скорее всего нет, так как и не безопасно было, но то что Кресту поклонялись, не убиенный довод приводит Козаржевский А. Ч.
"Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы." М. Изд-во МГУ, 1984, с. 133:
"При извержении Везувия наряду с Помпеями погиб и город Геркуланум. В 1930-е годы в нем, на главной улице, в так называемом "Доме двухсотлетия" была обнаружена небольшая комната /3 м. на 2,7 м./, а в ней - нечто вроде домашнего алтаря: углубление в форме креста, сбоку железные штыри и петли от ставен как бы для прикрытия креста в случае необходимости; под крестом - деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол. В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки - остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo - "надежда в боге". Находки изображения креста в городах, погибших в I в., тем более удивительны и значительны, что обычно считают временем появления креста как христианского символа IV век. Археологические данные заставляют пересмотреть традиционные представления."
Дата гибели Помпей - 79 год.
Ну и немного первых тельных крестиков на Руси.
Домонгольские.
Древнеславянские крестовключенные лунницы VII-XIII вв пример языческо-христианского синтеза.
каменные тельные кресты, XI - XIII вв.
Кому интересно, вот тут большая подборка нательных крестиков разных времен- http://k1000k.narod.ru/