Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

Храм РПСЦ в Ростове-на-Дону

Оригинал взят у o_apankratov в Храм РПСЦ в Ростове-на-Дону
Для сведения, до 1945-го, - "беглопоповский", потому в тексте упомянут их вл. Пансофий, а соврем. прихожанка не знает о судьбе храмоздателя ...
Оригинал взят у sosnitsky в Старообрядческая церковь на Ульяновской улице. Ростов-на-Дону.
Ульяновская улица занимает значительное место в моих детских воспоминаниях. Я часто гулял на ней, так как, в отличии от Баумана, где собственно я и жил, и Газетного, она была очень-очень тихой. Редкие машины медленно проезжали по ней, практически не беспокоя нас, малышню, гоняющую мяч или просто бегающую по дороге. Еще в садике нас почти каждый день водили гулять на Ульяновскую. Наши прогулки и игры проходили на широком тротуаре перед старообрядческой церковью на Ульяновской 37. И уже тогда, в пятилетнем возрасте, я знал, что церковь эта - старообрядческая, не такая, как остальные. Что это значило, я не понимал, но суровых бородатых мужчин и женщин в платках мой детский мозг запомнил. Тем более, что в нашем доме на первом этаже тоже жила бабушка - староверка, которая всегда всем своим видом укрепляла мое представление о староверах, как об угрюмых и хмурых людях, никогда не улыбающихся и постоянно недовольных...
Но речь-то не обо мне...






Пожалуй, самым известным ростовским старовером прошлого века был Николай Алексеевич Панин – купец первой гильдии, промышленник и меценат, Потомственный Почётный Гражданин города Ростова-на-Дону и "гвоздильный король".



Отец Николая Алексеевича – Алексей Панин имел двух сыновей: Николая и Мартемьяна, и пятерых дочерей.

Уже в 15 лет подросший Николай Алексеевич начал торговать, помогая отцу, а в 23 года стал во главе дела, рационально используя оставленные отцом капиталы.

Занимаясь коммерческой деятельностью, Николай Алексеевич активно участвовал и в общественной жизни Ростова.  28 лет, с 1876 года по 1904 год он был гласным Городской Думы.

За длительное служение городу купец Николай Алексеевич Панин был удостоен звания Почетного Потомственного Гражданина города.

Плоды попечения Н.А. Панина о ростовских староверах оставили значительный материальный след в истории Ростова-на-Дону.  Один из самых основных результатов его благотворительности - строительство на свои пожертвования в 1912-1913 годы на Канкринской улице (ныне - Ульяновской)  кирпичного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 

Будучи активным деятелем старообрядческого движения всероссийского масштаба, Н.А. Панин принял решение организовать в Ростове-на-Дону старообрядческий духовный центр. Два его дома по улице Канкринской, 39—41 находились всего в ста метрах от существующей Введенской Церкви белокриницкого согласия, а в громадном дворе при строениях арендовала помещения табачная фабрика Шлема Фишевича Файермана.
 
В 1910 году Н.А. Панин строит на этом участке двухэтажный дом причта по проекту ростовского архитектора Е.М. Гулия. Через год в этот дом приглашают старообрядческого священника из города Вольска — отца Николу Микульшина. Тогда же на этих землях Панин закладывает новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Принимая во внимание, что отец Никола Микульшин переехал в Ростов-на-Дону за два года до окончания строительства храма, можно предположить, что он принимал непосредственное участие в его возведении.

Сам же Панин с душевной теплотой относился к строительству. Достаточно сказать, что для проектирования храма был приглашён архитектор высокого столичного уровня — В.А. Покровский, выпускник Академии художеств, известный российский зодчий, чьи творения формировали ретроспективизм — новое стилевое направление русской архитектуры конца XIX — начала XX вв

Утварь и иконостас для него жертвовали Парамоновы и Соловьёвы — известные ростовские семьи старообрядцев белокриницкого согласия. Освящение храма было совершено в 1913 году. Первое время он именовался Покрово-Ильинский: возможно, в нём находилась чтимая икона пророка Илии.

Кроме храма (Ульяновская 37)  и дома причта (Ульяновская 39), Н.А. Панин построил на этом участке ещё четырёхэтажный богаделенный дом, который выходил своим фасадом на улицу Воронцовскую (ныне - дом № 52 по улице Баумана).
Это был крупнейший дом призрения в Ростове-на-Дону. Его площадь составляла порядка 1200 кв.м, в нём было более 50 палат.
Сейчас дом находится в том состоянии, в каком ему и должно быть после 89 лет управления товарищами швондерами и проживания в нем товарищей шариковых:


  




Н.А. Панин за свои средства полностью содержал и храм, и причт при нём, и богаделенный дом.

В марте 1918 года престарелый Н.А. Панин составил Духовное Завещание, по которому разделил своё имущество между женой и детьми. Принадлежащие ему на праве частной собственности Покрово-Ильинский храм, дом причта, богаделенный дом и 300 000 рублей на счёте в Конторе Государственного Банка он завещал старообрядческой общине.

Осенью этого же 1918 года Н.А. Панин скончался. В этом же году Духовное Завещание было исполнено, вся перечисленная недвижимость перешла в собственность общины.

Однако в 1922 году всё имущество, естественно, было национализировано, здание храма и дома причта были переданы общине Ростовско-Нахичеванским Советом рабочих и крестьянских депутатов на правах бесплатного бессрочного пользования. В богадельне были организованны, как водится, коммунальные квартиры для жильцов Комунхоза, и ростовские швондеры стали методично и неуклонно разрушать дом изнутри.
В этот период община переживала очень трудные времена. Она значительно уменьшилась и составляла не более 25 человек. В связи со стеснёнными обстоятельствами, общину покинул настоятель — отец Никола Микульшин. Следующим настоятелем на короткий период в 1931-1932 гг. стал епископ Пансофий (Ивлев), который из-за малочисленности прихода в своём кафедральном храме вскоре был вынужден уехать в Курск.
К середине 30-х, в областном крупном городе Ростове-на-Дону действовали только две христианские церкви — новообрядческая Вознесенская на Братском кладбище и старообрядческая Покровская. Но в 1939 году (по другим данным в 1935 г.) власти закрывают и эту старообрядческую церковь, в которой разместились цеха радиозавода «Комсомолец» промотдела Горсовета. До сих пор с тех времён в храме видны «раны» — выбоины в метлахской плитке пола, рельсы для кран-балок и деревянная каморка во дворе, построенная тогда как проходная завода. В тот же период уничтожается и иконостас. Короче говоря, ничего необычного в истории церкви и соседних домов не происходило - все было так же, как в сотнях других городов и тысячах деревень советской России...

Во время оккупации донской столицы в 1942 году немецкие власти решили вернуть верующим все сохранившиеся храмы. Так,
в августе того же года была возвращена старообрядцам и Покровская церковь. Но старообрядцы в первую очередь занялись
не налаживанием богослужебной жизни, а озаботились судьбой раненых красноармейцев, которые остались в городе после отступления Красной Армии, не забывали старообрядцы и соседей — иудеев.

В огромном подвале под храмом староверы во главе со старостой прятали тяжелораненых солдат и евреев. Когда мы зашли в церковь, нам удалось краем глаза увидеть этот самый подвал с отдельным входом, справа от входа в церковь.
К сожалению, в сентябре 1942 года кто-то сообщил об этом фашистам.

Разыгралась кровавая драма: всех раненых красноармейцев и иудеев, найденных в подвале храма, а также основных представителей общины повесили на Соборной площади, девятнадцать других староверов были расстреляны на углу улиц Семашко и Ульяновской (о чём свидетельствует памятная доска, установленная там ещё в советские времена). Естественно, немцы сразу же закрыли церковь, она пустовала до 1945 года.

На мемориальной доске, установленной на углу улицы Ульяновской и проспекта Семашко в память об этом расстреле, ничего ни о старообрядцах, ни о евреях не говорится. Упоминаются только погибшие пионеры. Естественно, что советская власть не устанавливало мемориальных досок староверам. Даже тем, которые ценой собственной жизни спасали людей от фашистов...

Хотя не совпадают и даты события - источники говорят о сентябре 1942 года, а на доске указана дата 24 июля 1942 года. Может быть, речь идет и о двух разных событиях...






А в конце 1945 года советская власть вернула старообрядческой общине Покровский храм, и уже в начале 1947 года отремонтированная церковь была вновь освящена. Старостой общины стал Иоанн Яковлевич Кожемякин (он был одним из тех, кто в 1939 году при закрытии храма спрятал его святыню).

Сегодня церковь продолжает функционировать и, вопреки моим детским впечатлениям, приветливые женщины в платках пригласили нас зайти на службу, показали вход в подвал, где прятали красноармейцев и евреев, разрешили сфотографировать архитектурные детали здания. Но одна вещь меня все-таки немного напрягла. Заведя разговор с одной из женщин, работающих в церкви, о Николае Алексеевиче Панине, я услышал от нее, что это был настоящий, истинно верующий христианин.
А потом она стала спрашивать уже у меня, не знаю ли я, когда и где он умер, где похоронен... И у меня как-будто что-то резануло внутри: если уж верующие-старообрядцы, работающие в Покровской церкви, построенной на деньги Панина, ничего не знают о его судьбе, то что говорить об остальных... Но, с другой стороны, зачем старушке знать о каком-то Пание, умершем почти 100 лет назад? Кто он ей?..
А, может быть, я слишком впечатлительный...

Так выглядела Покровская церковь на открытке начала 20 века, выпущенной Северным Художественным Издательством (СХИ):


Так выглядит церковь сегодня:










С домом причта нам тоже повезло - жильцы приветливо встретили, пустили сфотографировать бывшую парадную лестницу, остатки старых оконных рам, пожаловались, как водится, на ветхость дома и разруху, а также на отсутствие ремонта с 80-х годов прошлого века. Вот как сегодня выглядит этот до сих пор не утративший очарования, но сильно обветшавший без должного ухода и хозяйской руки дом:




Вид со двора:


Лестница черного хода:



Бывшая парадная лестница сейчас расположена в квартире:




  

Сохранившиеся элементы старинных рам:

  


Не строим на собственные деньги церкви и больницы...
Не сохраняем то, что было создано до нас...
Нет хозяина у дома... 
Нет хозяина в городе... 




Фотография Н.А. Панина и факты его биографии взяты с сайта Общины Покровского собора в Ростове-на-Дону.




Tags: РПСЦ, Ростов-на-Дону, старообрядцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments