В завершении серии о Бурятии - пост о, пожалуй, самой интересной его достопримечательности.
Да-да, самой интересной! Может быть, не столь колоритной, как Иволгинский дацан, или известной, как Голова, но самой познавательной.
1. Этнографический музей располагается в поселке Верхняя Березовка, на окраине Улан-Удэ. Добраться можно на автобусе №37 из центра города (я садился на Филармонии). Ехать минут 30. Единственный нюанс: автобус следует по трассе Р438 ("Баргузин"), а музей в стороне - примерно километр вверх по улице Музейная. Меня заверили, что если предупредить водителя, что вы "до музея", то автобус свернет и довезет непосредственно до входа. Но мне этого делать не пришлось - как раз проходила программа мероприятий ко Дню России, поэтому бóльшая часть пассажиров ехала до музея. Довозит ли автобус в обычные дни, сказать не могу. В любом случае километр - это не так уж много для пешей прогулки.
Я очень боялся не успеть за один день осмотреть две "пригородных" достопримечательности Улан-Удэ - Иволгинский дацан и музей, но, к счастью, времени без спешки хватило на обе, и еще осталось немного на ужин перед вечерним поездом.
Исходя из моего опыта, с учетом дороги и прогулки по территории музея (а она огромная!), закладывайте на его посещение 3-4 часа.
Как я уже упомянул, в музее проходили мероприятия к государственному празднику, поэтому около ворот было не протолкнуться - все заставлено автомобилями и автобусами. С другого ракурса стелу бы снять не вышло:
Администрация заманила бесплатным входом (и я им успел воспользоваться, обычно вход стоит 150 рублей). Когда выходил, заметил перебранку между людьми, желающими пройти внутрь, и женщинами-контролерами. Видимо, администрация не ожидала такого потока посетителей (или решила, что упускает большой доход), и, вопреки обещаниям, стала брать деньги за вход. Возмущение было понятно.
2. Карта территории. На 37 гектарах собрано около 40 архитектурных памятников. Улан-удэнский музей - один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Открыт в 1973 году. Честно сказать, для небольшого сибирского города наличие такого объекта - приятная неожиданность. Улан-Удэ имеет большой туристический потенциал: и в самом городе есть что посмотреть, и Байкал рядом.
3. А вот и собственно ворота, которые с солнечной стороны заснять не получилось.
4. Общий вид территории
5. Окружают музей такие знакомые забайкальские сопки. Природа в местности вокруг Улан-Удэ и Читы очень схожа.
6. Музей разделен на несколько комплексов. Первым внимание посетителей привлекает городской комплекс - здесь собраны дома старого Верхнеудинска. Их не очень много, но в планах администрации воссоздать на этом месте небольшой уголок уездного сибирского города конца XIX - начала XX века с улицей, площадью, пожарной каланчой, торговыми лавками.
7. Выразительный дом с мезонином (дом богатого горожанина). Построен в 1900 году, в городе располагался по адресу Почтамтская, 22. Перевезен в музей в 1978 году.
8. Какая славная почти утраченная традиция красить рамы окон голубой краской! Так смотрится куда уютнее.
9. В доме восстановлена экспозиция интерьера дома богатых горожан начала XX века.
10. Музей можно осматривать самостоятельно, вне экскурсионной группы - в отличие от, скажем, Шушенского, где свободно не погулять. По-видимому, сотрудников немного, поэтому доступ внутрь ограничен - как правило, можно зайти только в сени и осмотреть комнаты из двери, закрытой на замок решеткой.
11. Дом коридорного типа (1909), получившего распространение в городе с прокладкой Транссибирской магистрали и притоком новых жителей. Предназначался для сдачи комнат в наём.
12. Дом Танских ("дом врача"), в котором располагается администрация.
13. Еще один симпатичный двухэтажный дом, отведенный под нужды сотрудников.
14. Старообрядческая Никольская церковь (1884) - самое красивое строение музея, в числе первых его экспонатов: перевезена из села Никольского Верхнеудинского уезда в 1971 году.
15. Отчего-то не пошел внутрь - упустил возможность осмотреть восстановленный иконостас.
16. Сцена и небольшой концерт. Я такое не люблю, прохожу мимо
17. Переходим к бурятскому комплексу. Открывается экспозицией быта предбайкальских бурят, проживающих на территории современной Иркутской области.
18. Дом-зимник построен в 1892 году в селе Хореты (Нукутский район Иркутской области). Принадлежал зажиточному буряту Софронову С.Б. Перевезен в музей в 1975 году. Интерьер дома характеризует как традиционный бытовой уклад, так и новшества, заимствованные у русских крестьян: русская печь, самовар. Кухня обставлена мебелью городского типа из дуба. К тому времени у зажиточных бурят появляется посуда из фаянса и фарфора (на полках этажерки). На деревянных диванах (сапа) - самодельные коврики (хубсары), сшитые из камусов диких и домашних животных.
19.
20. Разнообразная сельскохозяйственная утварь.
21. Летняя юрта с примыкающей верандой. С появлением домов русского типа буряты продолжали сохранять юрты как станционарные жилища на летниках и во дворах зимних усадеб. Переселялись в них ранней весной, до перекочевки на летники, а после возвращения с лентиков - жили до наступления холодов. Зимой использовались в качестве амбара и кладовки для хранения муки, мороженного мяса, молока.
22. Традиционный интерьер летней юрты
23.
24. Летняя кухня
25. Зимняя усадьба бурята-середняка
26.
27. Летняя юрта. Юрты из дерева строили буряты, жившие в лесных, лесостепных и горных районах. Стены строили из сосны, крышу - из лиственницы или кедра.
28. Деважин-дуган, перевезенный из Тамчинского дацана, в котором до 1936 года располагалась резиденция Пандито хамбо-ламы. Там он являлся одним из 17 малых храмов, построен для размещения в модель модели "Рая Сукавати". Представляет собой квадратное помещение с загнутыми вверх концами крыш с крыльцом с навесом и перилами.
29. Внутри выставка деревянных резных деталей Янгажинского дацана, среди которых центральное место занимает панно "Тунши", выполненное в технике плоскорельефной резьбы. Иллюстрируюет сказку о четырех животных, разумно решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.
30. Оленные камни перед входом с надписями на санскрите.
31. Кусочек забайкальской тайги
32. Забайкальский комплекс, демонстрирующий быт бурят, проживающих на территории современной республики.
Войлочная юрта:
33. Амбар
34. Дом-зимник богатого бурята. Построен в 1912 году в селе Арбижил (ныне Заиграевский район Республики Бурятия). Принцип и техника строения заимствованы у русского населения. Представляет собой большое прямоугольное строение, окна которого выходят на юг и менее всего подвержены господствующим ветрам.
35. В доме воссоздан интерьер зажиточного скотовода, который мало чем отличается от обстановки юрт. Это почетная часть дома - хоймор. Мне больше всего нравятся расписанные национальными узорами сундуки - не отказался бы иметь такой дома :) От угла в сторону наблюдателя находится буддийская божница (гунгарбаа).
36. Хозяйственная часть с кухонной мебелью и посудой
37.
38. Забайкалье традиционно было местом ссылки и каторги. В экспозиции представлен этапный амбар - такие размещались через каждые 25 вёрст для ночлега. Этот привезен из села Кульский Станок Хоринского района Бурятии.
39. Русский старожильческий комплекс.
Дом станичного атамана. Привезен из Заудинской станицы Верхнеудинска.
Точная дата строительства не установлена, в купчей о продаже указан 1881 год. Музеем приобретен у гражданки Черковой П.Е. в 1979 году. Имеет вид срубного жилища "в лапу" с четырехскатной круглой крышей стропильной конструкции. Рубленые сени переходят в веранду.
40. На веранде собраны предметы быта.
41. Внутри выкрашен голубой известью - какой знакомый вид :) Думаю, многим напомнил деревенские дома бабушек и дедушек.
42. Под навесом-стойлом для лошадей - разнообразие экспонатов
43. Самая впечатляющая экспозиция музея - старообрядческий комплекс. Известно, что Забайкалье в XVIII веке было местом ссылки старообрядцев - переселялись они большими семьями (в отличие от одиноких каторжников), поэтому среди местного русского населения получили название "семейские". Селились крупными группами, образовав деревни и села на территории современных восточных районов Республики Бурятия и Красночикойского района Забайкальского края.
Двухэтажный дом Борисова перевезен из села Куйтун (Тарбагатайский район Бурятии) в 1972 году. На первом этаже располагалась торговая лавка и кладовая.
Все помнят печку из мультфильма "Вовка в тридевятом царстве?"
44. Уникальные въездные ворота из села Новая Брянь (Заиграевский район Бурятии). Указан год постройки.
45. Какая роскошная резьба! Только богатый человек мог себе позволить такую красоту. Зато по ее виду все прохожие знали о достатке хозяина.
46. Реконструирована застройка односторонней улицы конца XIX - начала XX века.
47. Дом Зайцева, построен в конце XIX века в селе Надеино (Тарбагатайский район Бурятии), так называемый "связный" - две продольные и четыре поперечные стены образуют трехкамерную постройку.
Длинной стороной обращен на улицу. Четыре окна с одностворчатыми ставнями.
48. На ставнях изображены цветы, олени и птицы.
49. Деревянные ворота
50.
51. Вид со двора.
52. Интерьер дома зажиточного крестьянина-старообрядца конца XIX века.
53. Хотел и здесь зайти внутрь - но этот дом отдан под нужды музея.
54. Кузница
55. Выставка хозяйственного инвентаря: сохи, плуги, бороны, молотилки, станки, сани.
56. Баня по-чёрному
Гуляя по старообрядческому комплексу, разговрорился с русской жещиной, жительницей Улан-Удэ. Спрашивала, откуда я - получив ответ, заметила, что моя Чита ей не нравится. Спрашивала моё мнение о своем городе, ей было лестно услышать мой хороший отзыв. Поговорили о схожести Улан-Удэ и Иркутска (в чем-то они действительно похожи, правда, в Иркутске, несмотря на большое количество исторических зданий, характер застройки неоднородный, в отличие от Улан-Удэ и Читы).
57. Вид Никольской церкви.
Прогулка по музею очень напомнила мне Коломенское, в котором я был годом ранее. Оказывается, я очень люблю такой формат достопримечательностей: скансены, совмещенные с парками.
58.
В музее есть археологическая часть с петроглифами, которая мне была неинтересна.
59. Чумы эвенкийского комплекса. Виды несколько портит непрезентабельный бетонный забор, ограждающий территорию музея.
К живому уголку тоже не пошел.
60. Медпункт в юрте
61. Кладбищенская часовня
Да-да, самой интересной! Может быть, не столь колоритной, как Иволгинский дацан, или известной, как Голова, но самой познавательной.
1. Этнографический музей располагается в поселке Верхняя Березовка, на окраине Улан-Удэ. Добраться можно на автобусе №37 из центра города (я садился на Филармонии). Ехать минут 30. Единственный нюанс: автобус следует по трассе Р438 ("Баргузин"), а музей в стороне - примерно километр вверх по улице Музейная. Меня заверили, что если предупредить водителя, что вы "до музея", то автобус свернет и довезет непосредственно до входа. Но мне этого делать не пришлось - как раз проходила программа мероприятий ко Дню России, поэтому бóльшая часть пассажиров ехала до музея. Довозит ли автобус в обычные дни, сказать не могу. В любом случае километр - это не так уж много для пешей прогулки.
Я очень боялся не успеть за один день осмотреть две "пригородных" достопримечательности Улан-Удэ - Иволгинский дацан и музей, но, к счастью, времени без спешки хватило на обе, и еще осталось немного на ужин перед вечерним поездом.
Исходя из моего опыта, с учетом дороги и прогулки по территории музея (а она огромная!), закладывайте на его посещение 3-4 часа.
Как я уже упомянул, в музее проходили мероприятия к государственному празднику, поэтому около ворот было не протолкнуться - все заставлено автомобилями и автобусами. С другого ракурса стелу бы снять не вышло:
Администрация заманила бесплатным входом (и я им успел воспользоваться, обычно вход стоит 150 рублей). Когда выходил, заметил перебранку между людьми, желающими пройти внутрь, и женщинами-контролерами. Видимо, администрация не ожидала такого потока посетителей (или решила, что упускает большой доход), и, вопреки обещаниям, стала брать деньги за вход. Возмущение было понятно.
2. Карта территории. На 37 гектарах собрано около 40 архитектурных памятников. Улан-удэнский музей - один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Открыт в 1973 году. Честно сказать, для небольшого сибирского города наличие такого объекта - приятная неожиданность. Улан-Удэ имеет большой туристический потенциал: и в самом городе есть что посмотреть, и Байкал рядом.
3. А вот и собственно ворота, которые с солнечной стороны заснять не получилось.
4. Общий вид территории
5. Окружают музей такие знакомые забайкальские сопки. Природа в местности вокруг Улан-Удэ и Читы очень схожа.
6. Музей разделен на несколько комплексов. Первым внимание посетителей привлекает городской комплекс - здесь собраны дома старого Верхнеудинска. Их не очень много, но в планах администрации воссоздать на этом месте небольшой уголок уездного сибирского города конца XIX - начала XX века с улицей, площадью, пожарной каланчой, торговыми лавками.
7. Выразительный дом с мезонином (дом богатого горожанина). Построен в 1900 году, в городе располагался по адресу Почтамтская, 22. Перевезен в музей в 1978 году.
8. Какая славная почти утраченная традиция красить рамы окон голубой краской! Так смотрится куда уютнее.
9. В доме восстановлена экспозиция интерьера дома богатых горожан начала XX века.
10. Музей можно осматривать самостоятельно, вне экскурсионной группы - в отличие от, скажем, Шушенского, где свободно не погулять. По-видимому, сотрудников немного, поэтому доступ внутрь ограничен - как правило, можно зайти только в сени и осмотреть комнаты из двери, закрытой на замок решеткой.
11. Дом коридорного типа (1909), получившего распространение в городе с прокладкой Транссибирской магистрали и притоком новых жителей. Предназначался для сдачи комнат в наём.
12. Дом Танских ("дом врача"), в котором располагается администрация.
13. Еще один симпатичный двухэтажный дом, отведенный под нужды сотрудников.
14. Старообрядческая Никольская церковь (1884) - самое красивое строение музея, в числе первых его экспонатов: перевезена из села Никольского Верхнеудинского уезда в 1971 году.
15. Отчего-то не пошел внутрь - упустил возможность осмотреть восстановленный иконостас.
16. Сцена и небольшой концерт. Я такое не люблю, прохожу мимо
17. Переходим к бурятскому комплексу. Открывается экспозицией быта предбайкальских бурят, проживающих на территории современной Иркутской области.
18. Дом-зимник построен в 1892 году в селе Хореты (Нукутский район Иркутской области). Принадлежал зажиточному буряту Софронову С.Б. Перевезен в музей в 1975 году. Интерьер дома характеризует как традиционный бытовой уклад, так и новшества, заимствованные у русских крестьян: русская печь, самовар. Кухня обставлена мебелью городского типа из дуба. К тому времени у зажиточных бурят появляется посуда из фаянса и фарфора (на полках этажерки). На деревянных диванах (сапа) - самодельные коврики (хубсары), сшитые из камусов диких и домашних животных.
19.
20. Разнообразная сельскохозяйственная утварь.
21. Летняя юрта с примыкающей верандой. С появлением домов русского типа буряты продолжали сохранять юрты как станционарные жилища на летниках и во дворах зимних усадеб. Переселялись в них ранней весной, до перекочевки на летники, а после возвращения с лентиков - жили до наступления холодов. Зимой использовались в качестве амбара и кладовки для хранения муки, мороженного мяса, молока.
22. Традиционный интерьер летней юрты
23.
24. Летняя кухня
25. Зимняя усадьба бурята-середняка
26.
27. Летняя юрта. Юрты из дерева строили буряты, жившие в лесных, лесостепных и горных районах. Стены строили из сосны, крышу - из лиственницы или кедра.
28. Деважин-дуган, перевезенный из Тамчинского дацана, в котором до 1936 года располагалась резиденция Пандито хамбо-ламы. Там он являлся одним из 17 малых храмов, построен для размещения в модель модели "Рая Сукавати". Представляет собой квадратное помещение с загнутыми вверх концами крыш с крыльцом с навесом и перилами.
29. Внутри выставка деревянных резных деталей Янгажинского дацана, среди которых центральное место занимает панно "Тунши", выполненное в технике плоскорельефной резьбы. Иллюстрируюет сказку о четырех животных, разумно решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.
30. Оленные камни перед входом с надписями на санскрите.
31. Кусочек забайкальской тайги
32. Забайкальский комплекс, демонстрирующий быт бурят, проживающих на территории современной республики.
Войлочная юрта:
33. Амбар
34. Дом-зимник богатого бурята. Построен в 1912 году в селе Арбижил (ныне Заиграевский район Республики Бурятия). Принцип и техника строения заимствованы у русского населения. Представляет собой большое прямоугольное строение, окна которого выходят на юг и менее всего подвержены господствующим ветрам.
35. В доме воссоздан интерьер зажиточного скотовода, который мало чем отличается от обстановки юрт. Это почетная часть дома - хоймор. Мне больше всего нравятся расписанные национальными узорами сундуки - не отказался бы иметь такой дома :) От угла в сторону наблюдателя находится буддийская божница (гунгарбаа).
36. Хозяйственная часть с кухонной мебелью и посудой
37.
38. Забайкалье традиционно было местом ссылки и каторги. В экспозиции представлен этапный амбар - такие размещались через каждые 25 вёрст для ночлега. Этот привезен из села Кульский Станок Хоринского района Бурятии.
39. Русский старожильческий комплекс.
Дом станичного атамана. Привезен из Заудинской станицы Верхнеудинска.
Точная дата строительства не установлена, в купчей о продаже указан 1881 год. Музеем приобретен у гражданки Черковой П.Е. в 1979 году. Имеет вид срубного жилища "в лапу" с четырехскатной круглой крышей стропильной конструкции. Рубленые сени переходят в веранду.
40. На веранде собраны предметы быта.
41. Внутри выкрашен голубой известью - какой знакомый вид :) Думаю, многим напомнил деревенские дома бабушек и дедушек.
42. Под навесом-стойлом для лошадей - разнообразие экспонатов
43. Самая впечатляющая экспозиция музея - старообрядческий комплекс. Известно, что Забайкалье в XVIII веке было местом ссылки старообрядцев - переселялись они большими семьями (в отличие от одиноких каторжников), поэтому среди местного русского населения получили название "семейские". Селились крупными группами, образовав деревни и села на территории современных восточных районов Республики Бурятия и Красночикойского района Забайкальского края.
Двухэтажный дом Борисова перевезен из села Куйтун (Тарбагатайский район Бурятии) в 1972 году. На первом этаже располагалась торговая лавка и кладовая.
Все помнят печку из мультфильма "Вовка в тридевятом царстве?"
44. Уникальные въездные ворота из села Новая Брянь (Заиграевский район Бурятии). Указан год постройки.
45. Какая роскошная резьба! Только богатый человек мог себе позволить такую красоту. Зато по ее виду все прохожие знали о достатке хозяина.
46. Реконструирована застройка односторонней улицы конца XIX - начала XX века.
47. Дом Зайцева, построен в конце XIX века в селе Надеино (Тарбагатайский район Бурятии), так называемый "связный" - две продольные и четыре поперечные стены образуют трехкамерную постройку.
Длинной стороной обращен на улицу. Четыре окна с одностворчатыми ставнями.
48. На ставнях изображены цветы, олени и птицы.
49. Деревянные ворота
50.
51. Вид со двора.
52. Интерьер дома зажиточного крестьянина-старообрядца конца XIX века.
53. Хотел и здесь зайти внутрь - но этот дом отдан под нужды музея.
54. Кузница
55. Выставка хозяйственного инвентаря: сохи, плуги, бороны, молотилки, станки, сани.
56. Баня по-чёрному
Гуляя по старообрядческому комплексу, разговрорился с русской жещиной, жительницей Улан-Удэ. Спрашивала, откуда я - получив ответ, заметила, что моя Чита ей не нравится. Спрашивала моё мнение о своем городе, ей было лестно услышать мой хороший отзыв. Поговорили о схожести Улан-Удэ и Иркутска (в чем-то они действительно похожи, правда, в Иркутске, несмотря на большое количество исторических зданий, характер застройки неоднородный, в отличие от Улан-Удэ и Читы).
57. Вид Никольской церкви.
Прогулка по музею очень напомнила мне Коломенское, в котором я был годом ранее. Оказывается, я очень люблю такой формат достопримечательностей: скансены, совмещенные с парками.
58.
В музее есть археологическая часть с петроглифами, которая мне была неинтересна.
59. Чумы эвенкийского комплекса. Виды несколько портит непрезентабельный бетонный забор, ограждающий территорию музея.
К живому уголку тоже не пошел.
60. Медпункт в юрте
61. Кладбищенская часовня