Так вот, во время оккупации во время мировых войн, румыны и хохлы заставляли вешать таблички на церквах- "Моленная кацапской секты". Так со временем, стало самоназванием! (кстати, там на слово "хохол" не обижаются, никониянские церкви, называют- "хохлатскими")
Кто не ведает, то "кацап"- по хохляцки "козел", у наших то у всех- бороды.
А вот вам песня, как раз поют "кацапские" бабушка с внучкой.
Во времена Николая первого и до 1905 года, у нас в России, заставляли вешать таблички на храмах- "Моленная австрийской секты", енто из-за того, что зарождение поповской иерархии, произошло в монастыре у села Белая Криница, тогда Австро-Венгрия (нынче Украина). В метриках записывали- "сектант австрийской веры", а в народе стали дразнить- "австрияки". При разговоре между собой, в шутку, еще употребляется до сих пор, но в основном, ето конечно же оскорбительный тон имеет от внешних.
Вот вам пример- барнаульских "австрияк" , моих предков по бабушке (она маленькая девочка).
По большому счету, даже слово "старообрядец", тоже сначала было оскорбительно (причем тут обряды?), самоназвание любого староверческого согласия- "православный християнин" или "правоверный"... но что ж поделать, чтоб не путаться, приклеивались различные названия и прозвища, вот самые распространенные: старовер, старообрядец, кержаки, поморцы, феодосеевцы, филиповцы, липоване, поляки, каменщики, некрасовцы, турчане, австрияки, лужковцы, нетовцы, спасовцы, колганники, стариковцы, кладбищенские, бегуны, скрытники, дырники и т.д.
Оригинал взят у
"...Бывают случаи, что иногда являются на Братский двор лица, называющие себя православными, с просьбою о том, чтобы их приняли в старообрядчество по нашему согласию, но я им всегда отказываю. И вообще на Братском дворе принятия православных в старообрядчество не совершается. Я лично никого не склоняла из православных в старообрядчество."
Из объяснительной Пелагеи Потаповны Кокушкиной, заведующая "Братским двором" (филипповский центр в Москве, Дурной переулок д.6).
(Т.В.Игнатова "К истории московского филипповского центра Братский двор во второй половине XIX - начале XXвв.
изд.Старообрядчество: история, культура, современность. выпуск №13 Москва 2009г.)
"После выхода Манифеста 1861 г. об отмене крепостного права началось брожение и среди старообрядцев села Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда. Они решили, что теперь вправе поставить вопрос об официальном признании их староверами. Первыми подобное прошение подали руководимые Матвеем Калабурдиным новоспасовцы. В своем прошении, поданном в мае 1862 г. от имени сорока пяти семейств, старообрядцы писали: "С издетства семейства наши состоят в секте спасова согласия, но по духовным росписям мы числились по настоящее время в православии, а потому, составив семействам своим имянной список и препровождая его к Вашему Высокоблагородию, имеем честь покорнейше просить отослать оный в Ставропольский земский суд для учинения распоряжения об отчислении нас с семействами от православия и присоединении нас к секте спасова согласия, чтобы нам более не относиться к духовенству великороссийской церкви с требами, которыя нами будут исполняться, согласно с теми правилами, какия установлены Святыми отцами".
Будкина И.Г. История старообрядчества в Самарской губернии. Часть 2. 1861-1869 гг.
PS Мне вспоминется одна моя знакомая константинопольская гречанка, которая сказала мне, что они сами называют себя γκιαβούρες, гявуры, от турецкого гяур, неверный. Я еще, помню, ее спросил - как же так? Это же ругательное слово. "Да ничего, говорит, привыкли". Названия десемантизируются.
Из объяснительной Пелагеи Потаповны Кокушкиной, заведующая "Братским двором" (филипповский центр в Москве, Дурной переулок д.6).
(Т.В.Игнатова "К истории московского филипповского центра Братский двор во второй половине XIX - начале XXвв.
изд.Старообрядчество: история, культура, современность. выпуск №13 Москва 2009г.)
"После выхода Манифеста 1861 г. об отмене крепостного права началось брожение и среди старообрядцев села Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда. Они решили, что теперь вправе поставить вопрос об официальном признании их староверами. Первыми подобное прошение подали руководимые Матвеем Калабурдиным новоспасовцы. В своем прошении, поданном в мае 1862 г. от имени сорока пяти семейств, старообрядцы писали: "С издетства семейства наши состоят в секте спасова согласия, но по духовным росписям мы числились по настоящее время в православии, а потому, составив семействам своим имянной список и препровождая его к Вашему Высокоблагородию, имеем честь покорнейше просить отослать оный в Ставропольский земский суд для учинения распоряжения об отчислении нас с семействами от православия и присоединении нас к секте спасова согласия, чтобы нам более не относиться к духовенству великороссийской церкви с требами, которыя нами будут исполняться, согласно с теми правилами, какия установлены Святыми отцами".
Будкина И.Г. История старообрядчества в Самарской губернии. Часть 2. 1861-1869 гг.
PS Мне вспоминется одна моя знакомая константинопольская гречанка, которая сказала мне, что они сами называют себя γκιαβούρες, гявуры, от турецкого гяур, неверный. Я еще, помню, ее спросил - как же так? Это же ругательное слово. "Да ничего, говорит, привыкли". Названия десемантизируются.