Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Category:

ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ

Оригинал взят у rostovetz в ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ

Великая благодарность finskirobot и[info]sontucio за столь крайне редкий фотоснимок!
В 1840-х годах старообрядцы-поповцы, населявшие Преображенское и Семеновское, собирались для богомоления в моленной купца Язынина, за Покровским мостом, в Медовом переулке, где службу отправляли уставщик и дьячки. В 1860-х годах дом Язынина перешел в собственность Н.В. Михайлова, который расширил моленную и украсил ее небольшим иконостасом. Иногда здесь тайно совершалась и литургия на походном алтаре священником о. Василием. В 1872 году по инициативе местного щедрого благотворителя Семена Ивановича Сеченова организовался правильный приход, был сооружен походный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы и приглашен постоянный священник Алексей Егорович Каринкин.
К большому сожалению ссылка на источник этой моей выписки о первоначальной истории Введенской общины на Генеральной улице, вероятно, находится во владении другого лица, поэтому ограничиваюсь только вышеприведенными сведениями (без ссылки). Уже в конце XIX в. на Генеральной улице существовала отдельная каменная моленная без глав и колокольни. Она была построена около 1884 года во владении московских купцов Максима и Василия Лебедевых. В миссионерском журнале "Братское слово" об этом писалось так: "В Москве, в Преображенском, на Генеральной улице, раскольники-поповцы по австрийскому священству воздвигли огромное здание в один этаж я рядом громадных, закругленных вверху окон по южному и северному фасадам и огромными входными дверями на западной стороне. Здание это особенностями своей архитектуры невольно обращает на себя внимание каждого проезжающего мимо. Оно было уже выстроено и совсем почти покрыто, когда раскольники начали хлопотать о дозволении обратить его в молитвенный дом, но получили отказ на том основании, что в силу высочайше утвержденных 3 мая 1883 г. правил о даровании раскольникам некоторых прав, разрешается лишь обращать существующие строения, а не строить вновь молитвенные дома" (ж. Братское слово. 1886 т. 1. С. 322-328). Из-за препятствий со стороны властей здание моленной не могли окончить постройкой вплоть до 1888 года. То же "Братское слово" так, довольно язвительно, писало об этом: "Нынешним же летом, пользуясь обстоятельствами, с помощью благодетелей, раскольники успели достигнуть своей цели, хотя и в несколько измененном виде. Здание, с чьего-то разрешения, окончено; но внутри ему дан вид жилого строения, - поделаны временные квартиры, где и помещен, под именем жильца, определенный сюда поп Иван, а самая большая квартира, или часть здания остается постою и в ней ставят полотняную церковь. Поп Иван, зная противозаконность новопостроенной церкви, из боязни отказывался служить в ней; но ему пригрозили за это изгнанием из Москвы, - и теперь он служит. Все это сделано, конечно, в надежде устроить здесь со временем и постоянную церковь, согласно первоначальному назначению здания" (ж. Братское слово. 1888 т. 2. С. 231-232). Около 1891 года при церкви служил уроженец Городца священник Исаакий Носов. В 1907 г. при моленной официально зарегистрирована Введенская старообрядческая община. После 1914 года молитвенный дом перестроен с приданием его всех признаков церковного здания: здание было увенчано главками с крестами и колокольней. Колокола на звонницу были торжественной подняты зимой 1916 года. В церкви находилось очень большое количество древних икон. Она свободно вмещала до 600 человек богомольцев. Церковь закрыта в 1929-30 годах, а в 1978 году ее здание снесено.


В 1967 году очевидец так описывал здание закрытого храма: "Он обезглавлен, окна с южной и северной сторон заложены кирпичом, с севера в них сохранились решетки, частично даже стекла; там где стекла выбиты, вместо них вставлена фанера. Помещение используется под склад. У входа куча битого стекла от кинескопов. Напротив, через улицу, электроламповый завод" (П. Паламарчук со слов М.Л. Богоявленского).
А вот фото 1967 года:



Кстати говоря, к сведению историков и архивистов, фотографию церковного интерьера я видел в Иллюстрированном прибавлении к газете "Московский листок" за 1908 год, №1, Стр. 3. Было бы неплохо это обнародовать.

Tags: РПСЦ
Subscribe

  • Картинка дня.

    Тут енто самое...к одному делу готовлюсь...дай думаю и классику почитаю! Кхе, кхе... ну и вы уж грешники почитайте маленько... "Малаксу тово знаешь…

  • Картинка дня.

    « И даст море мертвецы своя, и земля мертвецы своя, и смерть мертвецы своя, и ад мертвецы своя. И суд прияша каждо по делам своим... ». Фрагмент…

  • Убийство в Каннах. Савва Морозов.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments