Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

Старообрядцы Нижнего Тагила.

Купца Павла Аксёнова некоторые исследователи истории Урала и Предуралья называли главой старообрядческой «австрийской» общины Нижнетагильского завода и выходцем из демидовских крепостных. Но на самом деле Павел Тарасович происходил из государевых крестьян, родился и вырос в Верхотурье. С демидовскими заводами род Аксёновых связывали разве только торговые дела. Да и формальным главой нижнетагильской общины «австрийцев» был не Аксёнов, а купец 2-й гильдии Никита Моисеевич Гущин. В Нижнетагильском заводском посёлке Павел Тарасович Аксёнов прочно обосновался в 1880 году, развернув здесь торговлю мануфактурой и швейными машинами, а в дальнейшем стал торговать вином, чаем, сахаром и другой бакалеей. Первым его помощником и продолжателем дел стал сын – Павел Павлович.
(читать целиком статью о купцах-староверцах Н.Тагила- https://vsenovostint.ru/2015/09/02/tagil-kommercheskiy-prodolzhenie/)

*** "Австрийцами"- власти называли -старообрядцев поповцев, иерархия которых зародилась в с.Белая Криница в Австро-Венгрии. (в связи с большими гонениями тут) нынче называется- РПСЦ http://rpsc.ru/

Старовер купец Аксенов Павел Павлович с супругой.


Аксёновское подворье (фото нач. ХХ в.) в центре находится "часовня", хотя сделана была с алтарем.




Дочери П.П.Аксенова: Лариса, Валентина, Лидия


"Старуха" Аксенова. Супруга Павла Тарасовича и мать Павла Павловича.


Об "Аксеновской" часовне из "Екатеринбургские епархиальные ведомости" № 4 за 1906 год:
"В Нижнетагильском заводе проживают последователи австрийской иерархии – большей частью коммерсанты со своими семьями и служащими у них приказчиками. Имеется наставник. Совершающий службы в храме, построенном на усадьбе купца А. и, кажется, пользующийся его покровительством.
Недавно разнесся слух, что 4 октября 1905 года состоится поднятие креста на австрийском храме. Чин этот совершит их областной настоятель Антоний ( Епископ Пермский и Тобольский, именуемый у них )
Здание храма каменное, одноэтажное, стоит в тесноте среди различных построек; с алтарной стороны примыкают вплоть к нему какие-то надворные постройки: каретник, кладовые и прочие. С северной стороны – жилые дома. С улицы ведут ворота, самые простые, даже без изображения на них креста.
Вхожу через калитку в ограду очень тесную, отворяю дверь в прихожую, оказалось зашел с южной стороны, с запада же не позволяла сделать вход какая-то капитальная стена.
На западной стене в нише подпись, гласящая, что старообрядцы, приемлющие священство ( но какое именно, почему-то не упомянуто) соорудили храм сей с разрешения г. Министра Внутренних дел за № 162 и освящен храм 1 октября 1882 года в честь ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ. Через 23 года соорудили крест. Крест деревянный с главою, обит железом и покрыт золотом на марданный лак. Это все обильно убрано зеленью с массой искусственных цветов. [Был фотограф с фотоаппаратом на крыше].
Священник Сергей Стахеев "

Певчий в "Аксеновской часовне", владелец шорной мастерской Дмитрий Львович Хлопотов с сыновьями: Семеном, Дмитрием, Евстафием и Львом (моим дедом). Фото Алексея Хлопотова.


Фото Павла Петрова. Его прадед (справа) Иван Егорович Катаев. А также известные старцы Уар и Антоний. Моления на Веселых горах, конец 19 века


Нынче от подворья, остались сплошные руины. Местная старообрядческая Община, борется о возврате остатков храма для востановления.
2008 год.


Фото сделано неделю назад.




Tags: РПСЦ, история, купцы, сибирь, старообрядцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments