Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

АМО-ЗиЛ. Рождение, жизнь, смерть(?) / К 100-летию

Интересная статья. Лишь напомню, что основателями АМО-ЗИЛ, были старообрядцы Рябушинские и Кузнецовы.
Оригинал взят у mamlas в АМО-ЗиЛ. Рождение, жизнь, смерть(?) / К 100-летию
Еще из автомотовелоистории

Сто лет на ЗИЛе
Россия автомобильная

2 августа 1916 года в Тюфелевой роще в Москве состоялась закладка первого в России автомобильного завода (АМО), позже переименованного в ЗИЛ. Как промзона превращается в жилой комплекс — в фотогалерее “Ъ”. ©

По теме: Бренды советской эпохи. «ЗиЛ»


___
Строительство завода начал торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Кo», который 27 февраля 1916 года заключил договор с Главным военно-техническим управлением на поставку 1500 машин на сумму 27 млн руб.


2.

За год необходимо было выпустить 150 полуторатонных грузовиков Ф-15 по лицензии Fiat. Однако из-за революции 1917 года строительство завода не завершили, поэтому решили закупать детали в Италии и собирать грузовики в Москве. Всего в 1917 году собрали 432 автомобиля.


3.

В августе 1918 года недостроенный завод был национализирован. С октября предприятие занялось капитальным ремонтом автомобилей и другой техники. С 1920 года завод начал выпускать двигатели для танка «Русский Рено».


4.

1 ноября 1924 года был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, 7 ноября десять машин приняли участие в параде на Красной площади. Через полгода начался серийный выпуск АМО-Ф-15. В том же году предприятие было переименовано в Первый Государственный автомобильный завод.


5.

В 1927 году директором завода был назначен Иван Лихачев, занимавший этот пост 12 лет. Тогда же решили реконструировать завод, и его территория расширилась до нынешних размеров.


6.

В 1934 году начался выпуск автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6. ЗИС-5 стал первой массовой машиной, производился 15 лет. В сутки рабочие собирали по 60 автомобилей. На базе ЗИС-5 в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно.


7.

3 ноября 1936 года началась конвейерная сборка первого отечественного лимузина ЗИС-101, за основу которого был взят американский Buick. В 1936–1941 годах выпускались грузовики с газогенераторными установками, полугусеничные автомобили, автобусы.


8.

Летом 1941 года рабочие и оборудование были эвакуированы в Ульяновск, Челябинск, Миасс (Челябинская область) и Шадринск (Курганская область). В октябре 1941 года завод подготовили к уничтожению, но после успешного наступления советской армии в 1941–1942 годах на заводе продолжили выпуск военных грузовиков ЗИС-5В и полугусеничных тягачей. Всего за время войны завод выпустил около 100 тыс. машин. Эвакуированное оборудование стало основой новых заводов: Ульяновского, Уральского (Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного.


9.

19 сентября 1942 года началась работа над правительственным лимузином высшего класса ЗИС-110 по образцу американского лимузина Packard 180.


10.

В 1946 году началась третья реконструкция ЗИСа для того, чтобы начать производство послевоенной продукции: грузовых автомобилей ЗИС-150 и ЗИС-151. В 1950 году ЗИС начал делать холодильники, а с 1951 восемь лет выпускал велосипеды.


11.

В 1956 году после смерти Ивана Лихачева завод получил его имя. В 1959 году началась четвертая реконструкция завода, позволившая освоить производство грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. В 1964 году началось массовое производство грузовика ЗИЛ-130. Его выпуск продолжался до 1994 года.


12.

13 июля 1971 года ЗИЛ стал производственным объединением, в его состав вошли 17 заводов.


13.

23 сентября 1992 года ПО ЗИЛ было приватизировано и преобразовано в ОАО «ЗИЛ» (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки.


14.

Уже после приватизации был разработан трехтонный автомобиль ЗИЛ-5301(«бычок»), серийная сборка которого началась в 1996 году. В 1999 году было изготовлено 13,8 тыс. «бычков». Доля этих машин превышала 63% от всего производства.


15.
Фото: Глеб Щелкунов

С начала 2000-х годов показатели начали падать: за 2009 год завод произвел 2253 грузовых автомобиля и четыре автобуса, что вдвое меньше показателей 2008 года. В 2010 году было построено 1258 грузовиков и пять автобусов.


16.
Фото: Светлана Привалова

30 августа 2011 года после полугодового простоя вновь запустили конвейер. В конце 2012 года правительство Москвы решило сохранить производство только на южной площадке завода площадью 50 га, на остальной территории (около 330 га) появятся парки, жилье, объекты социальной и транспортной инфраструктуры.


17.
Фото: Глеб Щелкунов

29 октября 2013 года власти Москвы утвердили план реконструкции промзоны. На ней создадут район с численностью жителей 30 тыс. и 45 тыс. рабочих мест. Проект обустройства включает создание пешеходной набережной вдоль Москвы-реки, строительство ледового дворца, поликлиник, детских садов, 900 тыс. кв. м жилья. В конце 2013 года конвейер ЗИЛа был вновь остановлен.


18.
Фото: Проект "Меганом"

Реорганизация территории ЗИЛа началась в 2014 году. В спортивно-развлекательном квартале «Парк легенд» площадью 25 га уже построен «ВТБ Ледовый дворец», возводятся центр синхронного плавания и музей хоккея, планируется строительство офисов, апартаментов и парковки.

© «Коммерсантъ», 2 августа 2016
Tags: Кузнецовы, Москва старообрядческая, Рябушинские, купцы, старообрядцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Нашествие инопланетян!

    Пошел сейчас с Сонькой, разглядеть одну птичку на берегу Незнайки ( похожа на скворца, но почти без хвоста) и тут вдруг гляжу- нашествие инопланетян!…

  • Никола вешний и Христофор песьеглавец.

    Сегодня Святая Церковь празднует Пренесение честных мощей иже во свв. отца нашего Николы, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца, а так же память- Св.…

  • Пеночка-пересмешка.

    В лесу частенько встречал, сегодня и у себя засёк в зарослях калины. Махонькая такая, меньше воробья. Поёт очень антиресно, тем более под свисты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment