В ето время, пес-Никон, сам уже был в опале (в декабре его лишат сана), за то что покусился на царскую власть и как не странно, главный предлог- за то что сжег староверческого еп.Павла Коломенского... но его продолжатели не токмо не откинули ранее осужденные ереси в реформах, но как говорил другой реформатор- "и ухлУбили"!
Но я всё таки, глубоко убежден, что никонианская порча, ето не озарение самого Никона, а команда сверху... вот речь царя Алексея-Тишайшего, так сказать- "линия партии":
«Яже услышавше мы и прочетше, абие богонаставлением познахом дияволе быти семя, сицевая хулы содержащее: яко нынешняя церковь несть церковь, таины божественныя не таины, крещение не крещение, архиереи, не архиереи, писания лестна, учение неправедное, и вся скверна и не благочестна. Имже душе убийственным злоплодием мнози скудоумнии повреждьшася аки вне ума бывше, заблудиша от церкве в новопрозябшая сонмища, крещение отложиша» [Деяния Московских соборов 1666-67 гг. 2-го счета. лис. 11. Слово великого Государя царя ко освященному собору].
Протопоп Аввакум. К.А.Вещилов. Эскиз. 1906 г (ГМИР)
После этого не отказывались от мысли переубедить св. Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы Марии было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудовом монастыре :
«...ты упрям; вся-де наша Палестина, и Серби, и Албансы, и Валахи, и Римляне, и Ляхи, все-де тремя персты крестятся; один-де ты стоишь на своем упорстве и крестишься двема персты; так не подобает»
Но свщмчч. и испп. Аввакум твёрдо стоял на своём: «Вселенсии учителие! Рим давно упал и лежит невосклонно и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам, а у вас православие пестро; от насилия Турского Магмета немощни есте стали; и впредь приезжайте к нам учиться», «побранил их сколько мог» и, наконец, «последнее слово рек: Чисть есмь аз и прах, прилепший от ног своих отрясаю пред вами, по писанному: лучше един, творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных».
Где то год продержали на цепи в Боровске в Пафнутьеве монастыре, а в 1667 году был наказан кнутом и сослан в Пустозерск, где просидел в земляной тюрьме 14 лет и в 1681 году был сожжен в срубе, вместе со товарищами по вере свв. иереем Лазарем, диаконом Феодором и иноком Епифанием.