Изначально на Дону образовалось две казачьи общины. Наиболее ранние поселения были верховых казаков: по Дону выше станицы Цимлянской, по Медведице, Хопру и Бузулуку. Они во многом отличались от низовых казаков. На Верхнем Дону раньше стали заниматься земледелием. Имелись отличия в жилищах, одежде, еде, в говоре. Диалект верховых казаков напоминал рязанский говор. Верховый казак был домовит, консервативен, дольше придерживался старины. Почти все верховые казаки были ревнителями старой веры, старообрядцами.
Низовыми казаками считались жители Черкасска и донских станиц до Цимлянской. Главной хозяйственной отраслью у них было рыболовство. Они были щеголеватей верховцев, были склонны к нововведениям. Себя считали старшими по сравнению с верховцами.
Почти все войсковые атаманы и их ближайшие помощники происходили из низовцев, так как признавали - господствующую никонианскую церковь.
В 1867 г. через Калач проезжал известный писатель-романист В.В. Крестовский, написавший о в хуторе несколько строк: «В Калаче пока еще нет церкви. Недавно только на дебаркадере выставили образ и кружку с приглашением к посильным пожертвованиям. В настоящее время там находятся неподалеку от железной дороги под купою нескольких дерев бедная маленькая молельня, помещающаяся в каком-то сарайчике, с крестиком на кровле и небольшим колоколом, который одиноко висит себе подле молельни».
В начале 19 в. образовался старообрядческий мужской монастырь. Вероятно в начале 20в. его перевели в женский Сергие-Радонежский монастырь. При монастыре, была организована богодельня (больница). В 1915 г. сюда пароходами везли раненых с фронта 1-ой мировой войны из госпиталей г. Ростова-на-Дону.
В начале 30-х, монастырь упразднили, а на его месте организовали больницу "Водников".
Церковь женского монастыря во имя Знамения Пресвятой Богородицы на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского. [журнал Церковь. М., N42, 14 октября 1912 г., с. 1019]
Братия Сергие-Радонежского монастыря на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
[Церковь. М., N1, 1 января 1912 г., с. 21]
Храм Сергие-Радонежского монастыря на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
[Церковь. М., N1, 1 января 1912 г., с. 20]
Храм на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
[Церковь. М., N14, 1 апреля 1912 г., с. 348]
Внутренний вид монастыря на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
Келарня, трапезная и кельи. [Церковь. М., N42, 14 октября 1912 г., с. 1018]
Ну и немного фотографий близ лежащих хуторов от Ивана Васильевича Болдырева. 1875-1876
станица Цымлянская.
И я бывал в Калаче, вот щелкнулся почти на том же месте, что дед с мушкетом )))
Нынче ,Калачевская старообрядческая община, молится в переделанной избе под церковь.
Переулок назван в честь атамана Некрасова, который участвовал в Булавинском востании, помните о казаках "некрасовцев"? Так вот изначально они отсюда тронулись в долгий путь через Турцию.
Вот тут небольшой рассказ, моего посещения- http://mu-pankratov.livejournal.com/27607.html
Небольшая историческая справочка.
Статистика начала 20 века сообщает вот такия цифры- то время как общее число старообрядцев в 1909 г. в Российском государстве достигло примерно- 20 млн чел., а население самой Донской епархии составляло около 2,5 млн чел. На основе выборки и анализа материалов «Донских епархиальных ведомостей» и журнала «Церковь» была предпринята попытка определить географию расселения старообрядцев на Дону.
Таблица 1.
Распространение старообрядчества на территории Донской епархии.
Населенный пункт Источник
х. Алексеев ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 39. С. 917
ст-ца Аксайская ДЕВ. 1916. № 11. С. 125
ст-ца Арчадинская Там же. 1889. № 13. С. 58.
ст-ца Атаманская Там же. 1895. № 17. С. 397
ст-ца Баклановская
х. Белянинский ст-цы Мариинской Там же. 1891. № 6. С. 217
ст-ца Березовская Та
ст-ца Богоявленская
х. Боков ст-цы Еланской Там же. 1904. № 21. С. 616
х. Б. Козинки Церковь. 1913 г. № 12. С. 292
х. Б. Медведев
х. Больше-Мечетный ДЕВ. 1889. № 13. С. 581
х. Большой ст-цы Мариинской Там же. 1889. № 13. С. 581
х. Бугаковский ст-цы Голубинской Там же. 1889. № 13. С. 582
ст-ца Верхне-Каргалинская Там же. 1891. № 13. С. 501
ст-ца Верхне-Курмоярская Там же. 1895. № 17. С. 397
ст-ца Верхне-Чирская Там же. 1889. № 13. С. 581
х. Висловский ст-цы Константиновской Там же. 1889. № 13. С. 579
х. Воробьев
ст-ца Глазуновская ДЕВ.
х. Гурьев ст-цы Атаманской Там же. 1912. № 1. С. 15
х. Денисов Ростовского-на-Дону округ Там же. 1907. № 34. С. 1042
х. Дурновский ст-цы Константиновской Слово церкви. 1915. № 23. С. 551
х. Евлампиевский ст-цы Голубинской ДЕВ. 1889. № 13. С. 582
ст-ца Елисаветинская
ст-ца Есауловская Та
х. Задонско-Кагальницкий ст-цы Богоявленской Там же. 1889. № 13. С. 581
х. Западенка ст-цы Манычской Там же. 1904. № 24. С. 487
х. Ильевка ст-цы Пятиизбянской Там же. 1889. № 13. С. 582
х. Калач-на-Дону
-ца Камышевкая
ст-ца Каргальская
х. Карнаухов ст-цы Цимлянской Там же. 1889. № 20. С. 907
х. Качалинский ст-цы Пятиизбянской Там же. 1889. № 13. С. 582
х. Киреев ст-цы Островской Там же. 1912. № 7. С. 161
ст-ца Клетская
ст-ца Кобылянская Та
х. Костырки
х. Крутинский ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 23. С. 465
х. Кумский
х. Куприяновский ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 21. С. 511
х. Липовский 9 ст-цы Нижне-Чирской ДЕВ. 1889. № 13. С. 582
х. Логовский ст-цы Верхне-Чирской Там же. 1889. № 13. С. 582
ст-ца Малодельская Там же. 1889. № 20. С. 907
х. Малозападенский ст-цы Манычской Там же. 1895. № 17. С. 490
ст-ца Манычская Там же. 1889. № 15. С. 683
ст-ца Мариинская
ст-ца Мелеховская
ст-ца Милютинская
х. Михайлов ст-цы Ермаковской Там же. 1907. № 34. С. 1042
х. Морозов
х. Набатнов ст-цы Голубинской Слово церкви. 1915. № 9. С. 220
ст-ца Нагавская
х. Нагольный ст-цы Верхне-Курмоярской Слово церкви. 1915 № 49. С. 1102
х. Нижне-Кибиревский ДЕВ.
х. Нижне-Рубежный ст-цы Суворовской Там же. 1916. № 46–47. С. 704.
х. Нижне-Солоновский ст-цы Нижне-Чирской Там же. 1889. № 13. С. 582
ст-ца Нижне-Чирская Це
х. Никишиных с. Ольховатки. Слово церкви. 1915. № 31. С.726
х. Ново-Аксайский
ст-ца Новоалександровская Там же. 1889. № 18. С. 822
г. Новочеркасск Церковь. 1913 г. № 40. С. 972
ст-ца Новочеркасская ДЕ
х. Овчинников
ст-ца Ольгинская
ст-ца Островская
х. Павлов ст-цы Константиновской Там же. 1889. № 13. С. 581
х. Пирожковский 10 Семикаракорского благочиния Там же. 1889. № 20. С. 907
х. Попков ст-цы Островской Церковь. 1913 г. № 2. С. 47; ДЕВ. 1904. № 23. С. 462
х. Потапов ст-цы Верхне-Каргалинской ДЕВ. 1889. № 13. С. 578
ст-ца Пятиизбянская Там же. 1889. № 14.
ст-ца Распопинская Там же. 1891. № 23. С. 994
ст-ца Романовская Там же. 1889. № 13.
г. Ростов-на-Дону Там же. 1889. № 13. С. 583
х. Самодуровский ст-цы Пятиизбянской Там же. 1904. № 24. С. 487
х. Свинарев ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 17. С. 502 ст-ца Скуришенская Там же. 1889. № 13.
ст-ца Старочеркасская
х. Суровикин ст-цы Верхне-Чирской Церковь. 1913. № 14. С. 339
ст-ца Таубевская
ст-ца Терновская
ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 8. С. 232
х. Трудниковский ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 21. С. 511
ст-ца Усть-Белокалитвенская ДЕВ. 1889. № 15. С. 683
х. Фролов ст-цы Краснощековской Там же. 1916. № 46–47. С. 704
ст-ца Хомутовская
ст-ца Цимлянская
х. Щербово-Нефедовский ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 8. С. 232
х. Чернышевский ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 21. С. 511
ст-ца Чернышковская
ст-ца Чертковская
слобода Чистяковка Усть-Медведицкого округа Там же. 1891. № 16. С. 653
Считаем необходимым оговорить, что данные, сведенные в таблицу, не претендуют на исчерпывающее описание, так как здесь названы лишь те населенные пункты, которые упоминались на страницах духовной периодической печати. Полный список населенных пунктов, где проживали старообрядцы, практически составить невозможно по следующим причинам. Во-первых, далеко не все географические наименования указывались полностью. Например, в статье о ст. Пятиизбянс-кой говорилось, что как сама станица, так и относящиеся к ней тридцать хуторов (наименования не приводились) населены практически одними старообрядцами
Практически сплошь старообрядческое население проживало в ст. Верхне-Чирской с хуторами
Во-вторых, составляя такой список, нельзя ориентироваться и на официальные данные об открытыхмолельнях или молитвенных домах старообрядцев. По сведениям Областного правления, в 1903 г. в Донской области существовало с разрешения гражданской власти только 22 молитвенных дома. Однако на самом деле их было гораздо больше: в Цимлянском округе из 47 молитвенных домов только 2 были открыты официальным путем