РОЖЕСТВО ТВОЕ ХРИСТЕ БОЖЕ НАШ, ВОЗСИЯ МИРОВИ СВЕТ РАЗУМНЫЙ: ВЪ НЕМЪ БО ИЖЕ ЗВЕЗДАМЪ СЛУЖАЩИИ, ЗВЕЗДОЮ ПОУЧАХУСЯ ТЕБЕ КЛАНЯТИСЯ СОЛНЦУ ПРАВЕДНОМУ, И ТЕБЕ ВЕДЕТИ СЪ ВЫШЕ ВОСТОКЪ, ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ.
Пелена,мастерская: Анны Ивановны Строгановой, 1650г.
На кайме вышиты патрональные святые - царевич Димитрий (слева) и прор. Анна (справа). Личное шито крученым шелком телесного цвета "атласным швом" "по форме". Моделировка ликов схематичная, серовато-коричневым шелком. Доличное шито пряденым золотом и серебром "в прикреп". Прикрепы образуют обычные геометрические орнаменты. Фон средника, красный атлас, зашит пряденым серебром, незашитой оставлена только верхняя часть с надписью: "РОЖЕСТВО ГСА БГА И СПСА НШЕГО ICA ХА". Каймы - зеленый атлас. К нижнему краю пришиты 17 кистей из шелковых и серебряных нитей.
Сольвычегодский историко-художественный музей.
ДЕВАЯ ДНЕСЬ ПРЕСУЩЕСТВЕННАГО РАЖДАЕТЪ, И ЗЕМЛЯ ВЕРТЕПЪ НЕПРИКОСНОВЕННОМУ ПРИНОСИТЪ. АНГЕЛИ СЪ ПАСТЫРИ СЛАВОСЛОВЯТЪ, ВОЛСВИ ЖЕ ПО ЗВЕЗДЕ ПУТЬШЕСТВУЮТЪ. НАС БО РАДИ РОДИСЯ ОТРОЧА МЛАДО, ПРЕВЕЧНЫЙ БОГЪ.
задостойник
ПОДОБАШЕ УБО НАМЪ, ЯКО БЕЗЪБЕДЫ СТРАХОМЪ, УДОБЬ МОЛЧАТИ, ЛЮБОВИЮ ЖЕ ДЕВО ПЕСНЬ СЛОЖИТИ СИЛОЮ ОБОСТРЕННОЮ ДЕЛО ЕСТЬ ДРАГО: НО О МАТИ СИЛУ, ЕЛИКО ЖЕ БЫСТЬ ИЗВОЛЕНИЕ ДАЖДЬ.
12 век, Византия.
Место хранения: Монастырь св.Екатерины на Синае, Египет.
Пещера с образами Богоматери и Младенца составляет центр композиции, а фигура Богоматери заметно выделена своими большими размерами и красным цветом Ее ложа. Мистический характер действа подчеркнут изображением светового луча, падающего с небес на Младенца Христа в яслях. Особый акцент поставлен на скорбный лик Богоматери или на ясли Христа, которые в соответствии с древней традицией уподоблены алтарному престолу. При этом сам спеленутый Младенец напоминает о завернутом в плащаницу теле погребаемого Христа, прообразуя Искупительную жертву. Фоном служит пламеобразный контур черной пещеры, вызывающий зрительную ассоциацию с адской пещерой из "Сошествия во ад" и косвенно напоминающий о будущем Воскресении; таким образом сознательно сопоставлены разновременные полюсные события истории спасения. В этом композиция следует литургическим текстам, поэтически сравнивающих "Рожество" и "Распятие", представляющих как одно целое Воплощение и Искупительную жертву. Купель в сцене омовения показана в виде византийского литургического потира, в котором приносится Евхаристическая жертва. Кроме собственно "Рожества" изображены многочисленные связанные с ним события, в том числе и известные только по апокрифическим источникам. При этом все эпизоды показаны как одна длинная сцена, последовательно разворачивающаяся в пейзаже гористой пустыни. Вверху изображены два хора ангелов, возглавляемых архангелами в императорских облачениях. Они совершают небесную службу, прославляя чудо воплощения на земле Богомладенца. По сторонам изображена история волхвов, разделенная на три эпизода: их приезда, поклонения Младенцу Христу и отъезда. При этом волхвы, в соответствии с древней традицией, показаны трех разных возрастов, символизируя бесконечное время. Младенец Христос благословляет волхвов двумя расставленными руками, подобно архиерею в храме, которому поклоняются трое священнослужителей с Востока. Справа вверху - "Благовестие пастухам", которое включает восходящие к античным буколическим сценам изображения пасущегося стада и мальчика, играющего на флейте. С другой стороны композиции показано иное благовестие - "Сон Иосифа" - чудесное событие, непосредственно предшествовавшее Рождеству. Под Богоматерью на ложе, в качестве одного из смысловых узлов всей композиции, размещено "Омовение Младенца", представленное как некий священный ритуал. Оно дополнено редчайшей для Византии и иногда встречающейся в поздней русской иконописи сценой "Несение купели", изображающей повивальную бабку Саломию, с апокрифическим именем которой связано чудо об отсохшей и ожившей руке. Саломию сопровождает ее помощница и указывающий путь юноша, который в русских вариантах сцены изображается как ангел. Следующими по времени в нижних регистрах показаны события, связанные с преследованиями Ирода. Слева "Елисавета, прячущаяся с младенцем Иоанном Крестителем в чудесно расступившейся скале", затем читается "Бегство в Египет" с фигурами Богоматери с Младенцем на осляти, Иосифа и его сына. В сцену включено изображение города, во вратах которого стоит фигура в царских одеяниях, протягивающая молитвенно руки навстречу Богомладенцу и Владыке мира. Весь нижний регистр композиции занимает перенасыщенная натуралистическими деталями сцена "Избиение младенцев" с фигурой Ирода на троне, отдающего приказы. Таким образом на одной иконе представлен целый цикл "Рожества Христова", который достаточно точно соответствует текстам, читаемых на богослужениях в связи с празднованием Рожества.
п.с. Да вот друзья! Сегодня нужно кушать- сочиво. Ето каша такая, рецептов в инете тьма.