Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Пятничная стирка.

Есть такая деревня- Кривой Наволок в Удорском районе Республики Коми. А прославилась она тем, что тут сохранился обычай- "стирать" или "мыть" иконы в речке Кер-ю, которая впадает в Вашку. Происходит ето всё, на праздник Параскевы Пятницы, девятая пятница после Пасхи, называется тут- «Заветным днём больных» (коми- Заветной лун висьысьяслӧн).После молебна в часовне, проводят крестный ход к поклонному Кресту на речке Кер-ю, где тетки и девчонки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освящённых иконой Параскевы Пятницы. Вода считается святой (и целебной) в течение трёх дней после праздника.

Само-собой етот обычай- отголосок языческих традиций коми-зырян.
Фото Геннадия Михеева


Изначально, тут проживали староверы- Филлиповского толка (самое радикальное согласие безпоповства, сейчас ни кого не осталось) Главным наставником был местный уроженец Петр Бозов, местные староверы стали именоваться “бозовыми”...


Филлиповцы- откололись от Феодосеевцев (http://mu-pankratov.livejournal.com/245215.html) не признавая ни какого сотрудничества с властями... и в самом деле, если практикуешь доктрину безпоповства и в Мире воцарился антихрист, то какое может быть сотрудничество? )))
Позже, тут основался большой "куст" бегунов-странников, но 1938 году, НКВДэшники всех изловили и разорили все скиты в лесах.
Нынешние жители деревни, приписывают себя- как бы к староверам... но как я понял- какое согласие не знает ни кто, на службу иногда приезжает даже никонианский поп...и кроме языческих традиций, всё утрачено. В нашей среде называют- "одичавшие староверы".

Часовня Параскевы-Пятницы, построена в начале 18 века, при впадении в Вашку реки Кер-ю (что с коми переводится как “бревно-вода”).


комментарий автора фото: На Вашке царит матриархат. Все главы сельских поселений, руководитель единственного на всю Вашку сельхозпредприятия - представительницы слабого пола. Впрочем “слабыми” их не назовешь. Женщины здесь всегда были активны, независимы, а мужики наоборот слишком подчинены власти спиртного, которое отнимает не только волю, но и разум.


В празднике Параскева-Пятница, переплелись християнские и языческие традиции. В разных местах, праздновался в разное время, но везде ето -"женский праздник".В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы не запылить Параскеву и не засорить ей глаза. Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни. Осуждению подобных суеверий посвящено одно из постановлений Стоглавого собора (1551):
"...Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати."



Службу как я понял, ведут сами бабушки, читают Псалтырь, каноны... но по каким книгам? не ведаю... но пишут что по старообрядческим .


Старые иконы, почти не сохранились (дельцы везде успели), несколько "застиранных" осталось, остальные же - новодел. Мало того новодел, так ведь Китайские "наклейки"(бумага на фанерках)... видно и Матронушки и Серафимушки уже стоят... наверное и "Романовы-искупители" появились -(((.


Опосля, народ- крестным ходом, выдвигается к поклонному Кресту.




Комментарий автора фото: Кстати святая Параскева (в Кривом ее называют “Параскевьей”) издревле почитается покровительницей женщин и женского труда. Параскева отвечает за семейное благополучие и сурово наказывает за нарушение обычая пятницы: в этот день женщине не дозволяется работать. Но зато в пятницу женщина на Вашке отдыхает. Если женщина бесплодна или у нее умирают дети, считается, она наказана Параскевой за какой-то грех. Его можно отмолить в день Параскевы-Пятницы, совершив паломничество в Кривое и поучаствовав в обряде Омовения. Часовня Великомученицы Параскевы находится в ведении женщин, и праздник Омовения - исключительно женский праздник. Мужчинам не доверяют нести даже иконы. Впрочем мужики частенько проявляют и свой характер, который из-за задиристости часто доводит до драк. Еще в относительно недавнее время здесь отмечался и мужской праздник, “Прокопий Праведный”, в который с крестным ходом с иконой святого Прокопия ходили исключительно представители сильной половины. Но, видимо из-за того, что сила оной половиной была несколько утеряна, действо отменили. К тому же странным образом пропала икона Прокопия Праведного - самая большая из “мытых” икон.



“Мытых” икон, было гораздо больше, причем, несмотря на то, что на древних досках лишь местами остались куски краски и левкаса, женщины прекрасно знают, где Спаситель, где Богородица, а где Параскева. Нынешняя смотрительница часовни Капитолина Михайловна Калинина - женщина простая и слабо разбирающаяся в ценностях. Однажды, года два назад в Кривое приехали некие “дельцы”. Они нашли смотрительницу и сказали: “Бабушка, зачем вас старые иконы? Мы возьмем их на реставрацию...” Поскольку в Кривое вообще редко кто заезжает из чужих, “реставраторам” поверили. Взамен они оставили бумажные ...




Среди новодельных икон есть написанные умельцем из Важгорта - В. Яковлевым, по прозвищу “Репин”. Они примитивны, написаны не по канону, тем не менее старухи уважают и эти неказистые образы.




“Стирка” икон занимает совсем немного времени, все-таки их стараются беречь, хотя в сущности и беречь-то в нескольких сохранившихся раритетах (из тех, что не взяли на “реставрацию”) нечего. Но ведь иконный ряд постоянно обновляется и в воду попадает ко всему прочему и подновленная Параскева-Пятница. Лик этой святой, как главной виновницы торжества, опускается в воду последней. После обряда омовения в воду дозволяется войти всем лицам женского пола. Одновременно освященной водой наполняются разномастные емкости, которые паломники предусмотрительно берут с собой. После этого у обетного креста совершается молебен и иконы отправляются по месту постоянной “прописки” - в часовню Великомученицы Параскевы.


В деревне же, мужики, ждут застолья... если верить очевидцам, то напиваются в усмерть.


Позже у деревенского клуба силами работников культуры организуется концерт, обычно заканчивающийся застольем. На столе блюда, приготовленные местными женщинами дома. Ну, и, конечно, сур - национальный напиток коми (что-то типа слегка хмельного кваса).




фото из газеты "Труд".




Зырянские Параскевы.)))


Низкий поклон за замечательные фото Геннадию Михееву.




невеста...


...и жених. )))


а родителям- весело!





Tags: Коми, бегуны, безпоповцы, север, старообрядцы, феодосеевцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments