Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Category:

Нижегородское старообрядчество: могилы Лотия и Арсения

Оригинал взят у cheger в Нижегородское старообрядчество: могилы Лотия и Арсения
   Давненько я ничего не писал про скиты нижегородские и про памятные места, связанные со старообрядчеством. Поэтому буду исправляться, так как за то время, пока был в Нижнем летом, успел найти ещё немало интересных и примечательных мест, которые до меня, думается, посещали лишь немногие. 

    Читаю литературу, связанную с нижегородским старообрядчеством, я наткнулся на преинтересную статью С. В. Сироткина про "Устный керженский синодик". В нем упоминается очень много людей, непосредственно связанных с нижегородским старообрядчеством. Поэтому я решил попробовать найти места их захоронения, или хотя бы приблизительно попробовать понять, где они жили. Текст самого синодика ниже.

    Так вот, сегодня я расскажу вкратце про два знаковых места - могилы людей, упомянутых в этом небольшом тексте: инока-схимника Лотия и  инока-схимника Арсений Соловецкого. Скажу сразу, что точное расположение этих мест я никому говорить не собираюсь: кому надо - знают или сами найдут. Добавлю лишь одно, чтоб большинство могил из этого документа я нашёл и расположены они так, что самим этот сделать просто нереально.
 photo IMG_4516.jpg




Текст синодика:
 photo 2015-11-01_1533.png

Могила Лотия - одна из самых простых в поисках, так как расположена на поле у одной из больших деревень Семеновскго района.
 photo IMG_4388.jpg

Издали выглядит она вот так - и не скажешь, что могилка...
 photo IMG_4389.jpg

    Про самого Лотия известно не много, практически ничего, старики уже почти ничего не помнят, ате кто помнил - давно умер... Известно лишь то, что он был одним из первых старцев, ушедшим в керженские леса и поселившихся здесь. Он был иноком-схимником, жившем на рубеже XVII—XVIII вв. К двадцатым годам XVIII века относится упоминание находившейся у починка Ларионова «Лотовой полянки» с кельей, сам же Лотий к этому времени умер и похоронен там же близ деревни Ларионово за рекой Санохтой в поле. Еще в семидесятые годы нашего века на месте погребения росла ель, а к девяностым уже почти все было распахано. В настоящее время поставлен памятный крест также заросший молодыми елочками, видимо, от той большой ели.
 photo IMG_4393.jpg

    Сейчас его могила притягивает к себе староверов со всей округи в Пасхальную неделю и на Николин день. В основном это приезжие из Семенова, так как в самом Лорионове староверов совсем уже и не осталось...
 photo IMG_4391.jpg

    После этого я собрался очередной раз поискать Старый Шарпан, который который год мне не давался.  Нашел даже человека, который помнил, где он расположен, но был не в состоянии идти со мной. Набросав мне карту на бумаге, я в одиночестве двинулся на поиски пожалуй самого главного из керженских скитов.
 photo IMG_4456.jpg

    Видно, что тут раньше стоял дом, но это явно не место того скита...  Побродив по лесу я так и вернулся ни с чем... В очередной раз Старый Шарпан мне не дался... Однако в этом сезоне я все-таки нашел этот важнейший скит Керженского края, однако про это в другой раз.
 photo IMG_4465.jpg

В самой деревне имеются красивейшие дома, к сожалению, сейчас стоят в запустении
 photo IMG_4471.jpg

    Следующей я хотел найти могилу основателя Старого Шарпана - преподобного Арсения Соловецкого. Эту могилу найти было сильно труднее, что могилу Лотия, так как расположена она в глухом лесу, где то за одиноким дачным участком, в котором сейчас буквально пара домов...  Хорошо, что по пути мне попались две дачницы, которые и подсказали, где находится это место - иначе ни за что бы не нашел.
 photo IMG_4493.jpg

Оказалось, что за ней постоянно ухаживают  и, кстати, это, пожалуй, самая ухоженная могила, если не считать могилы Софонтия.
 photo IMG_4494.jpg

А вот фото столетней давности
 photo 22.jpg


photo IMG_4501.jpg

   Как утверждается, Арсений упоминается во многих исторических сочинениях, однако я что то так ни одного и не нашел. Если кто-то подскажет, где можно прочитать про него - буду очень благодарен. Известно про него, что после "соловецкого стояния" семеро монахов отправились в керженские леса. Одним из них и был Арсений. Согласно легенде, икона Казанской Божией Матери (дар царя Алексея Михайловича Соловецкому монастырю), явилась во сне иноку и велела идти за ней. Он так и поступил, пока не дошел до притока Керженца - реки Санохты, и не  основал здесь Шарпанский Скит.  Кроме этого, он же основал ещё один скит, названный в честь него Арсениевым. Тут же он и был похоронен, рядом со своим сподвижником Онуфрием, хотя по свидетельству Мельникова-Печерского, "гробница Арсения находится в лесу, недалеко от уничтоженного в 1853 году Шарпанского скита, близ деревни Ларионова". Видимо, Мельников-Печерский имеет в виду Новый Шарпан, и около него я не встречал могилы Арсения... Видимо, писатель ошибался.
 photo IMG_4502.jpg

   Кстати, последователи Арсения и Онуфрия основали свой толк, который так и назывался - арсениевщиной, (или кузьминщиной). Они отрицали новое священство и в последствии стали основой такого согласния, как Спасово - в свое время, самого распространённого в Нижегородской губернии.



Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Tags: Нижний Новгород, история, кладбище, старообрядцы
Subscribe

  • Паки о курицах...

    Тут вот разглядывал нашу житийную старообрядческую икону св. мч. Аввакуму и в одной клейме разглядел курочек. Кто не ведает, то протопоп Аввакум сам…

  • Паки про поножовщину.

    Ну что, господа естеты, естетки и их естетята! Медленно но верно (в черне пока) подхожу к нижним углам. Всё таки решил резать профиль Иеросалима. У…

  • Икона дня.

    Сегодня, Святая Церковь вспоминает- Свв. мчч. Певсипа, Пеласипа, Мелевсипа и Неонилы, бабы их. Вот вам икона ЧУДО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА О ФЛОРЕ И…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments