Умирает зайчик мой!"
Но если честно, то на зайца, пулю ни когда не тратили, слишком дорого ... ловили на силок, то есть на петлю. К чему ето я клоню? А вот читайте далее...
Скверноядие.Так уж сложилось в русской традиции, что до раскола и у староверцев сейчас, запрещено вкушать - зайца или кролика, но не только...
По церковным Правилам християнам на Руси запрещается есть- "рыбу без чешуи" (сома, осетра, угря), раков,зайцев, бобров, белок, конину, ослину, собачатину,куницу, ворону, галку, орла и пр. Есть такая поговорка- "Нельзя-у кого лапа с когтём".
Запрет на любую удавленину (как раз зайцев, ловили на петлю); кровоядение (мясо должно быть приготовлено так, чтобы в готовом блюде не осталось крови. Бифштекс с кровью или кровянная колбаса - под запретом); звероядину или мертвячину (ну ето то- что хищник не доел или падаль); Ну и само собой- идоложертвенное .
Вот как священномученик Аввакум пишет о зайчике отцу Ионе:
"Отче Ионо, зайца ясти правила возбраняют, понеже трехдневное, яко и велбуд, ибрысует; и вельбуд по тому же чину: аще на кого осердится, трехдневную ядь на него выблюет; за сие во Второзаконии писано, и во Благодати не указано его ясти; аще и рассохат, и пазнокти имат, но извнутрь нечисть сый. А заяц и по двоим винам нечисть есть: первое, яко и велбуд, тридневное отрыгает; а второе: не имут ноги его копыта россохата, но песья лапа, и посему поган же."
Если Вы думаете, что ети упертые староверцы- напридумывали всякой ерунды, то ето всего лишь соблюдение Правил, которые были переняты от Византии в период крещения Руси.
Вот тут некоторые...
Пищевые запреты в християнстве, идут от Ветхого Завета:
"И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас." (Левит 11:1-10).
Из книги Левит (11:1-47) можно увидеть ветхозаветный перечень нечистых животных:
Все бескопытные звери, рептилии, амфибии.
Грызуны (заяц, тушканчик, мышь, даман).
Землеройки (крот).
Летучие мыши.
Все хищные птицы (орёл, гриф, ястреб, сокол, коршун, филин, сова).
Птицы-рыболовы (цапля, пеликан, чайки, лебедь).
Воронья порода.
Зуй, ибис, удод.
Страус.
Все водные животные без чешуи.
Все беспозвоночные, кроме разных видов саранчи.(саранча кстати- постная пища)
63 Апостольское Правило:
"Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен."
Шестой Вселенский Собор 67 Правило:
"Божественное писание заповедало нам воздержаться от крови и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким-либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким-либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен."
СТОГЛАВ.(1551г)ГЛАВА 91.
ОТВЕТ О КРОВОЯДЕНИИ И УДАВЛЕНИНЫ НЕ ЯСТИ.
"Также правило 67 святаго вселенского шестого собора возбраняет всем православным удавленины и крови ясти, сиречь колбасы. Правило 67-е. Божественное писание заповедало есть удалятися от крови и удавленины, и от блуда. Нецыи бо угождения ради чревняго кровь коего любо животного хитростию никакою сотворят снедно еже глаголют колбасы, и тако кровь ядят. Подобно запрещаем таковым. Аще убо кто кровь отныне животного ким любо образом ясти начнет или удавленину, аще есть причетник - да извержется, аще ли мирский человек - да отлучится. И того ради благочестивому царю повелети по всем градом свою царскую заповедь послати и по торгом многажды кликати, чтобы у давленых тетеревей и утиц, и зайцов не возили, и православные бы християне удавленины зайцов и тетеревей, и утиц удавленых не покупали, и удавленины бы и всякого животного крови не яли, тем бы себя не оскверняли и бога тем не гневили, и боялися бы священных правил запрещения. Да не осуждени будут отлучением от всякия святыни. Также и священнический чин да не постражет конечным извержением по тем же священным правилом."
(тут прямой запрет на колбасу, но в те времена- вся колбаса была "кровяной", нынешняя колбасу- можно есть смело, даже в пост, так как не имеет мяса-))шютка)
Славянская кормчая:
"Аще который епископ, или пресвитер, или диакон и всяк священнического чина снесть мяса в крови сущи души его (Быт. 9), еже есть удавленина. Всякого бо животна в души место кровь внем есть. Да аще кто яст удавленину, или звероядину, или мертвечину, да извержен будет от сана; се бо и Моисеев закон отрекл есть. Аще же есть мирский человек, да отлучится."
Зонара:
"Это запрещено и в книге Бытия; ибо Бог, после потопа дозволивший людям употреблять в пищу все, так же как овощи, присовокупил: точию мяса в крови души да не снесте (Быт. 9, 4), какова, например, употребляемая некоторыми в пищу удавленина. Ибо у животных кровь заменяет душу. Не дозволяется также есть ни звероядину, ни мертвечину."
Аристен:
"Священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается."
Вальсамон:
"Да не снести мяса в крови души его, — это узаконено в книге Бытия. Такова удавленина. Но не позволительно есть звероядину и мертвечину. Поступающий против сего, если клирик, должен быть извержен, а если мирянин, должен быть отлучен. На каком основании некоторые едят изловленное и задушенное хищными птицами или собаками, или тиграми, я не знаю. Итак, заметь это правило относительно Латинян, без разбору употребляющих в пищу удавленину."
Арсений Суханов в книге «О чинех греческих вкратце» возмущался нравами греков:
"(Греки) ядят в среду и в пяток икру, раки морския и речныя, и что в раковинах мясо, и слизы рогатыя, и каракатицу, и иные гадины, и ежи морския. А говорят: что в том нет скверны. …Давленину ядят, и звероядину, и мертвечину, и кровь, и медведину, и выдры, и желвы, и еще и тех сквернейша и скареднейша. но о сем обличает их святых апостол правило, 63."
На Руси чистота пищи зависела и от процесса ее производства. Поэтому нечистой считалась пища, производство которой невозможно было отследить, пища- произведенная еретиками или погаными. До сих пор у многих староверцев считается нежелательным употребление пищи, купленной на торжище. Если этого избежать невозможно, пища «отмаливается».
Святитель Василий Великий в 81-м правиле пишет:
"Тем, кои по испытании мучений не смогли перенести страданий и вкусили идоложертвенных снедей и поклялись клятвами языческими, — по истечении шести лет позволяет приступать к священному общению; предавшим же веру без великой нужды и прикоснувшимся к трапезе бесовской простирает запрещение до 8-го года."
В Большом Потребнике приведено две молитвы:
Молитва, о еже в брашнех соблазнившихся:
"Господи Боже наш, иже верховному апостолу Твоему Петру, видением и гласом законоположив, ни едино скверно или нечисто вменити, еже Тобою содеянных в препитание человеком. И сосудом твоим избранным апостолом Павлом, вся чиста чистым проповедав. Сам и ныне Владыко, раба Своего, (имя рек), поганским нуждам впадша, и по предложению нечистых не вменивша, и не по воле вкушша, или соблазнившася. Скверну совести его очисти, и твоя повеления укрепи в нем, и храм того несквернен святаго Ти духа соделай, в восприятие пречистых и безсмертных Твоих Таинств. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь".
Молитва, о еже скверно ядших:
"Владыко Господи Боже, иже в вышних живыи, и на смиренныя призирая, иже во святых почиваяи, хвала Израилева. Приклони ухо Твое, и услыши ны молящихтися. Подаждь милость Твоему рабу, (имя рек), скверно ядшему и вкушшему мяс нечистых, ихже вкуса отрекл еси в законе святем ти. И сие ведением или неведением соделавша, прости его Господи. И сподоби того неосужденно в чистоте душевней и телесней, причаститися страшных и безсмертных Таинств, пречистаго тела и честныя крове Христа Твоего, яко да избавится прочее, всякаго нечистаго восприятия и вкуса, и деяния. И напитаваяся Божественных ти Таинств, и восприем святыя и тайныя ти трапезы, и соблюдаемь с нами во святей ти Церкви, хвалит и славит имя Твое вышнее во вся дни живота своего. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь."
Были конечно и апокрифы- о запрете на картофель, чай, кофий и шоколад... но ето уже творчество недавних лет и практически умерло.
п.с. надо бы еще и про посуду написать, так сказать про "соблюдение чашки".)))