Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

"Вышел зайчик погулять...

...Пиф - паф ой-ой-ой ,
Умирает зайчик мой!"


  Но если честно, то на зайца, пулю ни когда не тратили, слишком дорого ... ловили на силок, то есть на петлю. К чему ето я клоню? А вот читайте далее...
Скверноядие.Так уж сложилось в русской традиции, что до раскола и у староверцев сейчас, запрещено вкушать - зайца или кролика, но не только...
По церковным Правилам християнам на Руси запрещается есть- "рыбу без чешуи" (сома, осетра, угря), раков,зайцев, бобров, белок, конину, ослину, собачатину,куницу, ворону, галку, орла и пр. Есть такая поговорка- "Нельзя-у кого лапа с когтём".
Запрет на любую удавленину (как раз зайцев, ловили на петлю); кровоядение (мясо должно быть приготовлено так, чтобы в готовом блюде не осталось крови. Бифштекс с кровью или кровянная колбаса - под запретом); звероядину или мертвячину (ну ето то- что хищник не доел или падаль); Ну и само собой- идоложертвенное .

Вот как священномученик Аввакум пишет о зайчике отцу Ионе:
"Отче Ионо, зайца ясти правила возбраняют, понеже трехдневное, яко и велбуд, ибрысует; и вельбуд по тому же чину: аще на кого осердится, трехдневную ядь на него выблюет; за сие во Второзаконии писано, и во Благодати не указано его ясти; аще и рассохат, и пазнокти имат, но извнутрь нечисть сый. А заяц и по двоим винам нечисть есть: первое, яко и велбуд, тридневное отрыгает; а второе: не имут ноги его копыта россохата, но песья лапа, и посему поган же."


Если Вы думаете, что ети упертые староверцы- напридумывали всякой ерунды, то ето всего лишь соблюдение Правил, которые были переняты от Византии в период крещения Руси.
Вот тут некоторые...

Пищевые запреты в християнстве, идут от Ветхого Завета:
"И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас." (Левит 11:1-10).

Из книги Левит (11:1-47) можно увидеть ветхозаветный перечень нечистых животных:
Все бескопытные звери, рептилии, амфибии.
Грызуны (заяц, тушканчик, мышь, даман).
Землеройки (крот).
Летучие мыши.
Все хищные птицы (орёл, гриф, ястреб, сокол, коршун, филин, сова).
Птицы-рыболовы (цапля, пеликан, чайки, лебедь).
Воронья порода.
Зуй, ибис, удод.
Страус.
Все водные животные без чешуи.
Все беспозвоночные, кроме разных видов саранчи.(саранча кстати- постная пища)


63 Апостольское Правило:
"Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен."

Шестой Вселенский Собор 67 Правило:
"Божественное писание заповедало нам воздержаться от крови и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким-либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким-либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен."

СТОГЛАВ.(1551г)ГЛАВА 91.
ОТВЕТ О КРОВОЯДЕНИИ И УДАВЛЕНИНЫ НЕ ЯСТИ.
"Также правило 67 святаго вселенского шестого собора возбраняет всем православным удавленины и крови ясти, сиречь колбасы. Правило 67-е. Божественное писание заповедало есть удалятися от крови и удавленины, и от блуда. Нецыи бо угождения ради чревняго кровь коего любо животного хитростию никакою сотворят снедно еже глаголют колбасы, и тако кровь ядят. Подобно запрещаем таковым. Аще убо кто кровь отныне животного ким любо образом ясти начнет или удавленину, аще есть причетник - да извержется, аще ли мирский человек - да отлучится. И того ради благочестивому царю повелети по всем градом свою царскую заповедь послати и по торгом многажды кликати, чтобы у давленых тетеревей и утиц, и зайцов не возили, и православные бы християне удавленины зайцов и тетеревей, и утиц удавленых не покупали, и удавленины бы и всякого животного крови не яли, тем бы себя не оскверняли и бога тем не гневили, и боялися бы священных правил запрещения. Да не осуждени будут отлучением от всякия святыни. Также и священнический чин да не постражет конечным извержением по тем же священным правилом."
(тут прямой запрет на колбасу, но в те времена- вся колбаса была "кровяной", нынешняя колбасу- можно есть смело, даже в пост, так как не имеет мяса-))шютка)

Славянская кормчая:
"Аще который епископ, или пресвитер, или диакон и всяк священнического чина снесть мяса в крови сущи души его (Быт. 9), еже есть удавленина. Всякого бо животна в души место кровь внем есть. Да аще кто яст удавленину, или звероядину, или мертвечину, да извержен будет от сана; се бо и Моисеев закон отрекл есть. Аще же есть мирский человек, да отлучится."

Зонара:
"Это запрещено и в книге Бытия; ибо Бог, после потопа дозволивший людям употреблять в пищу все, так же как овощи, присовокупил: точию мяса в крови души да не снесте (Быт. 9, 4), какова, например, употребляемая некоторыми в пищу удавленина. Ибо у животных кровь заменяет душу. Не дозволяется также есть ни звероядину, ни мертвечину."

Аристен:
"Священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается."

Вальсамон:
"Да не снести мяса в крови души его, — это узаконено в книге Бытия. Такова удавленина. Но не позволительно есть звероядину и мертвечину. Поступающий против сего, если клирик, должен быть извержен, а если мирянин, должен быть отлучен. На каком основании некоторые едят изловленное и задушенное хищными птицами или собаками, или тиграми, я не знаю. Итак, заметь это правило относительно Латинян, без разбору употребляющих в пищу удавленину."

Арсений Суханов в книге «О чинех греческих вкратце» возмущался нравами греков:
"(Греки) ядят в среду и в пяток икру, раки морския и речныя, и что в раковинах мясо, и слизы рогатыя, и каракатицу, и иные гадины, и ежи морския. А говорят: что в том нет скверны. …Давленину ядят, и звероядину, и мертвечину, и кровь, и медведину, и выдры, и желвы, и еще и тех сквернейша и скареднейша. но о сем обличает их святых апостол правило, 63."

На Руси чистота пищи зависела и от процесса ее производства. Поэтому нечистой считалась пища, производство которой невозможно было отследить, пища- произведенная еретиками или погаными. До сих пор у многих староверцев считается нежелательным употребление пищи, купленной на торжище. Если этого избежать невозможно, пища «отмаливается».

Святитель Василий Великий в 81-м правиле пишет:
"Тем, кои по испытании мучений не смогли перенести страданий и вкусили идоложертвенных снедей и поклялись клятвами языческими, — по истечении шести лет позволяет приступать к священному общению; предавшим же веру без великой нужды и прикоснувшимся к трапезе бесовской простирает запрещение до 8-го года."

В Большом Потребнике приведено две молитвы:
Молитва, о еже в брашнех соблазнившихся:
"Господи Боже наш, иже верховному апостолу Твоему Петру, видением и гласом законоположив, ни едино скверно или нечисто вменити, еже Тобою содеянных в препитание человеком. И сосудом твоим избранным апостолом Павлом, вся чиста чистым проповедав. Сам и ныне Владыко, раба Своего, (имя рек), поганским нуждам впадша, и по предложению нечистых не вменивша, и не по воле вкушша, или соблазнившася. Скверну совести его очисти, и твоя повеления укрепи в нем, и храм того несквернен святаго Ти духа соделай, в восприятие пречистых и безсмертных Твоих Таинств. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь".

Молитва, о еже скверно ядших:
"Владыко Господи Боже, иже в вышних живыи, и на смиренныя призирая, иже во святых почиваяи, хвала Израилева. Приклони ухо Твое, и услыши ны молящихтися. Подаждь милость Твоему рабу, (имя рек), скверно ядшему и вкушшему мяс нечистых, ихже вкуса отрекл еси в законе святем ти. И сие ведением или неведением соделавша, прости его Господи. И сподоби того неосужденно в чистоте душевней и телесней, причаститися страшных и безсмертных Таинств, пречистаго тела и честныя крове Христа Твоего, яко да избавится прочее, всякаго нечистаго восприятия и вкуса, и деяния. И напитаваяся Божественных ти Таинств, и восприем святыя и тайныя ти трапезы, и соблюдаемь с нами во святей ти Церкви, хвалит и славит имя Твое вышнее во вся дни живота своего. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь."

Были конечно и апокрифы- о запрете на картофель, чай, кофий и шоколад... но ето уже творчество недавних лет и практически умерло.
п.с. надо бы еще и про посуду написать, так сказать про "соблюдение чашки".)))
Tags: Византия, Православие, Чин, история, старообрядцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments