30 августа 2015 года по приглашению краеведа и потомственного старовера Михаила Рыбина, мы с Двамалом отправились в г. Куровское для знакомства с тамошними старообрядческими погостами.
В Куровском мы оба были впервые. Город сразу встретил оригинальной «достопримечательностью» – остовом огромных некогда часов. Я долго их рассматривала в полной уверенности, что изображенные персонажи относятся к народному фольклору. И только рассмотрев подробности уже на фотографии, поняла, что это такое своеобразное художественное вИдение знаков зодиака.
Михаил встретил нас на станции и мы поехали в деревню Слободище.
По дороге, Михаил рассказывал о том, что этот край исстари являлся местом поселения старообрядцев и даже именовался «Старообрядческой Палестиной». В период раскола и последующих гонений времен патриарха Никона, многие последователи старой веры обрели здесь прибежище и до сих пор на этой земле живут их потомки.
Кладбище, к которому мы ехали, как я уже сказала, находится в деревне Слободище – это 15 км. от Куровского. Впервые деревня упоминается в 1674 году. Название, предположительно, связано с более ранним нахождением на этом месте большой слободы.
Слободище – крупнейшее старообрядческое поселение. Здесь живут старообрядцы - последователи белокриницкого согласия, к которым относится и Рогожский центр в Москве (включая Рогожское старообрядческое кладбище).
И вот мы приехали. У дороги стоит большой поклонный крест.
А рядом, придорожный памятник погибшей здесь девушке: http://nec.m-necropol.ru/kudryashka-ksyu.html
От шоссе до кладбища необходимо немного пройти пешком через лес. На одном из поворотов вдалеке показываются кресты с характерными двускатными «голубцами».
Голубцом (от слова «голубь, голубчик», также голбец, столбец) называют — крышу на могильном или поклонном кресте, и вообще — надгробный памятник с схематической кровлей или в форме избушки. Кровли голубцов-столбов украшались главками с крестами и резными причелинами по скатам. Иногда в верхнюю часть столбца врезали медную иконку с изображением того святого, имя которого носил умерший. Голубец символизировал дом умершего человека.
Кладбищенские ворота находились с другой стороны.
Деревянные резные ворота, носят, впрочем, чисто символический характер – кладбище не огорожено. Изнутри свод ворот оформлен стилизацией на тему неба – голубым цветом и деревянными звездами.
На исследователя, привыкшего к изобилию каменных надгробий, тесноте захоронений и узким аллеям городских кладбищ, погост расположенный в лесу, производит сильное впечатление. Кладбище не имеет четко разграниченных участков, не охраняется. При этом там практически идеальный порядок, все могилы заботливо ухожены. Здесь мы впервые по-настоящему ощутили, что осень уже наступила.
Первое, что обращает на себя внимание на старообрядческом кладбище - часто встречающиеся могилы без табличек с именами усопших. Однако объясняется эта «странность» на удивление просто и логично - земля разделена на семейные захоронения. Каждая семья знает где похоронены «свои».
Вторая необычность это то, что практически все захоронения представляют собой насыпные холмики без каких-либо укреплений и отделки. С эстетической точки зрения, это очень гармонично смотрится на фоне окружающего леса и создает видимость большого пространства «свободной земли». Однако, замечу, что этому кладбищу уже более 300 лет! И вот здесь можно сказать о философском контексте, который, тоже очень естественен. Пока за могилой есть кому ухаживать – холмик обозначен. Когда на могилу больше не кому приходить – холмик, естественным образом исчезает, земля окончательно принимает в себя захоронение и на этом месте можно захоранивать новых усопших. А ведь действительно, к чему шикарное надгробие на могиле того, к кому уже некому прийти….
Таким образом, старообрядческое кладбище, представляет собой «живую», постоянно обновляющуюся структуру. Без остовов оград заброшенных захоронений и споров за свободные участки.
Следующая интересная традиция – оставлять на могиле камень. Иногда этот камень раскрашивается разными цветами. На некоторых могилах мы видели вместо камней – мелкие фрагменты старинных надгробий.
Я попыталась узнать откуда происходит данная традиция. Задала вопрос еще одному эксперту в области староверческих традиций. Его версия такова: «Иногда, это отголоски язычества- как бы «прижать» камушком, чтоб мертвец «не болтался по этому свету». Часто камни клали на могилы самоубийц. У староверцев же, это еще отголоски Ветхого Завета и иудейских традиций. Есть мнения, что изначально, когда хоронили в пустыне - так могилу прикрывали камнями от животных, чтобы не разорили, или, чтоб песком со временем не засыпало - место делали более заметным, ну и при каждом посещении могилы клали камень, мол, не забываем - помним. Цветы класть согласно традиции нельзя - ибо они олицетворяют жизнь. Христианство многое переняло от иудеев. Например, в древнееврейском понимании - гроб, это пещера, приваленная камнем».
Меня такой ответ кажется каким-то чрезмерно прозаическим. То есть, исторически может, все так оно и было. Не верится только, что за века своего самобытного существования, староверы не наделили эту традицию каким-то собственным сакральным смыслом.
Встречаются на кладбище и старинные надгробия, называемые там в просторечии «камень». Многие «камни» изготовлены, насколько мы можем судить, из песчаника, который оказался хрупким пред временем. Огромные тяжеловесные надгробия создаваемые «на века», постепенно рассыпаются, как если были бы сделаны из хрупкого гипса.
Однако те, что еще сохранились, впечатляют своим величием и красотой декорирования. На некоторых надгробиях сохранились следы золотой краски на буквах. Вероятно, что будучи новоизготовленными они смотрелись очень богато. Каменные надгробия, скорее всего заказывались и привозились из больших городов.
Очень интересное надгробие, состоящие из 4-х маленьких «слепленных» саркофагов. Аналогичные можно видеть в Коломенском на территории кладбища при церкви Иоанна Предтечи. Нам неизвестно в каких случаях устанавливались такие надгробия. В случае единовременной смерти младенцев в семье или такое общее надгробие ставилось позднее над могилами нескольких умерших детей.
Надгробие с изображением храма. Вобщем-то такие надгробия с гравировкой церквей часто встречаются на других кладбищах, но здесь меня заинтересовал сам храм. Старообрядческий? Мы обсудили это с Михаилом, как со знатоком местных церквей и он предположил, что изображение все же символическое. Хотя, по его словам, похожий храм есть в г. Егорьевске. Возможно, надгробие заказывалось там, и мастера взяли изображение местного храма за образец.
На прощанье посмотрим еще раз на могилы старого кладбища деревни Слободищи.
После посещения кладбища мы немного прошлись по Слободищам, посмотрев по дороге мемориал Вечного огня, старообрядческий молельный дом и симпатичные деревенские домики.
Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1858 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.
Первым строителем и настоятелем монастыря стал игумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, игумен услышал от местных жителей старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерской. Именно здесь игумен Парфений и начал возведение обители.
В монастыре была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древнерусских икон (их было около 500). Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году.
При монастыре существовала школа – старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. Были созданы и успешно работали монастырская больница с богадельней, постепенно стала наполняться ценностями ризница. Были построены келейные корпуса, колокольня, хозяйственные постройки, монастырская ограда. Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады.
Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. В таком процветающем состоянии монастырь просуществовал до эпохи установления богоборческой власти.
После 1917 года монастырь терпел гонения от новых властей, которые разорили храмы, отобрали здания, конфисковали большую и лучшую часть монастырских ценностей.
В 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году - склад реквизированного имущества и столовая лесхоза. В том же 1922 году монастырь закрыли, однако в обители оставались жить монахи, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано. Некоторые из них пополнили число Новомучеников и Исповедников Российских.
После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Монастырский комплекс год от года приходил все в больший и больший упадок.
Особо цинично подошли большевики к уничтожению монастырского кладбища. Через кладбище протекал небольшой ручей. Его перегородили запрудой и через некоторое время на месте кладбища образовался заболоченный пруд на дне которого до сих пор стоят мраморные (!) плиты монашеских погребений. Могли ли монахи знать, как распорядиться их могилами история, навсегда сокрыв их от мира под водой.
Не лучше обстоят дела с остатками кладбища дома инвалидов (50-е годы). Отдельные сохранившиеся могилы сплошь заросли лесом и пробраться к ним можно, лишь зная заветную тропу. А к некоторым и вовсе не подойти. За некоторыми могилами еще ухаживают, другие - же совершенно брошены и надгробия будут стоять в густых зарослях до тех пор, пока сюда не дойдет какое-нибудь строительство.
В 1994 году часть монастырских построек была возвращена Русской Православной Церкви. Началось возрождение обители.
Интересно то, что во двор монастыря с одной стороны как бы «врезается» жилой дом, а с другой – психоневрологический интернат, построенный буквально недавно на территории исконно принадлежавшей монастырю.
Старые, ныне не действующие, «Золотые» ворота монастыря, отделенные теперь новым зданием.
Закончив осмотр монастыря, мы вернулись к Пролетарке.
Пролетарка
Этот район находится в западной части города и является самым старым и издревле обжитым. В период строительства жилых домов для работников Куровского комбината в конце 20-х годов XX века был назван Пролетаркой. Именно в этой части города находился известный в Гуслицких краях погост «Спас на Мошеве» (в данном случае погостом именуется поселение – Л.).
Что означает слово «МошевА» точно не известно. Возможно оно уходит еще к языческим временам. Интересно, что фамилия МОшев, вроде бы происходит из коми-пермяцкого наречия от слова «мош» - пчела.
Самое древнее упоминание о поселении Спас на Мошеве мы находим в трудах известных исследователей церковных архивов Холмогоровых. Этот материал даёт чёткую и полную картину о данном погосте. Более раннего материала до нашего времени не сохранилось. В своих трудах Холмогоровы пишут, что церковный храм здесь стоял «исстари».
В 60-х годах XVII века древний погост был возобновлен и выстроен новый храм. Последнее упоминание о Спасской церкви историки приводят под 1742 годом. Спас на Мошеве представлял из себя храм с домом священника, небольшое кладбище и, возможно, какие-нибудь административные постройки. Возник он не позднее XV столетия. Как пишет в своих трудах известный краевед-историк С. С. Михайлов в восточном Подмосковье погосты появлялись в период христианизации и были её оплотами. А в эти глухие мерянские, мещёрские и вятеческие окраины миссионеры пришли только в период Московского княжества. Поэтому не исключено, что древний погост мог быть основан на месте древнего языческого капища.
В 1857 году эти земли, которые принадлежали Удельному ведомству, посетил министр Государственных имуществ М.Н. Муравьёв. Увидев размах Гуслицкого старообрядчества, он пришёл в ужас и по возвращении в Санкт-Петербург требовал принять строгие меры против раскола. В конце концов, было решено основать на нынешнем востоке Подмосковья, где проживали в большинстве своём старообрядцы, четыре миссионерских монастыря – два мужских и два женских. Одним из этих монастырей и стал Гуслицкий мужской монастырь об истории которого рассказывалось выше.
Древний погост был упразднен. Храм, находившийся в крепком состоянии, было решено разобрать и перенести на территорию монастыря. Туда же были определены и церковные святыни, и прочее храмовое имущество.
В древнем погосте Спас на Мошеве было и своё старинное кладбище, которое протянулось вдоль реки Нерской.На территории некрополя располагалась и своя часовня, где отпевали усопших. Кладбище продолжало действовать и тогда, когда образовалась Пролетарка.
В 1952-1953 годах по решению Берии строится кольцо ПВО вокруг Москвы, все части которого были соединены военной бетонной дорогой, которая прошла и через Пролетарку. Дорогу прокладывали военные строители через старинное кладбище Спаса на Мошеве, в результате чего оно было просто разграблено и уничтожено. Многие могилы оказались под дорогой. Часовня была сломана и на её месте выстроен деревянный дом, в котором расположилась санэпидемстанция. Сейчас военная дорога – это федеральная трасса Большого Московского кольца, по которой мчатся сотни тысяч автомобилей из разных регионов России и зарубежья, и никто из проезжающих не знает, что они едут по захоронениям.
Будучи в этом районе, нельзя не обратить внимания на скульптуру «Гимн труду», которые местные жители в шутку называют «Атом спирта».
До 50-х годов на этом самом месте стоял старый храм Святителя Алексия Митрополита Московского. Во конце 50-х, местные жители разобрали церковь для своих нужд (старинный кирпич пошел на погреба).
В конце 30-х годов, когда захоронения на древнем некрополе Спаса на Мошыве (позднее пущенном под шоссе) уже прекратились, появилось в этом районе другое кладбище, располагающееся и по ныне в лесном массиве вдоль шоссе за домом №2 п. Пролетарка. Жителей этой части города стали хоронить уже на этом новом кладбище, которое действовало вплоть до конца 50-х годов. Потом многие могилы с этого кладбища стали переносить на городское кладбище, открытое в 1953 году (на него мы в эту поездку не попали – Л.).
Сейчас кладбище Пролетарки частично застроено домами и гаражами. Но углубляясь в лесной массив, можно еще встретить отдельные захоронения. Кстати рядом с этим кладбищем расположены около 10 погребальных курганов вятичей. Но, увы, у нас не было возможности ознакомиться с ними более детально.
Мы пробыли в Куровском весь день, любуясь местной природой и посещая удивительные места. После гостеприимного ужина у Михаила мы отправились на обратную электричку до Москвы. По дороге, Михаил завез нас на один из местных источников и уезжая из Куровского, в качестве гостинца мы увозили кристально-чистую родниковую воду.
В подготовке обзора использованы: краеведческие материалы, предоставленные Михаилом Рыбиным, краеведом, г. Куровского Орехово–Зуевского района; статья М. Рыбина «Старейший дом»; материалы сайта Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря. guslickiy.ru
Оригинал отчета на сайте Общества некрополистов: http://www.necropolsociety.ru/otchet-151.html