Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Category:

с.Старая Тушка, Вятская.

Как обычно, наткнулся в сети на шикарное фото... дай думаю, разовью тему.)))
Сразу комментарий о.Алексея Лопатина, к этому фото из ФБука:
"Знакомый показал очень редкую меднолитую икону.Я до сих пор такую не видел.Преподобный Трифон и блаженный Прокопий вятские чюдотворцы.Изготовлена, скорее всего, в селе Старая Тушка, Кировской обл.. Лукой Арефьевичем Гребневым в начале XX века."



Название села ,Старая Тушка, происходит от названия реки, впадает в Вятку.


Старообрядчество появилось на Вятской земле из Данилова монастыря, основанного на реке Выге Олонецкой губернии в 1694 году. Уже в XVIII веке насельники Данилова монастыря посещали вятский регион, жили здесь некоторое время, укрепляя дух противления среди местных. Часто сами вятчане, в основном, из крестьян, спасаясь от рекрутчины, а то и просто из любопытства, зная о благолепии Выговской пустыни, посещали эту обитель, возвращаясь на Вятку настоящими приверженцами Древлеправославия. Новый мощный приток старообрядцев на Вятскую землю был связан с закрытием Выгорецкой обители в 1855 году, когда по указу Николая I были выселены из обители и скитов на места приписки все проживавшие в них люди. Одним из основателей на Вятке староверия был беспоповец Епимах Терентьевич Черезов. С этим именем связана история основания села Старая Тушка...


Вятское село Старая Тушка, превратилось в начале XX в. в один из старообрядческих издательских центров. Организатором старообрядческого книгопечатания на Вятке стал федосеевец Лука Арефьевич Гребнев- личность разносторонне одаренная. Он известен как иконописец, гравер, переплетчик и оформитель рукописных книг, сочинитель духовных стихов и произведений по вопросам веры, учитель крюкового пения.

Шрифты и многие элементы украшений изготовлял сам Гребнев.
Один из разработанных орнаментов типографии.


Л. А. Гребнев родился в д. Дергачи Уржумского уезда Вятской губернии в 1867 г. Информации о его жизни и деятельности до рубежа XIX - XX вв. не так много...есть лишь воспоминания его внучатой племянницы Е.А.Чекалкиной, он «был кроткий, молчаливой… С малых лет садил яблони, вишни, даже калины насадил, сад был очень большой. Очень был трудолюбив. В доме он имел для работ избу на верху на погребе. Там, я помню, на стенах и на потолке были нарисованы мадонны и Ангелы, красиво было посмотреть, разкрашены».

Гребнев, его жена Елена Трофимовна и Дмитрий Дмитриевич Крупин на Нижегородской ярмарке 20 августа 1904 г.


В 1908 году, он построил две избы на общих сенях – в одной жили, а в другой работала типография.
фото 80-х.


Расположенное в глухой вятской глубинке заведение сразу же встало в один ряд с известными старообрядческими типографиями в Москве и Уральске, ни в чём не уступая им в качестве продукции и успешно выполняя общую задачу насыщения богослужебной и просветительской литературой общин ревнителей «древлего благочестия». В типографии было занято от 3 до 6 рабочих, причём все они были родственникам Гребнева. Наряду с типографией он завёл иконописную и литейную мастерские.
В 1911 году умерла супруга книгопечатника, и воспитание сына Фомы взяла на себя его не выходившая замуж сестра Прасковья. С приходом советской власти дарованная царским правительством свобода вероисповедания закончилась. 18 октября 1918 года начальник уездной милиции И.Г.Колотов увёз из Старой Тушки в Малмыж конфискованные печатные станки и шрифт гребневской типографии. Был арестован и книгопечатник. Вскоре его отпустили на свободу, однако аресты продолжались и в последующее время.

Л.А. Гребнев с женой Е.Т. Черезовой и сыном Фомой. Ок. 1907 г.


После конфискации типографии Гребнев с сыном и несколькими помощниками вплоть до 1929 года продолжал писать и отливать кресты и иконы. Из его мастерской выходили также колокольчики, шестерни для дрелей, медные втулки для тарантасов. По воспоминаниям З.М.Черезова, для лучшего освещения помещения в тёмное время в гребневском доме «к потолку были подвешены большие стеклянные шары на блоках, которые наливались водой и сбоку ставились лампы». Также Гребнев занимался садоводством и в голодный 1921 год многим помогал продуктами… никогда не требовал возврата, полагаясь на совесть.

Очень редкая икона- "МОИСЕЙ ПЕРЕД НЕОПАЛИМОЙ КУПИНОЙ", предположительно литейная Луки Гребнева.
19 век, размер: 63х56 мм.
фото с сайта - mednolit.ru


Рисунок Л. А. Гребнева к лицевому сборнику.


В 1920-е гг. одним из ближайших друзей Л.А.Гребнева стал учитель А.И.Янкин – организатор приобретшего вскоре всероссийскую известность Новотушкинского музея местного края. Для «наиболее ценного и богато обставленного» старообрядческого отдела Л.А.Гребнев передал множество напечатанных им, а также собранных за долгие годы рукописных и старопечатных книг XVI–XVII веков (в том числе «Острожскую Библию» Ивана Фёдорова и «Псалтырь» Мамоничей).

Докладывая руководству Вятского губмузея, Янкин убедительно просил выдать «одному из видных добровольных сотрудников» музея охранную грамоту, чтобы его не трогали власти. Но в 1928 году Л.А.Гребнев был лишён избирательных прав, а в 1930 году, как говорится в уголовном деле, «окончательно раскулачен».
Гребнева обвинили в участии «контр-революционной церковно-кулацкой группировки», которую он якобы возглавлял. Составляя обвинительное заключение, следователь подчеркнул карандашом слова из письма жившего «в Истонии» Г.Е.Фролова к Л.А.Гребневу о том, что «приближение идёт Страшного суда». Отрицая проведение нелегальных собраний, Гребнев признавался лишь в том, что «после моления-обедни иногда у нас решались вопросы чисто религиозно-церковного характера».

Феодосеевская моленная в с.Старая Тушка. Фото 1990-х гг. (действует и ныне), о Феодосеевском согласии писал ранее- http://mu-pankratov.livejournal.com/223550.html


14 мая 1932 года Л.А.Гребнев вместе с единоверцами был осуждён Особой тройкой при ОГПУ Нижкрая на трёхлетнюю ссылку в Северный край, объединявший тогда Архангельскую, Вологодскую области и Республику Коми. По некоторым сведениям, он скончался на этапе в г.Котласе. Видимо, его похоронили там же, на кладбище Макариха.

В инете, не так много современных фото села Старая Тушка, вот нашел боле-мене старый дом тех времен. Может в нем бывал и Лука Арефьевич? )))
Село Старая Тушка.


Использовал материалы из книги В.Семибратова и статьи Мартыновой Н.П.
Tags: Вятка, библиОтика, икона, литьё, старообрядцы, феодосеевцы
Subscribe

  • «Сиясены»

    «СПИВШАЯСЯ СЕКТА» В одной из деревушек Лаишевского уезда, по словам «Волж. В.», лет пятнадцать тому назад появилась довольно странная секта,…

  • Байки на Святки...

    Журнал "Церковь" №2,1908 «Иоанниты» В последнее время по глухим деревням Таврической губернии начали появляться миссионеры…

  • док/фильм Сектанты. 1929-30 гг.

    Цель фильма конечно же- пропаганда безбожия и классовой борьбы. Но очень интересны кадры из быта духоборов. год 1929 1 часть. год 1930 2 часть

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • «Сиясены»

    «СПИВШАЯСЯ СЕКТА» В одной из деревушек Лаишевского уезда, по словам «Волж. В.», лет пятнадцать тому назад появилась довольно странная секта,…

  • Байки на Святки...

    Журнал "Церковь" №2,1908 «Иоанниты» В последнее время по глухим деревням Таврической губернии начали появляться миссионеры…

  • док/фильм Сектанты. 1929-30 гг.

    Цель фильма конечно же- пропаганда безбожия и классовой борьбы. Но очень интересны кадры из быта духоборов. год 1929 1 часть. год 1930 2 часть