Оригинал взят у rostovetz в МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 8 МАЯ 2015.
8 мая довелось побывать на Преображенском кладбище, историческом центре старообрядцев-беспоповцев. Погода была хорошая, но фотоаппарата с собой у меня не было (да и нет сейчас нормального вообще). Фотографировал на смартфон, поэтому качество снимков, конечно, не очень.
Прежде всего пошел на "мужской" двор бывшего Преображенского богаделенного дома, позднее – Никольский единоверческий мужской монастырь.
Главный вход на территорию "мужского" двора – под Крестовоздвиженской надвратной церковью. Эта церковь изначально была старообрядческой часовней. Построена вместе с надвратным корпусом в 1806 г. Отобрана в пользу единоверческого прихода в 1854 г. В надвратном корпусе в разное время помещалась богадельня, школа, т.н. «Хлудовская» библиотека древних рукописных и старопечатных книг.
Богоугодное заведение (больница и чумной карантин) и кладбище при нем у Преображенской заставы, по обе стороны Камер-Коллежского вала, основано старообрядцами федосеевского согласия с разрешения правительства в 1771 г., во время моровой язвы, свирепствовавшей тогда в Москве. Инициаторами основания карантина была группа московских купцов-старообрядцев, в числе которых был бывший дворовый человек князя А.Б. Голицына Василий Алексеев Ковылин (годы жизни: 1731-1809, позже московский купец и промышленник), ранее принадлежавший к господствующей церкви, а по крещении в старообрядчестве получивший новое имя Илья, а также купец Фёдор Зеньков.
Первой каменной постройкой считается Успенская соборная часовня. Построена трудами И.А. Ковылина в 1780-х годах (в 1787 г. – уже существовала), вместо прежней деревянной, «по плану и фасаду Царицынского дворца». В 1854 г. отобрана в пользу единоверия и освящена как единоверческая церковь в 1854 (Никольский придел) и в 1857 г. (главная Успенская часть), причем к ней в 1857 г., на средства единоверцев братьев Е.Ф. и И.Ф. Гучковых, пристроена алтарная апсида и барабан главки основного объема сделан световым.
Впоследствии церковь стала соборной учрежденного в 1866 г. Никольского единоверческого мужского монастыря. Внутри обеих церквей находилось множество древних икон, собранных в разное время из упраздненных московских церквей и исторически значимых старообрядческих молелен таких как Монинская Покровская в Москве, Папулинская в Судиславле (Костромской губ.) и других.
Поводом к устройству на мужской половине Преображенского богаделенного дома единоверческого монастыря послужило присоединение в 1865 г. к официальной Церкви группы старообрядческих архиереев и других духовных лиц Белокриницкой иерархии. После принятия ими единоверия, они и составили первоначальную братию обители. Чуть позже к ним присоединился выдающийся старообрядческий деятель, а впоследствии – видный миссионер, о. Павел (Леднёв) по прозванию Прусский, ставший настоятелем монастыря (скончался в 1895 г., погребен у алтаря Никольского придела). На фото – монастырская колокольня, построенная в 1876-1879 гг., на средства А.И. Хлудова, И.В. Носова и других жертвователей.
Корпус мужской богадельни с домовой старообрядческой моленной построен в 1801 г., трудами И.А. Ковылина. По обеим боковым сторонам моленной находились каменные палаты и двухэтажные круглые «ретирады» с каменными переходами к ним. В декабре 1865 г. последние старообрядцы мужского двора освободили этот корпус и переселились в т.н. женскую часть богадельни (территория, огороженная стенами с башнями, к северу, где сейчас Преображенский рынок), унеся с собой иконы и утварь моленной. Позже в корпусе были устроены братские кельи и планировалось устроить в помещении моленной теплую монастырскую церковь, но последнему не суждено было осуществиться.
Сейчас корпус занимает община древлеправославной поморской Церкви и на прежнем месте восстановлена моленная в честь Пресвятой Троицы и апостола Иоанна Богослова. Другие здания монастыря делят новообрядческий приход Московского Патриархата и община старообрядцев поморского брачного согласия. Последние, в частности, занимают основную Успенскую часть центрального храма, в советское время отгороженную от трапезной части (новообрядческий приход) глухой кирпичной стеной.
Перейдем на собственно кладбище. Первоначальное богоугодное заведение с чумным кладбищем при нем с годами постепенно приобретало значение всероссийского церковного центра древлеправославных христиан старопоморского согласия (федосеевцы), а кладбище – в место погребения семейств одних из видных и богатейших московских и прочих купцов и промышленников, принадлежавших к этому согласию. Вкратце с особенностями учения федосеевцев можно ознакомиться тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%EE%F1%E5%E5%E2%F6%FB
В центре кладбища – Никольская часовня, построенная в начале XIX в. в необычном для старообрядцев псевдоготическом стиле. Яркий пример приверженности строителей к архитектурной моде своего времени. В советское время часовню занимало общество старообрядцев филипповского согласия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B5), которое постепенно прекратило существование из-за принципиального отрицания какого-либо брачного сожительства. Сейчас часовня находится в ведении Преображенской старообрядческой общины федосеевского согласия.
Часовня Креста Господня у могилы главного основателя Преображенского богаделенного дома Ильи Алексеевича Ковылина. Еще в 1990-е была окрашена иначе: красное с белым, что придавало ей более привлекательный вид, нежели нынешний (непонятно почему?) чёрный.
Надгробие И.А. Ковылина с явными признаками «реставрации».
Вообще, по сравнению с тем, что мне пришлось повидать здесь в конце 1980-х – 1990-х, кладбище преобразилось и стало выглядеть ухоженным, хотя и настораживающими признаками «кипящей работы» ритуальных агентств.
Участок известного старообрядческого семейства Любушкиных.
С восточной стороны Никольской часовни погребены наставники моленных, которых на территории богаделенного дома (бывш. женского двора) к началу ХХ в. было семь, и при каждой – свой настоятель.
Никольская часовня (вид восточной стороны).
Участок Бабкиных.
«Дорогому мужу от любящей жены».
Типичное для московских старообрядческих кладбищ надгробие.
Могила фабриканта и революционера Н.П. Шмита. «Зверски зарезан царскими опричниками».
Надгробие единоверца Н.Е. Гучкова (1835–1884 гг.), совладелец
фирмы «Ефима Гучкова С-вья», гласный Московской городской Думы,
выборный Московского Биржевого общества и других общественных
организаций, учредитель и попечитель городского Училища имени
А. С. Пушкина.
Основание белокаменного креста на одном из родовых участков (прибл. сер. XIX в.) Сам крест утрачен.
А этот, подобный же крест сохранился.
Основание белокаменного креста на участке рода Матвеевых.
Один из старинных деревянных крестов.
Участок рода Соколовых.
Резьба на основании старинного белокаменного креста.
Участок рода Челноковых.
Надпись в основании креста: «Могилы рода Богородского 1-й гильдии купца Елисея Савича Морозова».
Надгробие Е.С. Морозова. Морозов, Елисей Саввич (1798—1868) — получил от отца капитал и земельный участок в местечке Никольском и организовал там в 1837 г. собственную мануфактуру с раздаточной конторой и красильней. Старообрядческий писатель поморского согласия, автор рукописи об антихристе (С просторов инета).
Заканчивая обзор некрополя, перед тем, как перейти к краткому обзору бывшего «женского» двора, хочу обратить внимание на два необычных для этого места надгробия, которые, скорее всего, к старообрядчеству отношения не имеют, но выделяются своей оригинальностью.
Подумал: Может быть здесь покоится прах абстракциониста?
Крестовоздвиженская соборная часовня бывшего «женского» двора.
В царствование императора Александра I, в 1806 г. на земле, нанятой на продолжительный срок у Удельного ведомства и принадлежавшей крестьянам села Черкизова, трудами И.А. Ковылина и на пожертвования богатых московских прихожан, в частности, Грачева, выстроено шесть больших каменных двухэтажных корпусов с отдельной моленной при каждом, со столовыми и кухнями, для помещения в них женщин и девиц. Эти здания были обнесены каменной оградой с четырьмя башнями по углам и названы женской обителью, а прежний двор (который позже был отобран под единоверческий монастырь) назван обителью мужской. Женский двор построен преимущественно на средства купца Грачева, поэтому получил название «Грачевский». Соборная одноглавая Крестовоздвиженская часовня с колокольней на женском дворе построена в 1811 г., без разрешения правительства. В 1852 г. она запечатана по повелению императора Николая I. В 1868 г. ее разрешено отремонтировать, а в 1869-1870 гг. она вновь распечатана по просьбе старообрядцев, ходатайству московского генерал-губернатора и заведовавшего богадельней чиновника по особым поручениям А.В. Савельева. В 1865 г. на женский двор перебрались оставшиеся «призренники» двора мужского в связи с учреждением по соседству Никольского единоверческого монастыря. Ныне территория частично занята Преображенским рынком, а часть, в которой помещается старообрядческая Преображенская община старопоморского согласия закрыта для свободного посещения. В отличие от зданий единоверческого монастыря, «женская» обитель сохранилась почти полностью, сохранились все четыре башни (у монастыря – ни одной), небольшой отрезок стены, все каменные корпуса с молитвенными храмами в каждом и главная соборная часовня.
Юго-восточную башню с фрагментом восточной стены «женской» Преображенской старообрядческой обители я фотографировал со стороны кладбища.
Стены и башни обоих дворов были по своей архитектуре «близнецами», стилизованы в понимании своего времени под ограды древних монастырей-крепостей.
Но элементы псевдоготики явно заметны.
И напоследок – здание противотуберкулезного диспансера или по-модному «Городского клинико-диагностического центра». Это – бывшее здание больницы Преображенской старообрядческой общины, построенное в 1912 г. по проекту архитектора Л.Н. Кекушева в стиле русского модерна. Внутри здания, традиционно для старообрядческих заведений, была устроена моленная. Адрес: Преображенский вал, 19. Довольное интересное по архитектуре, но мрачное по цвету фасадов, сооружение.
8 мая довелось побывать на Преображенском кладбище, историческом центре старообрядцев-беспоповцев. Погода была хорошая, но фотоаппарата с собой у меня не было (да и нет сейчас нормального вообще). Фотографировал на смартфон, поэтому качество снимков, конечно, не очень.
Прежде всего пошел на "мужской" двор бывшего Преображенского богаделенного дома, позднее – Никольский единоверческий мужской монастырь.
Главный вход на территорию "мужского" двора – под Крестовоздвиженской надвратной церковью. Эта церковь изначально была старообрядческой часовней. Построена вместе с надвратным корпусом в 1806 г. Отобрана в пользу единоверческого прихода в 1854 г. В надвратном корпусе в разное время помещалась богадельня, школа, т.н. «Хлудовская» библиотека древних рукописных и старопечатных книг.
Богоугодное заведение (больница и чумной карантин) и кладбище при нем у Преображенской заставы, по обе стороны Камер-Коллежского вала, основано старообрядцами федосеевского согласия с разрешения правительства в 1771 г., во время моровой язвы, свирепствовавшей тогда в Москве. Инициаторами основания карантина была группа московских купцов-старообрядцев, в числе которых был бывший дворовый человек князя А.Б. Голицына Василий Алексеев Ковылин (годы жизни: 1731-1809, позже московский купец и промышленник), ранее принадлежавший к господствующей церкви, а по крещении в старообрядчестве получивший новое имя Илья, а также купец Фёдор Зеньков.
Первой каменной постройкой считается Успенская соборная часовня. Построена трудами И.А. Ковылина в 1780-х годах (в 1787 г. – уже существовала), вместо прежней деревянной, «по плану и фасаду Царицынского дворца». В 1854 г. отобрана в пользу единоверия и освящена как единоверческая церковь в 1854 (Никольский придел) и в 1857 г. (главная Успенская часть), причем к ней в 1857 г., на средства единоверцев братьев Е.Ф. и И.Ф. Гучковых, пристроена алтарная апсида и барабан главки основного объема сделан световым.
Впоследствии церковь стала соборной учрежденного в 1866 г. Никольского единоверческого мужского монастыря. Внутри обеих церквей находилось множество древних икон, собранных в разное время из упраздненных московских церквей и исторически значимых старообрядческих молелен таких как Монинская Покровская в Москве, Папулинская в Судиславле (Костромской губ.) и других.
Поводом к устройству на мужской половине Преображенского богаделенного дома единоверческого монастыря послужило присоединение в 1865 г. к официальной Церкви группы старообрядческих архиереев и других духовных лиц Белокриницкой иерархии. После принятия ими единоверия, они и составили первоначальную братию обители. Чуть позже к ним присоединился выдающийся старообрядческий деятель, а впоследствии – видный миссионер, о. Павел (Леднёв) по прозванию Прусский, ставший настоятелем монастыря (скончался в 1895 г., погребен у алтаря Никольского придела). На фото – монастырская колокольня, построенная в 1876-1879 гг., на средства А.И. Хлудова, И.В. Носова и других жертвователей.
Корпус мужской богадельни с домовой старообрядческой моленной построен в 1801 г., трудами И.А. Ковылина. По обеим боковым сторонам моленной находились каменные палаты и двухэтажные круглые «ретирады» с каменными переходами к ним. В декабре 1865 г. последние старообрядцы мужского двора освободили этот корпус и переселились в т.н. женскую часть богадельни (территория, огороженная стенами с башнями, к северу, где сейчас Преображенский рынок), унеся с собой иконы и утварь моленной. Позже в корпусе были устроены братские кельи и планировалось устроить в помещении моленной теплую монастырскую церковь, но последнему не суждено было осуществиться.
Сейчас корпус занимает община древлеправославной поморской Церкви и на прежнем месте восстановлена моленная в честь Пресвятой Троицы и апостола Иоанна Богослова. Другие здания монастыря делят новообрядческий приход Московского Патриархата и община старообрядцев поморского брачного согласия. Последние, в частности, занимают основную Успенскую часть центрального храма, в советское время отгороженную от трапезной части (новообрядческий приход) глухой кирпичной стеной.
Перейдем на собственно кладбище. Первоначальное богоугодное заведение с чумным кладбищем при нем с годами постепенно приобретало значение всероссийского церковного центра древлеправославных христиан старопоморского согласия (федосеевцы), а кладбище – в место погребения семейств одних из видных и богатейших московских и прочих купцов и промышленников, принадлежавших к этому согласию. Вкратце с особенностями учения федосеевцев можно ознакомиться тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%EE%F1%E5%E5%E2%F6%FB
В центре кладбища – Никольская часовня, построенная в начале XIX в. в необычном для старообрядцев псевдоготическом стиле. Яркий пример приверженности строителей к архитектурной моде своего времени. В советское время часовню занимало общество старообрядцев филипповского согласия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B5), которое постепенно прекратило существование из-за принципиального отрицания какого-либо брачного сожительства. Сейчас часовня находится в ведении Преображенской старообрядческой общины федосеевского согласия.
Часовня Креста Господня у могилы главного основателя Преображенского богаделенного дома Ильи Алексеевича Ковылина. Еще в 1990-е была окрашена иначе: красное с белым, что придавало ей более привлекательный вид, нежели нынешний (непонятно почему?) чёрный.
Надгробие И.А. Ковылина с явными признаками «реставрации».
Вообще, по сравнению с тем, что мне пришлось повидать здесь в конце 1980-х – 1990-х, кладбище преобразилось и стало выглядеть ухоженным, хотя и настораживающими признаками «кипящей работы» ритуальных агентств.
Участок известного старообрядческого семейства Любушкиных.
С восточной стороны Никольской часовни погребены наставники моленных, которых на территории богаделенного дома (бывш. женского двора) к началу ХХ в. было семь, и при каждой – свой настоятель.
Никольская часовня (вид восточной стороны).
Участок Бабкиных.
«Дорогому мужу от любящей жены».
Типичное для московских старообрядческих кладбищ надгробие.
Могила фабриканта и революционера Н.П. Шмита. «Зверски зарезан царскими опричниками».
Надгробие единоверца Н.Е. Гучкова (1835–1884 гг.), совладелец
фирмы «Ефима Гучкова С-вья», гласный Московской городской Думы,
выборный Московского Биржевого общества и других общественных
организаций, учредитель и попечитель городского Училища имени
А. С. Пушкина.
Основание белокаменного креста на одном из родовых участков (прибл. сер. XIX в.) Сам крест утрачен.
А этот, подобный же крест сохранился.
Основание белокаменного креста на участке рода Матвеевых.
Один из старинных деревянных крестов.
Участок рода Соколовых.
Резьба на основании старинного белокаменного креста.
Участок рода Челноковых.
Надпись в основании креста: «Могилы рода Богородского 1-й гильдии купца Елисея Савича Морозова».
Надгробие Е.С. Морозова. Морозов, Елисей Саввич (1798—1868) — получил от отца капитал и земельный участок в местечке Никольском и организовал там в 1837 г. собственную мануфактуру с раздаточной конторой и красильней. Старообрядческий писатель поморского согласия, автор рукописи об антихристе (С просторов инета).
Заканчивая обзор некрополя, перед тем, как перейти к краткому обзору бывшего «женского» двора, хочу обратить внимание на два необычных для этого места надгробия, которые, скорее всего, к старообрядчеству отношения не имеют, но выделяются своей оригинальностью.
Подумал: Может быть здесь покоится прах абстракциониста?
Крестовоздвиженская соборная часовня бывшего «женского» двора.
В царствование императора Александра I, в 1806 г. на земле, нанятой на продолжительный срок у Удельного ведомства и принадлежавшей крестьянам села Черкизова, трудами И.А. Ковылина и на пожертвования богатых московских прихожан, в частности, Грачева, выстроено шесть больших каменных двухэтажных корпусов с отдельной моленной при каждом, со столовыми и кухнями, для помещения в них женщин и девиц. Эти здания были обнесены каменной оградой с четырьмя башнями по углам и названы женской обителью, а прежний двор (который позже был отобран под единоверческий монастырь) назван обителью мужской. Женский двор построен преимущественно на средства купца Грачева, поэтому получил название «Грачевский». Соборная одноглавая Крестовоздвиженская часовня с колокольней на женском дворе построена в 1811 г., без разрешения правительства. В 1852 г. она запечатана по повелению императора Николая I. В 1868 г. ее разрешено отремонтировать, а в 1869-1870 гг. она вновь распечатана по просьбе старообрядцев, ходатайству московского генерал-губернатора и заведовавшего богадельней чиновника по особым поручениям А.В. Савельева. В 1865 г. на женский двор перебрались оставшиеся «призренники» двора мужского в связи с учреждением по соседству Никольского единоверческого монастыря. Ныне территория частично занята Преображенским рынком, а часть, в которой помещается старообрядческая Преображенская община старопоморского согласия закрыта для свободного посещения. В отличие от зданий единоверческого монастыря, «женская» обитель сохранилась почти полностью, сохранились все четыре башни (у монастыря – ни одной), небольшой отрезок стены, все каменные корпуса с молитвенными храмами в каждом и главная соборная часовня.
Юго-восточную башню с фрагментом восточной стены «женской» Преображенской старообрядческой обители я фотографировал со стороны кладбища.
Стены и башни обоих дворов были по своей архитектуре «близнецами», стилизованы в понимании своего времени под ограды древних монастырей-крепостей.
Но элементы псевдоготики явно заметны.
И напоследок – здание противотуберкулезного диспансера или по-модному «Городского клинико-диагностического центра». Это – бывшее здание больницы Преображенской старообрядческой общины, построенное в 1912 г. по проекту архитектора Л.Н. Кекушева в стиле русского модерна. Внутри здания, традиционно для старообрядческих заведений, была устроена моленная. Адрес: Преображенский вал, 19. Довольное интересное по архитектуре, но мрачное по цвету фасадов, сооружение.