СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ ИРЮМСКОГО СОБОРА СОСТОЯВШЕГОСЯ В ДЕРЕВНЕ КРЫСАНОВОЙ, В ЛЕТО ОТ АДАМА 7231, ОТ РОЖЕСТВА ХРИСТОВА 1723 ГОДА, МАЯ 29
Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
...Седмое суждение. Обряды. Во время церковной службы на праздники, егда бдение читать, на 1-м часе, ослаби остави, на 1-й песни на «творцах» полагать поклон поясной. В праздники 12-тыя и великих святых целовать иконы. В Вербное воскресение на утреней службе в руках держать свещи горящия и вербы. На Пасху Христову всю службу стоять со свещами горящими в руках и по хвалитных стихирах целовать друг друга и христосоватся красным яицем. В родительский день творить помяновение во вторник на Фоминой недели и ходить на могилы с иконами. На браках не упиватся вином, понеже нерадостен наш живот, но в гонениих наша истинная вера. Власть земную не оскорблять, но молится за них и дары им приносить, дабы тихо и безмолвно житие поживем. Иноземное одеяние християном не носить. Чай и табак християном не употреблять. Браду и ус не постригать. Кулачный бой запрещать. Конских рысканий не творить. Християном друг со другом творить здравствование с земными поклонами и глаголати: «Христос посреде нас». Другому отвещать: «Есть и будет». При входе в дом християнский и выходе творить три поклона. В бездождия и засухи молитися в полях со иконами, аще возможно будет, но в настоящее время страшно гонение, отбирают все у нас книги и иконы, и время купленое. Главы сверху постригать мужем в воспоминание и отражение печали, понеже истинная вера гонима, и мы имеем печать на главе печали. Молитися должно в кавтанах мужем, по 3 борка на стороне в посаткахе. Женам в черных сарафанах, и на главах черныя платы или коноватныя. Вся наши претки по нарушении веры сначала довольствовались вставшими прежними священниками, не принявшими Никоновых перемен и жившими потаенно в пустынях, и лесах, и за границей нашей Сибири, мало обитаемой. Доблественыя наши претки и страдальцы за веру Христову бежали и укрывалися в леса Кержанския Нижегородской губернии, Стародубской ж слободы Черниговской губернии, на Дон, Севернаго Помория в самое гонение Алексия Михайловича. И бежали еще за границу, в Польшу, на остров Ветку, на реку Сожа. И основывали общежительныя общины, где и священство принимали без примеса обливательнаго крещения. Если отъискать в настоящее время окажется затруднителным, и может быть, и вовсе уже таковых не было и нет, то истиннии християне остаются без священник, крестят младенцев простолюдины сами за нужду, как указано в Потребнике, а браки совершают по родительскому благословению.
Осмое суждение. Аще в питии и ядении с никониянами или другими еретиками сообщаются, то игумену читать прощение: «Прости мя, отче с[вятый]». Согласуется с керженским и заводским уложениями.
Читать целиком- http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/1723.htm