Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Христос Воскресе!



ВОСКРЕСЕНИЕ – СОШЕСТВИЕ ВО АД
Конец XIX – начало XX века
Сызрань
106,8 × 82,0 см
Дерево, левкас, темпера

Художественные особенности произведения типичны для одного из самобытных старообрядческих центров иконописи XIX века – Сызрани. Сызранские иконописцы ориентировались на традиционный иконописный стиль и воспроизводили «греческую» манеру письма, под которой понимали древнерусскую художественную традицию до церковного раскола в середине XVII века. Их иконы отличаются сдержанным колоритом, строгой композицией, удлиненными пропорциями фигур. Один из ярчайших признаков сызранской иконы, присутствующий и на представленном поизведении, – широкая, обычно черная рамка золотым орнаментом на пологой лузге, отделяющей ковчег иконы от ее полей. Лики написаны в графичной манере в подражание образцам XVI-XVII веков и обычно имеют темный оттенок. Типичен также вытянутый шрифт надписи на верхнем поле.
В иконе использовано развернутое изображение Воскресения Христово в виде Восстание из гроба и Сошествие во ад, дополненное сюжетно связанными с основным событием сценами. Такая композиционная схеме сложилась и получила популярность в русской иконописи XVII столетия, особенно в Поволжье.
Повествование на иконе начинается от фигуры восставшего из гроба Христа в верхней части композиции. Христос стоит на краю гроба, вокруг которого спят сторожащие гробницу воины. Слева от Спасителя начинается шествие ангелов к вратам ада, где завязывается битва с бесами. В левом нижнем углу изображена красная раскрытая пасть Левиафана. Здесь же Христос, спустившийся в ад и попирающий адские врата, выводит из нее праведных, которые идут вправо вверх к воротам рая, около которых стоит благоразумный разбойник. Выше, уже в раю, он представлен беседующим с пророками Илией и Енохом.
Сложная основная схема изображения дополнена всего двумя сценами. В верхнем левом углу иконы представлен апостол Петр у пустого гроба Спасителя «виде едины ризы лежаща». Внизу справа – явление Христа апостолам на Тивериадском озере после Воскресения.
Икона из собрания Ф.Р. Комарова – редкий среди икон Сызрани пример крупноформатного произведения.Старообрядцы Средней Волги принадлежали в своем большинстве к беспоповцам и не имели храмов, но устраивали домашние моленные. Икона была создана для большой моленной, очевидно, по заказу состоятельного купца-старообрядца.
(Н.Комашко)
Tags: Праздник, икона, старообрядцы
Subscribe

  • Староверы Харбина.

    Фотография Харбинского старообрядческого ПЕТРО-ПАВЛОВСКОГО Собора. Прислал мне ссылку, ни кто иной - внук о. Иоанна Кудрина, основателя - Харбинского…

  • Две капли воды...

    Кажный раз удивляюсь, когда смотрю на фотографию своей средней дочки Елисаветы... как же она похожа, на мою прабабушку (а её прапра)- Прасковью…

  • Поморье во время интервенции в 1918-1919 г.

    В августе 1918 года американцы, англичане и французы заняли Архангельск. Все силы интервентов на Севере находились под британским командованием.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Староверы Харбина.

    Фотография Харбинского старообрядческого ПЕТРО-ПАВЛОВСКОГО Собора. Прислал мне ссылку, ни кто иной - внук о. Иоанна Кудрина, основателя - Харбинского…

  • Две капли воды...

    Кажный раз удивляюсь, когда смотрю на фотографию своей средней дочки Елисаветы... как же она похожа, на мою прабабушку (а её прапра)- Прасковью…

  • Поморье во время интервенции в 1918-1919 г.

    В августе 1918 года американцы, англичане и французы заняли Архангельск. Все силы интервентов на Севере находились под британским командованием.…