Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Category:

Моленная на Софийской набережной.

Итересное добавление в мою копилку информации "Москва старообрядческая"  http://mu-pankratov.livejournal.com/236102.html
Прибавилась еще одна моленная, да не простая, а нынешним языком- самая "центровая"! ))) Находилась на Софийской набережной... центровей уже некуда! )))
Хочу вам предоставить статью сотрудника научно-просветительского отдела Центрального музея древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева- Татьяны Игнатовой.


(не дерзаю что то вставить от себя, сохраняю и фото)

Софийская набережная — центр Москвы, одно из самых известных и красивых мест города. Свое название набережная получила от храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Сам Софийский храм спрятан во дворах, тогда как архитектурной доминантой набережной является трехъярусная ажурная колокольня. Ее строительство длилось шесть лет, с 1862 по 1868 год, как раз в то время, когда разворачивались интересующие нас события.

Вид Софийской набережной с Большого Москворецкого моста. Фотография 2000-х гг.






На Софийской набережной, в 1-м квартале Якиманской части, в приходе храма Святой Софии, находился дом № 69. В нем издавна, еще до 1816 года, существовала домашняя моленная «по Рогожскому кладбищу». В 1826 году, благодаря давности основания, моленная была внесена в Ведомость о состоящих в Москве старообрядческих часовнях и моленных. И это в свою очередь давало домо́вому храму некую, очень относительную, гарантию безопасности.



Напомним, что император Николай I, взошедший на престол в 1825 году, развернул настоящую борьбу со старообрядчеством и наложил на противников церковной реформы невыносимо тяжкое законодательное бремя. Уже в 1826 году он подписал приказ о том, что все моленные, созданные менее чем за 10 лет, должны быть ликвидированы. Иными словами, ликвидировались моленные, созданные после 1816 года. Также Николай I запретил строительство новых и возобновление старых молитвенных домов. В связи с этим указом составляется «Ведомость о состоящих в Москве и в губернии старообрядческих и раскольнических часовнях и молельнях», и только вошедшие в данный список храмы могли продолжить свое существование.



Точная дата основания моленной в доме № 69 по Софийской набережной нам пока неизвестна, вполне вероятно, что это произошло в самом начале XIX века. В те годы Софийская набережная выглядела примерно так.


В середине XIX века дом № 69 принадлежал супругам Матвею и Пелагее Павловым. Гораздо более точное представление о застройке Софийской набережной именно в это время нам дает Атлас столичного города Москвы, составленный топографом Алексеем Хотевым и изданный в 1852-1853 годах.


Софийская набережная в середине XIX века. Атлас столичного города Москвы, составленный топографом Алексеем Хотевым. М., 1852-1853. 1) Софийский храм. Вполне логично, что колокольня не нанесена на план набережной, т.к. ее строительство начнется примерно через 10 лет после выхода в свет данного атласа. 2) Дом Павловых № 69. На плане читается немаловажная деталь — сквозная въездная арка, ведущая во двор дома.

В 1852 году моленная была закрыта якобы по воле домовладелицы Павловой. Доподлинно обстоятельства этого закрытия пока не ясны. Полицией, однако, «было дознано, что в эту моленную, во время отправления службы на Рогожском кладбище, раскольники для богомолья почти не собирались, хотя моленная и оставалась в прежнем виде».

Но 7 июля 1856 года — в самом начале царствования императора Александра II (1855–1881) — были запечатаны алтари храмов на Рогожском кладбище. Чуть позже в полицейских рапортах будет отмечено, что «по закрытии же в Рогожском богаделенном доме алтарей и воспрещения там службы, в моленную эту раскольники снова стали собираться в особенности же в 1857 году». В этот период службу в моленной совершал иногда сам хозяин дома, купец Павлов, до своей смерти, произошедшей в 1858 или 1859 году, а иногда некий мещанин Мусорин [1].

После кончины Матвея Мироновича Павлова (1858/1859) домом владела его вдова Пелагея Архиповна Павлова. Моленная, соответственно, находилась в ее же распоряжении. Интересно отметить, что полиции было известно не только то, что «для моления в оную собираются раскольники поповщинской секты по воскресным и праздничным дням, но не в большом числе», но полицейским в деталях было известно внутреннее устройство молитвенной комнаты.

Из секретного рапорта, отправленного обер-полицмейстером московскому военному генерал-губернатору, мы знаем, что при ней моленная выглядела следующим образом. Она состояла из одной комнаты. При входе со двора в квартиру на правой стороне находится комната величиною 8 аршин в длину и 4,5 аршин в ширину (примерно 5,5х3 метра). В комнате одно окно, выходящее в сени, ко входной лестнице. В комнате 2 двери: одна из небольшой передней комнаты, а другая из смежной с моленной большой комнаты, выходящей окнами на Софийскую набережную [2].

Как мы видим из этого описания, внутри особнячка домашняя моленная располагалась очень сокровенно, окруженная прочими помещениями: сенями, передней комнатой и большой комнатой с окнами на набережную. Моленная не граничила с входной лестницей и не выходила окнами непосредственно на улицу.

Тем не менее о домовом храме стало известно полиции, что повлекло за собой обыск с подробным составлением описи имущества моленной. Сейчас, в эпоху тотальной фото- и видео-фиксации, само собой разумеется, при подобных следственных мероприятиях помещение было бы тщательно сфотографировано, а фотоснимки рано или поздно попали бы в прессу. Однако в середине XIX столетия фото-фиксацию заменяло составление подробного описания. Две последние страницы такого документа представлены на иллюстрации ниже.


Дело о намерении купца Банкетова устроить раскольническую моленную. Начато 22 декабря 1861 года. На 11 листах. ЦИАМ Ф. 16. Оп. 110. Д. 1369. Л. 3 об. 4

Приведем цитату из данного полицейского рапорта:
«В моленной иконостас простого дерева, окрашен темной краскою и устроен во всю заднюю стену, то есть 4,5 аршин в ширину и 4 аршина в вышину. В нем находятся 34 иконы на простых досках старинной живописи и разной величины, из них 13 икон в ризах аплеке и 21 икона без риз. Сверх того, одна большая икона помещена особо на стене моленной, а на другой противоположной стене имеются в простых рамках за стеклами четыре печатные молитвы.

При иконостасе три деревянные складные с кожаными верхами налоя, покрытые и обтянутые мишурною парчею, на них находятся складной медный образ, небольшой медный крест и Евангелие в бархатном переплете. Перед аналоями поставлены три больших подсвечника аплеке, величиною каждый 1,5 аршина, а перед иконами повешаны маленькие лампадки: одна аплеке, две медные, три стеклянных. Кроме сего в моленной находятся три деревянных налоя, складные, с кожаными верхами, для книг; четыре пелены разной материи, каждая в аршин; медная кадильница и пять книг: Псалтырь, часослов, ермосы, каноник и Златоуст» [3].

Купец Матвей Миронович Павлов умер в 1858 или 1859 году. Дом его на аукционе после 1859 года приобретают супруги Банкетовы: купец 1-й гильдии Григорий Григорьевич и его жена Мария Анисимовна (именно она стала официальной домовладелицей). Однако при продаже дома было важное обстоятельство: вдова Пелагея Архиповна Павлова продала дом и, соответственно, находившуюся в нем моленную, но «без икон, которые в числе тридцати хочет взять с собою» [4]. Новые же владельцы дома, супруги Банкетовы, не возражали и дали прежней владелице несколько месяцев времени, чтобы выехать и перевезти иконы. Пока Пелагея Павлова готовилась к переезду, купец Банкетов «привез в этот дом для моленной другой иконостас, подержанный, красного дерева, и поставил его подле той моленной в ближней комнате» [5]. Все эти обстоятельства пристав Якиманской части подробно доносил своему начальству в конце 1861 года.

Но уже спустя два-три месяца, в марте 1862 года, московский обер-полицмейстер сообщает московскому генерал-губернатору, что купец Банкетов в доме на Софийской набережной не находится, «а проживает Пятницкой части, 2 квартала». Дом же на набережной, по причине ветхости, Банкетов решил перестраивать с наступлением весны, «для чего уготовляется уже материал» [6].

Начатая поздней весной перестройка дома № 69 продлилась до августа. И именно этот факт стал той юридической зацепкой, чтобы закрыть моленную. Летом к борьбе с моленной подключился митрополит московский Филарет.


Митрополит московский Филарет (Дроздов)

1 августа 1862 года он отправил Московскому военному генерал-губернатору Тучкову секретное послание. Приведем послание целиком [7].
«1 августа 1862 года

Его Высокопревосходительству

Господину Московскому Военному Генерал-Губернатору

Павлу Алексеевичу Тучкову

Секретно

Ваше Высокопревосходительство

Милостивый Государь!

В приходе Софийской, что на набережной, церкви издавна существовала раскольническая моленная в доме, принадлежавшем прежде Павловой, с 1860 же года принадлежащем купеческой жене Банкетовой. В сей моленной собиралось немало раскольников. В настоящее время дом сей фундаментально исправляется.

Поелику раскольнические часовни или моленные, устроенные ранее 1826 года, терпимы с таким ограничением, что не позволяется ни возобновлять их, ни перестраивать, то, доводя вышеизложенное до сведения Вашего Высокопревосходительства, долгом поставляю покорнейше просить, чтобы в капитально исправленном доме не была вновь устроена моленная.

С совершенным почтением и преданностью

имею честь быть Вашего Высокопревосходительства

Милостивого Государя

покорнейший слуга

Филарет Митрополит Московский»

Это послание митрополита Филарета задало работе московской полиции особый темп. 18 сентября полиция располагала точными сведениями о том, что «моленная, помещающаяся в доме купчихи Банкетовой, по случаю перестройки этого дома, перенесена из одной комнаты в другую, оставшуюся неразломанною, где раскольники по-прежнему сбираются для богослужения» [8]. Эта «неразломанная» комната находилась на первом этаже дома [9]. 19 сентября полиция уже имела предписание уничтожить моленную. А 25 сентября 1862 года изъятые при закрытии моленной иконы и богослужебные принадлежности были отправлены в Московскую Духовную Консисторию [10].

В разоренной моленной Банкетовых полиция оставила только пустые опечатанные (!) киоты, в которых ранее помещались изъятые иконы — в Консистории посчитали, что в изъятии киотов особой надобности нет [11]. Факт закрытия моленной в доме Павлова-Банкетова в 1862 году констатировал в отчете-донесении и протоиерей Софийского на набережной храма Александр Нечаев, Благочинный Замоскворецкого сорока [12].

Дом Банкетовых, капитально отремонтированный, но в связи с этим потерявший моленную, мы можем видеть на фотографии конца XIX века из знаменитых альбомов Н.А. Найденова. На снимке это трехэтажный дом с въездной аркой во двор. Окна второго этажа украшены прямоугольными каменными наличниками, окна верхнего этажа имеют полуциркульное завершение и тоже обрамлены в каменные наличники.


Вид на Софийскую набережную с Ивановской колокольни. На снимке 1884 года маркером выделен фасад перестроенного дома Банкетовых

Двумя годами позже, в феврале 1864 года, Московская Духовная Консистория предписала протоиерею Софийского храма Александру Нечаеву «сделать дознание» о находящихся в его приходе старообрядческих моленных. Докладывая про моленную на Софийской набережной, о. Александр пишет: «в сентябре месяце 1862-го года сия моленная была закрыта, а иконы из нея взяты были полициею, и с тех пор до настоящаго года собраний раскольников в доме Банкетова или вовсе не было, или они происходили чрезвычайно скрытно» [13].

Вслед за этим о. Александр Нечаев описывает настолько замечательное происшествие, что имеет смысл привести это повествование дословно:

«С наступлением настоящаго (1864 – Т.И.) года начал я подозревать возобновление моленной и собрания раскольников в доме Банкетова, и только случая вполне удостовериться в том, чтобы немедленно донести о сем Вашему Высокопреосвященству [не было].

Сего же мая 9-го дня во время ранней Литургии, проходя мимо означеннаго дома в церковь, я встретил два посторонних лица, вошедшия в сей дом, а потом увидел еще два лица, приехавших в экипаже и туда же вошедшия.

Вслед за ними вошел и я до самой квартиры хозяина, во втором этаже дома, где на месте прежде существовавшей моленной увидел на восточной стороне комнаты поставленный из шелковой материи краснаго цвета иконостас с подобием Царских и северных дверей и с небольшими в нем иконами.

Вслед за последнеприбывшими лицами, вошедшими в северныя двери означаннаго иконостаса, вошел и я, и за иконостасом увидел подобие алтаря с Престолом и жертвенником, из коих из первых успел осязать лежавшее Евангелие. Прибывшие два лица по входе в свой алтарь скрылись за завесу, находившуюся против подобия престола, а я тотчас был выведен вон в темную прихожую комнату неизвестным мне лицем, который, затворив дверь в моленную, не допустил уже меня войти в нее опять, и я принужден был [уйти].

По прошествии не более 20 или 30 минут, когда я вместе со старостою нашей церкви и с несколькими из его людей вошел опять в означенное место, без всякаго препятствия со стороны хозяина дома, то не нашел уже ничего, кроме пустой, — даже без всякой мебели, комнаты, соседившейся с восточной стороны с другою посредством створчатых дверей»
.

Не вызывает сомнения, что в доме Банкетова о. Александр Нечаев «успел осязать» походную полотняную старообрядческую церковь. Особенностям устройства и бытования походных церквей мы посвятим следующую публикацию.

В завершении отметим, что в конце 1880-х годов 1-й квартал на Софийской набережной был значительно перестроен. Дома по Фалеевскому переулку и часть домов на самой набережной были снесены, а на их месте появился Дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц.


На этой фотографии справа виден небольшой фрагмент фасада дома № 69. Сравним с фотографией вида с Ивановской колокольни



К сожалению, сегодня дом Банкетовых — трехэтажный, с каменными наличниками — дом № 69 мы не увидим. Он был снесен или до неузнаваемости перестроен.




*   *   *

[1] ЦИАМ Ф. 203. Оп. 330. Д. 1. Дело о двух раскольнических моленных, находящихся в приходах благочиния Замоскворецкого сорока. Начало 15 июля 1860 года. Л. 2.

[2] ЦИАМ Ф. 16. Оп. 110. Д. 1369. Дело о намерении купца Банкетова устроить раскольническую моленную. Начато 22 декабря 1861 года. На 11 листах. Л. 3 об.

[3] Там же. Л. 3 об. 4

[4] Там же. Л. 1.

[5] Там же. Л. 1-1 об.

[6] Там же. Л. 3.

[7] Там же. Л. 5-5 об.

[8] Там же. Л. 8.

[9] ЦИАМ Ф. 203. Оп. 330. Д. 1. Л. 8.

[10] ЦИАМ Ф. 16. Оп. 110. Д. 1369. Л. 8, 10.

[11] Там же. Л. 10-10 об.

[12] ЦИАМ Ф. 203. Оп. 330. Д. 1. Л. 5.

[13] Там же. Л. 8.

Использованы материалы с сайта http://ruvera.ru/
Tags: Москва старообрядческая, белокрыницкие, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments