(Фото и коментарий от Наталии Комашко)
Правда, тут его почему-то назвали несуществующим именем Агавиад, но чего только не бывает в народной иконе! Этот шедевр северного народного иконописного творчества первой половины 18 века хранится в Эрмитаже.
Поскольку святой редкий, то приведу информацию и расшифровку клейм, благо эту икону я публиковала в книге Русская житийная икона. Клейма там тоже очень своеобразны. Часто в народной иконе просто придумывают заново житие некоторых святых сообразно собственному взгляду на мир. Итак,
Святой Агапит (ошибочно назван на иконе Агавиадом) – родиля в Каппадокии во времена императора Диоклетиана. В юности поселился во Фригии близ г. Синада и вел иноческий образ жизни. За свою строгую жизнь сподобился дара чудотворений – исцелял людей и животных, по его молитвам был истреблен появившийся около монастыря змий. В начале IV века император Лициний забрал св. Агапита из монастыря в армию. Как христианин находился под судом и был предан пыткам. Исцелив слугу императора Константина Великого, был отпущен на родину, где со временем был избран епископом. Скончался в глубокой старости, совершив множество чудес.
Житие Агапита описано у церковного историка Филосторгия (V в.), на славянский язык переведено в XII в., но на Руси получило распространение с XIV столетия. Память святого отмечается дважды – 18 февраля/3 марта и 5/18 июля.
Клейма:
1. Святители Власий и Модест, преподобная Анастасия
2. Рождество св. Агавиада
3. Крещение св. Агавиада
4. Приход в монастырь
5. Чудо о драконе
6. Ликиний назначает св. Агавиада воином
7. Исцеление скота
8. Исцеление девицы
9. Исцеление бесноватого
10. Исцеление конского стада
11. Возвращение св. Агавиада в монастырь
12. Поставление в дьяконы
13. Поставление в иереи
14. Мучение на кресте
15. Мучение на столпе
16. Преставление св. Агавиада