Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Городец. Часть 1: город мастеров

Оригинал взят у varandej в Городец. Часть 1: город мастеров


В России так порой бывает, что какой-нибудь город вдруг берёт - да выделяется чем-то в лучшую сторону среди других подобных городов. Например, чистотой и благоустройством (Белгород), достопримечательностями из ниоткуда и привлечением туристов (Мышкин), отличными кафе или бережным отношением к общественному транспорту (Рыбинск), не говоря уж о менее умозрительных вещах вроде исправно работающих современных производств. Одним из подобных примеров слывёт в последнее время Городец (30 тыс. жителей) - самый дальний из городов-спутников Нижнего Новгорода в полусотне километров от областного центра вверх по Волге на её левом берегу. Иногда его преподносят как чуть ли не идеальный русский город, и во всяком случае пример бережного отношения к старине, развития традиций и привлечения обильно проплывающих мимо на круизных теплоходах туристов.

Мы с dima1989 посетили его в тот же день, что и показанный в прошлой части Чкаловск, и при выборе, писать о Городце три поста вменяемого размера или два дутых, я по своему обыкновению остановился на втором варианте. Собственно, в первой части расскажу о многочисленных городецких ремёслах, их подаче и сокровищах здешних музеев вроде трёх чудо-шкафов; во второй - просто погуляем по городу, выросшему в 19 веке из торгового села, этого сугубо русского аналога еврейских местечек.

Городец-на-Волге возник где-то в середине 12 века, то ли в 1152, то ли в 1172 году, как форпост Юрия Долгорукого в эрзянской стороне: всё более теснимая Диким полем и псами-рыцарями с Запада, Русь вгрызалась в глухие чудские и мерянские леса, покоряя земли, о которых странно думать, что когда-то они могли не быть нашими: колонизация всех этих мерян, эрзян да чуди белоглазой была очень уж давно и слишком мало о ней напоминает... Вплоть до основания Нижнего Новгорода в 1220-е годы Городец был самым нижним русским городом на Волге и первым - на её восточном (не просто левом, который бывает и северным, а именно восточном!) берегу. Нижегородское Заволжье в легендах прозвали Китежская Русь, и Городец отождеставляют ещё с Малым Китежем, который Батый таки опустошил по дороге к Китежу Большому. Как бы то ни было, Батыево разорение Городец вполне пережил и вошёл в историю как место, где умер в 1263 году, возвращаясь из Орды, Александр Невский, и в меньшей степени - как родина Прохора Городецкого, иконописца-наставника Андрея Рублёва. Разрушил же его в 1408 году хан Едигей, ещё несколько веков на его месте было урочище Пустой Городец, где в 17 веке обосновались знаменитые впоследствие керженские староверы, подключившиеся к волжской торговле. В 18-19 веках Городец обзавёлся хлебным портом, двумя верфями, литейным заводом и бесчисленными кустарными производствами от резьбы и росписи до печатных пряников. Но поднявшись до уровня крепко уедзного городка (6,3 тыс. жителей к началу ХХ века), до 1922 года формально Городец оставался лишь селом во владении помещиков Орловых и сменивших их Паниных. В советское время наиболее востребованным оказался судозавод, да на другом берегу вырос промышленный город Заволжье с многоэтажками, моторостроительными заводами и ГЭС, но и народные ремёсла здесь сумели сохранить не только в музеях:

2.


Начнём рассказ о Городце канонически - с прибытия по Волге (хотя на самом деле мы прибыли на серой "Ладе" через показанную в позапрошлой части плотину Нижегородской ГЭС, которая на кадре ниже неплохо видна вдалеке). От пристани, куда сейчас причаливают одни лишь круизники, крутая лестница ведёт к памятнику Александру Невскому (1993, он, наоборот, на кадре выше) и роскошным видам на Волгу, а у подножья яра - огромная деревянная постройка, явный новодел, но впечатляющий как минимум размером - он явно намного больше рижского "Лидо", которое как известно попало в книгу гиннеса как крупнейшая в мире срубная постройка:

3.


Да и не только размер впечатляет, но и резьба с типично городецкими "фараонками" (что-то вроде русалок). Это выставочный центр "Город Мастеров", построенный несколько лет назад вблизи пристани, чтобы даже самый ленивый и незаинтересованный пассажир круизного теплохода не смог бы сюда не зайти. Многочисленная городецкая старина хранится в музеях наверху, а здесь фактически мануфактура, комплекс мастерских всех городецких ремёсел:

4.


Первым делом мы зашли погреться в чайную, где за 120 (кажется) рублей наливают травяной чай (настоящий, а не из топора пакетика) из самовара с городецким пряником. Вот собственно три главных местных промысла в одном кадре: деревянная резьба, роспись и собственно пряники в коробках - обо всём этом ещё расскажу:

5.


Оправа зеркала просто чудесна, и ведь судя по всему новодел! В чайной живое тепло и пахнет свежим деревом. А за окном... за окном дымят трубы Заволжья на том берегу.

6.


В основном же Город Мастеров (вход туда ещё, кажется, 120 рублей) - это бесконечные коридоры и лестницы, увешанные всякими милым антиквариатом и опять же пахнущие деревом. Тут реально можно заблудиться:

7.


А коридоры ведут в мастерские, где постоянно кто-нибудь при деле. Вот здесь, скажем, вышивка:

8.


В том числе "городецкое золотое шиьбё" - хотя столицей золотошвейного промысла считается Торжок, где он известен с домонгольских времён, а в старину таким рукоделием занимались даже царевны да боярыни, своя традиция золотой вышивки сложилась и в Городце - в 1880-е годы, когда одна из местных староверок из соседней деревни Катунки привезла это умение на родину, выучившись где-то под Гороховцом. Собственно, до революции вышивкой занимались в основном как раз староверки, а с советских времён - Экспериментальный цех на местной швейной фабрике. А вот местный гипюр (тонкое кружево), в своё время врученный в числе официальных подарков посетившему СССР Джавахарлале Неру, у Городца оспаривает Василёва Слобода, которая ныне Чкаловск.

9.


В соседней комнате - ткачество, которое тут было в основном прикладным, за пределами Городца более всего славились местные половики, старые мастерицы шутили, что их половиками можно было бы выложить дорогу от Городца до Петербурга. Обратите внимание и на станок - местная резьба по дереву начиналась именно с украшения ткацких станков и прялок:

10.


Собственно, к резчикам мы попали в следующей мастерской. Городецкая резьба - самый известный местный промысел после росписи, и на мой взгляд давший миру больше всего шедевров, которые я ещё покажу в местных музеях. Очень красивые вещи тут режут и ныне (хоть то же зеркало в чайной), но в мастерской уровень пониже - тут скорее просто делают сувениры, причём гораздо интенсивнее, чем в тех мастерских:

11.


Плетение корзин - также более характерно было для Василёвой Слободы, чем для самого Городца. Лозу заготовляли на волжских островах, ныне покоявшихся на дне водохранилищ:

12.


Конечно же, самый известный здешний промысел - городецкая роспись, начинавшаяся в 19 веке с украшения прялок, а с 1936 года получившая собственную фабрику на окраине. В витринах - детские поделки, разумеется лучшие из лучших за много лет приёма экскурсантов, и прямо сказать - очень неплохие:

13.


Мастерицы увлечены работой:

14.


В следующей мастерской под старый добрый русский рок работает гончар, этот промысел тут самый древний, известен ещё до Едигеева погрома:

15.


В следующей мастерской тоже работают с глиной - но уже не горшки крутят, а лепят "жбанниковские свистульки". Известные опять же с домонгольских времён, они, возможно, служили оберегами в пронизанной эрзянскими духами чужой стороне, со временем превратились в игрушки, а с 1930-х годов - в сувенир "а ля рюсс". Из местной глины превоначально делали жбаны для кваса, отсюда якобы название гончарского села Жбанниково в окрестностях Городца, которое и было историческим центром этого промысла. Как видите, кстати, многие местные ремёсла связаны не с самим Городцом, а с его ближним и не очень ближними окрестностями. Путеводитель по городецким ремёслам есть здесь, с персоналиями и прямой речью мастеров.

16.


Мы же пока что пойдём наверх, в Музейный квартал у набережной Революции (Александровской) и улиц Ленина (Купеческой) и Рублёва. Вот собственно перспектива набережной, там за деревьями памятник Александру Невскому над лестницей. На переднем плане - дом купца Гришаева (1906) с тонкой резьбой, причём резьба эта не "городецкая", а общерусская, вдали - крупный каменный дом купчихи Лапшиной.

17.


В доме Гришаева ныне ни что иное, как Музей Добра - на самом деле всё прозаично, и речь идёт не о добре, которое причиняют, а о добре, которое наживают, то есть - всяких предметах старого доброго быта. В зелёненьком флигеле - музей самоваров, о чём напоминает кирпичный самовар (!) во дворе. Увы, сюда мы уже не пошли - музеев в Городце слишком много, чтобы воспринять их за один приезд, тем более что самовары - промысел уже не местный, а просто пришлись ко двору.

18.


Напротив Гришаевского дома, на углу улицы Рублёва - скромный домик графини Паниной (1847). Как уже говорилось, дореволюционный Городец и городом-то не был, и в 1772 году эту местность Екатерина II пожаловала своему очередному фавориту Григорию Орлову, от потомков которого в начале 19 века Городец перешёл не менее знатному роду Паниных. В принципе "головная" усадьба Паниных Марфино находилась в подмосковных Мытищах, из дальних имений любимой была, конечно же, крымская Гаспра у тёплого моря (где гостил Лев Николаевич Толстой), Городец же был второстепенным владением, где преумножались богатства, и Панины его, конечно, посещали, но не то чтобы часто. Последняя из Паниных Софья Владимировна, рано потерявшая отца, была внучкой старосветской аристократки и падчерицей интеллигента-оппозиционера, получила прекрасное образование, ещё до революции прославилась как меценат и просветитель, а после, арестованная большевиками и ими же освобождённая за былые заслуги перед народом, эмигрировала сначала в Прагу, потом в Нью-Йорк, где и прожила до 1956 года на съёмных квартирах и дешёвых работах, оставшись бездетной... В общем, не знаю, бывала ли она хоть раз в этом домике, но в Городце его традиционно отождеставляют с ней, и ныне там очередной музей городского быта:

19.


В первом же зале которого встречают Три Городецких Шкафа - имхо, самая впечатляющая достопримечательность города:

20.


Их создал в начале ХХ века местный самородок Григорий Токарев-Казарин - ведь как уже говорилось, городецкая резьба начиналась с украшения ткацких станков и Городец славился своей резной мебелью. Григорий Евдокимыч, впрочем, как считается, профессиональным резчиком не был, делал эти шкафы "для души", и по крайней мере один из них вырезал в 1913 году как подарок царю на 300-летию правления Романовых. Три уцелевших шкафа вновь встретились через сотню лет, в 2013-м - два из них хранились в Городце в разных музеях (причём один, как я понимаю, публично, а другой в фондах), а "романовский" всплыл в середине века в Новгороде, куда попал из музея городка Боровичи, где в свою очередь оказался в 1929-м году, привезённый из закрытой церкви Княгини Ольги в селе Рютино, куда в свою очередь с царского двора уехал в 1916-м.
Первый шкаф (на кадре выше справа) вырезан, скорее всего, в конце 19 века, первоначально хранился в музее Городецкого пряника, и аттестован здесь как "Фонтан народной мудрости" (цитата какого-то краеведа), так как расписан в основном на фольклорные темы:

21.


"Романовский шкаф" из Новгорода сюда вернулся пару лет назад и выглядит классическим шедевром. Наверху - Церковь Небесная, Страшный суд и церковь Земная; ниже (оно же на вводном кадре) призвание Михаила Романова на царство, здесь новый царь выглядит  испуганным мальчиком, которому вручили огромную опустошённую страну и сказали "Спасай!". По бокам - Рюриковичи, в верхней паре отвергают Ордынское иго, а в нижней - берут Казань:

22.


Ниже Христа привели на суд к Каиафе, слева хитрый Борис Годунов, справа параноидальный Иван Грозный:

23.


На правом боку - околобиблейские легенды, а левый бок я как-то не заснял:

24.


Слева внизу в столбик две пары сюжетов - про Ивана Сусанина (встреча с поляками и смерть от их меча в безвыходных болотах) и про Моисея. Справа посланник Ермака докладывает Ивану Грозному о покорении Сибири, Соломон вершит суд, Ирод побивает младенцев, а посланник Василий Шибанов принёс Ивану Грозному письмо от князя Курбского. Такой вот русский эпос...

25.


Но больше всего мне понравился третий шкаф, обитавший в краеведческом музее изначально и прямо сказать - самый загадочный, с ппереплетениями сюжетов Руси и древнего мира - будь то разорение Рима или подвиги Жанны д'Арк. Это в конце концов просто очень красиво:

26.


27.


28.


29.


30.


31.


Хотя музей, конечно, не едиными шкафами - тут тебе и предметы быта, целый зал посвящён различному купеческому металлу:

32.


И резная доска с ворот в окружении истории Паниных:

33.


И советская бытовая техника, в том числе такая экзотика, как старые пылесосы (с другой стороны - ещё холодильники, примусы и многое другое). Тут мне сразу вспомнился "советский этаж" в эстонском замке Курессааре - в принципе ностальгия тут и там не так уж отличается.

34.


Выходим из музея да идём по ухоженным улицам Музейного квартала:

35.


36.


37.


Вот и краеведческий музей:

38.


Это бывший дом купца Облаева, и здешний музей самый негламурный, тут советская ностальгия - не в экспонатах, а в интерьерах:

39.


И тут уже не только промыслы. Вот например средневековый русский шлем (14 век) и печать Александра Невского:

40а.


Или старообрядческий быт - деревянные ложки и чётки-лестовки, олицетворявшие духовные лестницы к Богу - их я часто видел в староверческих церквях (особенно почему-то в Молдавии), но это единственные культовые здания, внутри которых я не фотографировал ни разу:

40б.


А в традиционном зале Великой Отечественной (да простят меня деды, я их обычно пропускаю в силу однообразия) - военная продукция местного судозавода - переправы, головки снарядов для "Катюши", лодки-волокуши и боевые аэросани (аналог боевых мотоциклов, видимо):

41.


41а.


Но в основном, конечно, всё равно промыслы, в первую очередь резьба:

42.


Фараонки - между прочим фольклорная нечисть довольно интересная. Наши пресноводные русалки на европейских морских дев были совсем не похожи - девы-утопленницы в прозрачных белых платьях, а в то время как морские существа с рыбьими хвостами вместо ног назывались фараонами и фараонками, и по легенде, произошли они от египтян, над которыми сомкнулось море, расступившееся перед уходившими за Моисеем евреями. Новгородцы, правда, считали, что они и вовсе выглядят как рыбы с человечьими головами, а у малороссов они якобы выходили из воды и пожирали людей, и во всех вариациях они выныривая из моря звали Фараона и мешали судам ходить, приставая с вопросами о том, когда же будет Страшный суд? На Волге изображениями фараонок часто украшали суда, ну а в Городце это любимые герои домовой резьбы:

43.


Но как уже говорилось, городецкая резьба начиналась с украшения станков, а городецкая роспись - с украшения прялок:

44.


С которых потом переместилась и на другие полезные вещи:

44а.


А чистым искусством стала уже при Советах:

45.


И мотивы соответствующие - вот например бой с "самураями" (как в шутку называли всех японских вояк) у озера Хасан:

46.


Много тут и современных сюжетов, с характерной для нулевых годов пошлинкой (но это камень в огород скорее заказчикам, чем мастерам). В целом, больше всего городецкая роспись напоминает мне графику старых мультфильмов. А вот чем всё это делалось:

47.


Напоследок (а на самом деле, наоборот, в самом начале) зашли в музей городецкого пряника в роскошном доме купца Петелина на самом краю Музейного квартала:

48.


С очень красивой модерновой дверью... кстати, если основной музей на своём месте с 1921 года (а основан и вовсе в 1918-м), то вот когда появились эти отделения с явно ещё советскими интерьерами - точно не знаю.

48а.


Городецкие пряники известны чуть ли не с 17 века, сбываясь ещё на Макарьевской ярмарке, а в начале ХХ века тут работало полтора десятка пекарен, которые держали в основном опять же староверы, не признававшие заморских "конфектов". Выпекались на меду, в тесто добавлялись пряности, изюм и курага, но почти никогда - повидло, сгущенка или варенье. В целом, по сравнению с тульскими они гораздо мягче и сдобнее, но лично мне тульские всё же понравились больше.

49.


В 19 веке выпекали пряники до пуда весом, а здесь видно ещё одно местное лакомство - помадки, мне, увы, опять же не близкие. А кроме того, соседство пряничного и резного промыслов породило специфическое искусство - изготовление печатных досок с характерной вогнутой резьбой, мастера которых образовывали свои династии.

50.


Многие из этих досок - настоящие шедевры, и сделаны были ещё в 19 веке:

51.


Продают пряники в нескольких местах, цены примерно те же, что и на тульские (пряник размером с большой торт - рублей за 300-400), и пару штук мы купили с собой. Улыбка Городца:

51а.


А в целом духом народного творчества Городец буквально пронизан. Вот скажем чей-то дом у Фёдоровского монастыря:

52.


Или гараж у Святого озера:

53.


И даже в пятиэтажках что-то такое прослеживается:

54.


Но о городе, где и немузейных красот хватает - в следующей части.


ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014. Часть 2: поиски Китежа
Обзор двух частей и оглавление.
Дорога к Волге
Дрезна.
Орехово-Зуево. Орехово.
Орехово-Зуево. Крутое и Зуево.
Непарадная Владимирщина. Петушки, Лакинск, Собинка.
Гороховец. Средневековый русский городок.
Нижегородчина - Россия в миниатюре.
Зарисовки по окрестностям. Бор, Кстово, Заволжье, Пурех.
Чкаловск. Город советской легенды.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. По городу.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.
Tags: Волга, музей, резьба, старообрядцы
Subscribe

  • Дети в СССР 1975 год.

    Мне как раз исполнялось 7 лет и Мир вокруг казался...))) кстати, в конце свою фотографию вставил. Пионерский лагерь Калининская обл., дер.…

  • Бабская агитация.

    Узрел тут на просторах сети, вот такую агитацию 20-х годов. У многих баб платочки по нашенски заколоты ))) но один плакатик, что то слишком…

  • Детдомовцы 20-х

    Кимры 1924 Свердловская обл, Сысертский р-н, ст. Вьюхино 1923г. Челябинск 1923г. Ленинград 20-е Муром Кимры.Надписи на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments