Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

Орехово-Зуево. Часть 2: Крутое и Зуево

Отличный репортаж о Орехове-Зуеве и староверских местах.
Единственное добавлю свой комментарий к тезису- "...мол в Староверии заложена довольно серьёзная, как сказали бы программисты, "логическая ошибка"...на дробление"

"Мина" делений, заложена все же не в понятии "Староверие", а во всей философии Християнства. Если откинуть- расколы Ветхозаветные, то первый раскол произошел в иудейском обществе, после слов Христа:
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел
Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. "

Сказав такое евреям, с их то любовью к матери... конечно же расколется общество. Ну и четкое деление- на верных и неверных, с последующими запретами на общую молитву, трапезу, баню и т.д. ...
14.Не будьте заодно с неверующими. Что общего у праведности с грехом? Что общего у света с тьмой
15 или у Христа с Велиаром? Что общего у верующего с неверующими,
16 и у храма Божьего с идолами? Ведь мы храм живого Бога, так как Бог сказал о нас: "Я вселюсь в них и буду ходить среди них. Я буду их Богом, и они будут Моим народом".
17 "Выйдите поэтому из их среды и отделитесь, – говорит Господь, – не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас".
18 "Я буду вашим Отцом, и вы будете моими сыновьями и дочерями", – говорит Господь Вседержитель.


Вот так и деляться християне с первых веков. Кстати говоря, у никониян- разделений и расколов внутри себя, на порядок больше, начиная от ИПХсов и до хлыстов иоанитов... со всеми проклятиями и анафемами друг дружке. Но на первом месте- греки, там вообще не сосчитаешь.)))

Оригинал взят у varandej в Орехово-Зуево. Часть 2: Крутое и Зуево


Продолжаю рассказ про "подмосковный Манчестер" Орехово-Зуево. В прошлой части было собственно Орехово - центр и гигантская старинная промзона. Теперь покажу оставшееся: Крутое за промзоной и Зуево за Клязьмой.

Возвращаясь в прошлой части по автомобильному мосту из-за железной дороги, мы с dima1989 пошли обратно в центр не сразу (как показано там), а для начала спустились и отправились вдоль путей в бывшее село со звучным названием Крутое. Дело в том, что хотя Савва Морозов передал управление фабркой младшему сыну Тимофею, родившемуся уже после того, как семья выкупилась из крепостничества, родительские капиталы достались и другим потомкам, среди которых к концу 19 века выделился племянник Тимофея, основавший собственное товарищество Викула Елисеевич Морозов. Но так как были они староверами, и родства не забывали, то и решили всё по-братски: с одной стороны от фабрик Орехово оставалось "вотчиной" Тимофея и его сына Саввы, с другой Викула начал обустраивать Крутое, и "почерк" иного владельца в его старине хорошо ощутим. А современность... в принципе, "район за промзоной" - словосочетание вполне красноречивое, в большинстве городов такие места превращаются в гетто, и Крутое исключением не стало - по словам Димы, ещё не так давно бомбилы отказывались туда ехать ночью, а официальные таксопарки посылали только машины с центральной блокировкой всех дверей. По мне так ныне район как район... впрочем, туда ещё дойти надо, а под мостом Дима обратил моё внимание на колоритный предупреждающий знак:

2.


Длинные фабричные склады:

3.


Кладбище домашних животных с почти человеческой могилкой:

4.


Крутое встречает внушительным зданием школы №1, и происхождение её весьма интересно: Викула Морозов решил маленько свернуть с дороги предков и активно приглашал на свою часть мануфактуры специалистов из Англии во главе с братьями-управленцами Климентом и Гарри Чернок. Переиграть Савву Тимофеевича, конечно, они ему не помогли, но зато образовали достаточно серьёзную общину, внёсшую вклад не только в местную, но и в общероссийскую культуру. В начале ХХ века англичане в Орехово-Зуевских посёлках были вторым по численности народом после русских, и по словам того же Димы, ещё в 1970-е годы тут можно было встретить людей с именами типа Владимир Джонович Грей (имя вымышленное, но принцип ясен). Ну а школа, соответственно, изначально строилась для детей этих самых англичан:

5.


Напротив - основа Крутого, комплекс двух чрезвычайно мощных казарм, одна из которых ещё и увенчана водонапорной башней:

6.


Можно зайти вовнутрь - там в целом не так уж и плохо:

7.


Да и в принципе, местами тут даже уютно:

8.


А местами откровенно мрачно - вот другая сторона той же самой казармы:

9.


За казармами - ДК Тектильщиков (1929):

10.


И подъём на очередной виадук, теперь над станцией Крутое - конечной у многих московских электричек вместо расположенной чуть ближе к столице станции Орехово-Зуево (см. прошлую часть). Ждущие рейса электрички виднеются вдали, а за путями... напротив Крутого есть ещё пара интересных объектов:

11.


Практически сразу у виадука - городской стадион "Знамя Труда" - при всей скромности облика, одно из знаковых мест в истории русского спорта. Что, собственно, могли привезти сюда англичане? Конечно, футбол! Поначалу они играли между собой, и в 1887 году по инициативе Климента Чернока в одном из ореховских парков состоялся первый на территории России футбольный матч. Староверы, наверное, с такой лицедейства только кривились, и в общем поначалу традиция не прижилась. Зато в 1897-м Гарри Чернок попытался подключить к делу уже самих староверов, с большим трудом сумел набрать на две команды рабочей молодёжи, и вид у этих футболистов был колоритен - бородатые и в "шортах" почти до ступней, но в этот раз, видимо, общество всё же "дозрело" - через считанные годы футбольные команды в портовых городах (Петербург, Одесса, Николаев и другие) независимо друг от друга начали появляться одна за другой. По иницитиаве тех же Черноков и был в 1906 году построен стадион, в 1908 на нём впервые староверы играли против англичан, а в 1909 - впервые их обыгрывали:

12.


Как я понимаю, полукруглая стенка осталась с начала ХХ века, хотя внутри стадион вполне нов и обычен.  А памятник на переднем плане напоминает о трагедии 27 мая 2004 года, когда ПАЗик с местной командой "Знамя Труда" угодил под вылетевшую на встречку фуру - погибли 9 человек.

13.


Второй интересный объект запрятан гораздо хитрее, среди длинных домов барачного типа, из проулочков которых на нас смотрели подозрительно. Тут даже названия улиц соответствующие - наша цель находилась в Торфотранспортном проезде, и как можно понять из названия, искали мы бывшую станцию узкоколейки - соответственно, Торфяную:

14.


Первые железные дороги из Орехова к торфяным полям появились ещё до революции, хотя никаких точных сведений, кроме упоминания участия машинистов торфовозных поездов в забастовках после 1900 года, не сохранилось, и возможно это были временные переносные линии, не пережившие Гражданской войны. В 1927-м была построена уже капитальная узкоколейная система для снабжения торфом Ореховской ТЭЦ (её корпуса и трубу в глубине промзоны я уже показывал в прошлой части), причём чтобы не пересекать ширококолейную магистраль, от конечной станции Торфяная до ТЭЦ тянулась грузовая канатная дорога. Одна из многочисленных узкоколеек Мещёры, "Орехово-Зуевское хозяйство железнодорожного транспорта" (так она называлась изначально) достигла расцвета к 1960-м годам, пустив множество веток по Московской и Владимирской областям, но затем началась деградация: часть линий была разрушена торфяными пожарами 1972 года (это примерно как в 2010-м, только ещё масштабнее), ТЭЦ перевели на газ, но в общем даже так потихоньку умиравшая система продержалась до 2001 года. Вот так станция Торфяная выглядела в 1989 году, и до поездки я знал, что от неё сохранилось депо:

14а.


В итоге, забурившись в закоулки, мы упёрлись в высоченный забор, за которым я увидел тропинку, озаглавленную грозную надписью:

15а.


Вот собственно и депо, возможно 1927 года постройки - но кто его занимает ныне и почему ходить запрещено (тем более что явно не официально), судить не берусь.

15.


В общем, зажелезнодорожная часть района за промзоной - это уже гетто в квадрате, и мы по добру по здорову направились обратно в Крутое:

16.


Улица Ленина, за спиной (на кадре ниже) сменяющаяся улицей Кирова:

17.


На последней - конструктивистские дома уже для освобождённого пролетариата. Хотя как сказать - освобождённого... Савва Тимофеевич Морозов не только активно вкладывался в социалку (госпиталь и театр из прошлой части соврать не дадут!), но и активно поддерживал большевиков, прятал от полиции Баумана, дружил с Красиным и Горьким, и не скрывал того, что считает необходимым свержением самодержавия. Ну, примерно как нынешние бизнесмены-бизнесмены готовы поддерживать (чаще, к счастью, лишь на словах) хоть фашистов, хоть людоедов, если те против Путина.

18.


В 1905-м Савву Тимофеевича отстранили от руководства компанией, вскоре нашли у него нервное расстройство и отправили на отдых за границу, где он то ли застрелился, то ли был застрелян, но империя его даже не пошатнулась - к 1914-му году Морозовы оставались в десятке богатейших семей России.

19.


Идём обратно в сторону центра:

20.


Во дворах запрятан музей (1929):

21.


Из одного из зданий по пути вышел бородатый мужик в мешковатой рубахе, и мы сразу поняли - староверы тут есть и ныне. А вон впереди улица Ленина уже входит в промзону мануфактуры - ущелье в краснокирпичных стенах:

22.


Напротив - Английский пассаж в бывшей заводской поликлинике неясного возраста (видимо, самое начало 1920-х):

23.


И заброшенная деревообрабатывающая фабрика с высокой трубой:

24.


На этом с Ореховским берегом всё - хватило его на полторы части. Оставшаяся половинка - соответственно, про Зуево: оно хотя и старше, и в Московскую губернию входило, и Морозовы оттуда вышли, а всё же несколько тривиальнее. С показанной в прошлой части Октябрьской площади, между администрацией и бывшим ДК, начинается мост через Клязьму, и Дима обратил моё внимание на высокий дом в перспективе моста - здесь, по его словам, жил Саша Солоник (по документам на имя Валерьян Попов). Богатую историю орехово-зуевского криминала 1990-х годов я уже рассказывал пунктиром в прошлой части, но всё же изначально местные банды были в основном достаточно средненькими: выросли из "катал" (как я понимаю, шулеров, работавших в поездах), представляли собой по сути просто гопоту с оружием. Зато ещё в 1990-м сюда пожаловали небезызвестные "курганские" - едва ли не сильнейшая ОПГ Москвы в те времена. Работавший на них Солоник, по происхождению грек, в 1990-х годах слыл "киллером №1" в России, и думается, случись такой персонаж в Америке - про него бы сняли уже десяток боевиков. Впрочем, есть версия, что образ Саши Македонского, стреляющего насмерть с двух рук за триста шагов, сочинили журналисты да его собственная привычка приписывать на допросах чужие убийства. В общем, что тут правда, а что бандитский эпос (вот убеждён, что на самом деле ничего красивого там быть не может!), я не знаю, но Солоника тут некоторые ещё помнят - говорят, был молчаливым, корректным в общении и достаточно скромным в быту человеком, связь которого с мафиозными лидерами можно было заподозрить разве что по очень крутой для тех лет машине.

25.


Зуево, как уже говорилось, было в двойном городе исходным - как сельцо у переправы оно известно аж с 1209 года, то есть помнит не то что братков из 1990-х, а монголов, ордынцев и польско-литовскую рать... но как часто бывает (наглядный пример из предшествовавшей поездки - Тутаев), "младшее" поселение со временем разрослось, а "старшее" сделалось его предместьем. Зуево, судя по всему, оставалось обычным подмосковным селом на стыке двух губерний, и ныне в нём и рядовой застройки-то толком не сохранилось - в основном это многоэтажечный район. Лишь у реки - цеха завода "Респиратор", кстати говоря в глубине площадки тоже дореволюционные:

26.


Зато именно в Зуеве находится большинство городских храмов. На улице Володарского (она же на кадре выше, и думаю, хорошо видно, что главная) возвышается огромный Собор Рождества Богородицы (1872-90), своей странной громоздкостью больше напоминающий старообрядческие моленные (ведь те обычно строились без внешних призаков храма, а колокольнями и главками обзаводились уже в более лояльные времена), но нет - храм вполне себе "никонианский", видать просто такой облик был уместнее в фабричном городке, да и колокольня правда пристроена позже (1903-07):

27.


Во дворах недалеко от моста запрятана ещё одна церковь Рождества Богородицы, не столь крупная, но куда более изящная - и вот она уже вполне старообрядческая, причём ныне её делят сразу две конфессии - поморцы (самая умеренная ветвь беспоповства) и РПСЦ, причём изначально храм был именно беспоповским:

28.


Основное здание - 1880-х годов, модерновая звонница пристроена в 1911 году, а главки и приделы так и вовсе новодел:

29.


Хотя церковь беспоповская, то есть по сути даже не и церковь, а лишь моленная - у неё почему-то есть алтарная часть. Как выглядят моленные - можно оценить в, например, Даугавпилсе. Зато росписи в нишах впечатляют своим своим строгим, почти византийским обликом:

30.


Детали. Кстати, такие вот шайбы армирующих стяжек, похожие на штурвалы, в Орехове-Зуеве вообще не редкость - видимо, делались на одном из вспомогательных производств у Морозовых:

31.


По соседству - третья (!) церковь Рождества Богородицы (1906-08), на этот раз изначально принадлежавшая РПСЦ, но в страшно уделанном виде - вот поэтому они и делят теперь храм с беспоповцами:

32.


Детская площадка где-то между двумя церквями. Многих, оказывается, их внешний вид огорчает (ведь всё всегда должно быть на уровне шедевров из музеев!), а по мне так разве можно огорчаться, видя, что люди пытаются благоустраивать место, в котором живут и перестали бояться вандалов?

33.


Есть тут и третий старообрядческий храм, к счастью уже не Рождества Богородицы, а всего лишь Никольский, хитро запрятанный в массивах частного сектора (адрес - Совхозная, 15), и интересный в первую очередь датой постройки - 1973 год. Что ж, по храмам советского времени (Караганда, Прокопьевск, Минводы, Пятигорск, а также костёл и дацан до кучи и др.) я уже мог бы сделать отдельный пост... но только все те церкви открывались в 1940-50-е годы, а вот храмы времён "развитого социализма" - редкость среди редкостей.

34.


Предшественницей советской церковки была Чёрная моленная, принадлежавшая неокружникам - ещё одному течению староверия. Вообще, в староверии с самого начала была заложена довольно серьёзная, как сказали бы программисты, "логическая ошибка" - любые попытки что-то пересмотреть в уставах и позициях тут же вызывали новые небольшие расколы, тем самым обрекая староверие на бесконечное дробление. В итоге, менее радикальные ветви оказывались более стабильными - как та же РПСЦ (Белокриницкое согласие) среди поповцев или поморцы среди беспоповцев, но само количество течений вряд ли кто-то когда-то считал. Так и в 1862 оформившееся в полноценную конфессию Белокриницкое согласие (подробнее об этом я когда-то писал в контексте самой Белой Криницы) издало "Окружное послание", направленное на борьбу с влиянием более радикального беспоповства: в нём разъяснялось, что новообрядцы и греки веруют в того же Бога, что и староверы, а не в Антихриста, а Исус и Иисус - одно и то же лицо. Многие общины с этим категорически не согласились, и хотя год спустя послание было отменено, в глазах многих "неокружников" "белокриничники" уже замарались антихристовщиной, а значит - всё с начала.... В итоге "Окружное послание" то вновь признавалось, то отменялось весь 19-й век, со временем к нему все привыкли, а неокружники - такие "беспоповцы в поповстве", продолжали существовать. Зуевская община неокружников оказалась самой долгоживущей, лишь в советское время объединившись с "окружниками" (то есть РПСЦ).

А это уже вполне себе новообрядческая Крестовоздвиженская церковь (1885) на другом конце Зуева - существенно выше Орехова вдоль Клязьмы, в слободке Подгорной мануфактуры:

35.


Как уже говорилось, в Зуеве были свои фабриканты - Зимины, причём в отличие от перебравшихся за Клязьму Морозовых, здесь же они и оставались. Путь они прошли ровно тот же, только медленнее: крестьянин-старовер Семён Зимин открыл в конце 18 века шелкоткацкую мастерскую, в начале 19 века выкупился у того же самого господина-помещика Николая Рюмина да прикупил у него земли, и хотя по масштабам производств и капиталов Зимины не могли тягаться с Морозовыми, всё же это была одна из важнейших текстильных династий Подмосковья. Единого производственного комплекса у них тоже не сложилось - лишь несколько больших мануфактур в разных местах, в том числе в показанной в позапрошлой части Дрезне. Но исходной была именно Подгорная мануфактура, стоящая в глухом углу на краю Зуева:

36.


Когда мы только подъехали, ворота с кадра выше отворились принять какой-то груз с подъехавшей "Газельки", и за воротами я увидел людей азиатской внешности, но каких-то странных, тревожных, слегка кинематографичных, и лишь когда ворота закрывались - приметил на груди одной из женщин внушительных размеров крест. Дима пояснил, что это вьетнамцы, работавшие на Подгорной ещё с советских времён - теперь жалею, что не успел их сфотографировать. Как и в Дрезне, тут видимо от фабрики остались какие-то мастерские, но в основном её корпуса заняты всякой всячиной:

37.


Подгорная совсем не велика - минут за 5-10 я неспеша вышел на другую сторону площадку, на линии тех самых ворот. В старый склад какой-то угрюмый мужичёк в царапанных очках волок стеклотару:

38.


С другой стороны ворота беспрепятственно открылись, и я рискнул пройти вовнутрь. Зимины всё же были те ещё эстеты - и в Дрезне мануфактура очень хороша, и здесь Высокий корпус (1907), я бы сказал, одно из красивейших промышленных зданий, что я видел:

39.


Что удивительно, Зимины-промышленники есть и сейчас, только отрасль сменили радикально - с текстильпрома на сотовую связь: Дмитрий Борисович Зимин, советский инженер, а в постсоветские годы основатель "Билайна", не просто однофамилец.
А на старой фабрики судя по кучам брёвен, прядение и ткачество тут сменили на деревообработку. Тоже дело нужное:

40.


Вообще же, эта часть Зуева более известна своим огромным химическим заводом "Карболит" (1916, но вид полностью позднесоветский), который в свою очередь известен периодическими ЧП с выбросами вредных веществ.

41.


Отсюда мы начали потихоньку выруливать к нижегородской трассе. В северной части города, между улиц Бирюкова, Пушкина и Красноармейской, обнаружилась ещё одна старая больница, похожая на показанный в прошлой части Морозовский госпиталь:

42.


Чуть дальше - площадь Пушкина:

43.


С столь типичными для индустриальных городов монументальными и облезлыми сталинками:

44.


До трассы от города ещё несколько километров. Напоследок покажу железнодорожную ветку... непростую. Дело в том, что одним из пригородов Орехова-Зуева (наряду с Дрезной, автобусно-фарфоровым Ликино-Дулёвом и другими) является деревня Демихово. Ну как деревня - 6 тысяч жителей и большой завод, то есть видимо что-то вроде деревни Давыдово, где в панельных 9-этажных избах лифты ломаются. Демиховский завод (1935) же сейчас основной производитель (до 80%) электричек в России, а эта ветка - ни что иное, как его подъездной путь. То есть по ней хоть один раз проезжала КАЖДАЯ из демиховских электричек, в каких бы дальних углах страны они сейчас ни отменялись работали. Правда, судя по отсутствию проводов - не своим ходом:

45.


Вскоре мы пересекли границу областей. В следующей части - непарадная Владимирщина: Петушки, Лакинск и Собинка.


ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014. Часть 2: поиски Китежа
Обзор двух частей и оглавление.
Дорога к Волге
Дрезна.
Орехово-Зуево. Орехово.
Орехово-Зуево. Крутое и Зуево.
Непарадная Владимирщина. Петушки, Лакинск, Собинка.
Гороховец. Средневековый русский городок.
Гороховец. Разное.
Нижегородчина - Россия в миниатюре.
Зарисовки по окрестностям. Бор, Кстово, Заволжье, Пурех.
Городец. Верхний город.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. За пределами вала.
Чкаловск. Город советской легенды.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.
Tags: ДПЦ, Орехово-Зуево, РПСЦ, старообрядцы, старообрядческое Подмосковье
Subscribe

  • Декабрьский дыбр (не веселое)

    Не веселый получился декабрь. Схоронил двух родственников и двух хороших знакомых. Да и год то весь...Вчера был в Тверских пределах подо Ржевом на…

  • Следы умерших деревень.

    Увидел тут у Евгения Соседова интересные снимки. В принципе можно о Яндекскартам посмотреть... "Следы умерших деревень. Похожи на звезды, цветы или…

  • Упокоился о. Леонтий Пименов.

    Уходит целая эпоха. Справа будущие священники :отец Леонид Гусев , отец Евгений Бобков, Александр Семенович Лебедев, отец Леонтий Пименов. Покой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment