Основной целью поездки в Семенов было даже не посмотреть городок, а сходить в местный музей. Именно в нем, как оказалось, есть небольшая экспозиция, посвященная старообрядчеству. Ну и конечно, целый зал, отведенный под ложкарный промысел, но про него я расскажу отдельно, так как это широчайшая тема. В сегодняшнем посте хотелось бы показать и рассказать про то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда.

На первом этаже музея представлена часть интерьера купеческого быта второй половины 19 века

На втором начинается интересующая меня экспозиция. Вот, например, памятная доста, отлитая в 1861 года в память о диспуте епископа Питирима с руководителем "дьяковцев" Александром в октябре 1719 года в с. Пафнутово. Формально раскаявшийся под угрозой пыток Александр вскоре продолжил борьбу, но был схвачен казнен в Нижнем на центральной площади в марте 1720 года: ему отрубили голову, останки сожгли, пепел бросили в Волгу. Эта "традиция" была вполне в рамках дозволенного у "православных" священников того времени

Обратите внимание на перепись населения. До так называемого "питиримова разорения" в уезде жили больше 50 000 человек, 40 000 из которых староверы. И это с учетом того, что это только видимая часть айсберга - большинство старообрядцев старались не попадать ни в какие переписи. После выгонки же там пости не осталось людей - край буквально опустел. И возродился лишь в двадцатом веке в царствование Николая II, который принял закон о веротерпимости.

Интересное удостоверение

А вот и сама печать, которой заверили удостоверение

Карта 18 века. Копия, конечно

Очень, кстати, интересная карта, много скитов обозначено, которых я и не видел никогда, прогуляюсь по тем местам летом

Вериги - их носили некоторые скинтники для умерщвления плоти. Они сильно натирали кожу да и вес у них был до 10 килограммов!

Медное литье. Литья производили на Керженце не так, конечно, много как на Выге в свое время, но в начале 20-го века количество его тут тоже увеличивается.

Рукописный сборник второй половины 17 века.

Ложка старообрядца Платок женщины-старообрядцы не завязывают, а закалывают определенным образом

Красный угол Если честно, не знал, что использовались подобные образы...

Певческая книга с крюками

Еще одна характерная особенность дома старообрядца - домовые доски с глухой резьбой с изображением сирина.

Предметы быта

Светец с лучинами

Вот такую штуку ставили с водой под светец, чтоб не спалить избу

Про ложки расскажу отдельно, оно того стоит!

Расписные донца прялок Деревянные башмаки использовали во время сенокоса, чтоб не повредить ноги

А вот именно от этих деревяшек пошла поговорка "Заруби себе на носу". Неграмотные люди делали на бирках надрезы, указывая размер долга, раскалывали дощечки пополам, одну часть отдавали должнику, другую оставляли себе, а когда расплачивались, складывали их для проверки. Так долги не только записывали, но и запоминали. Бирку с метками называли иначе носом — от слова «носить». . В данном конкретном случае - данные о долгах крестьян деревни Хвостиково.

Пила для продольного реза ствола

Первый план Семенова

Всякая всячина торговых людей

Комната купца

На первом месте всегда Закон Божий

Благодарственное письмо

Добавить в друзья в ЖЖ || Facebook || Twitter || Instagram ||


На первом этаже музея представлена часть интерьера купеческого быта второй половины 19 века

На втором начинается интересующая меня экспозиция. Вот, например, памятная доста, отлитая в 1861 года в память о диспуте епископа Питирима с руководителем "дьяковцев" Александром в октябре 1719 года в с. Пафнутово. Формально раскаявшийся под угрозой пыток Александр вскоре продолжил борьбу, но был схвачен казнен в Нижнем на центральной площади в марте 1720 года: ему отрубили голову, останки сожгли, пепел бросили в Волгу. Эта "традиция" была вполне в рамках дозволенного у "православных" священников того времени

Обратите внимание на перепись населения. До так называемого "питиримова разорения" в уезде жили больше 50 000 человек, 40 000 из которых староверы. И это с учетом того, что это только видимая часть айсберга - большинство старообрядцев старались не попадать ни в какие переписи. После выгонки же там пости не осталось людей - край буквально опустел. И возродился лишь в двадцатом веке в царствование Николая II, который принял закон о веротерпимости.

Интересное удостоверение

А вот и сама печать, которой заверили удостоверение

Карта 18 века. Копия, конечно

Очень, кстати, интересная карта, много скитов обозначено, которых я и не видел никогда, прогуляюсь по тем местам летом

Вериги - их носили некоторые скинтники для умерщвления плоти. Они сильно натирали кожу да и вес у них был до 10 килограммов!

Медное литье. Литья производили на Керженце не так, конечно, много как на Выге в свое время, но в начале 20-го века количество его тут тоже увеличивается.

Рукописный сборник второй половины 17 века.

Ложка старообрядца


Красный угол


Певческая книга с крюками

Еще одна характерная особенность дома старообрядца - домовые доски с глухой резьбой с изображением сирина.

Предметы быта





Про ложки расскажу отдельно, оно того стоит!


Расписные донца прялок


А вот именно от этих деревяшек пошла поговорка "Заруби себе на носу". Неграмотные люди делали на бирках надрезы, указывая размер долга, раскалывали дощечки пополам, одну часть отдавали должнику, другую оставляли себе, а когда расплачивались, складывали их для проверки. Так долги не только записывали, но и запоминали. Бирку с метками называли иначе носом — от слова «носить». . В данном конкретном случае - данные о долгах крестьян деревни Хвостиково.

Пила для продольного реза ствола

Первый план Семенова

Всякая всячина торговых людей

Комната купца

На первом месте всегда Закон Божий

Благодарственное письмо

Добавить в друзья в ЖЖ || Facebook || Twitter || Instagram ||