Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

Тутаев. Часть 2: левобережный Романов

Оригинал взят у varandej в Тутаев. Часть 2: левобережный Романов


Романов - это заволжская половина Тутаева, о коллизиях двух берегов и истории которого я рассказывал в прошлой части. И возможно - самый целостный малый город Средней России: центр жизни с годами сместился на правый берег, даже не в Борисоглебск, а за Борисоглебск, моста так и не построили, и уездный городок в полном составе стал глухим предместьем: не знаю, сколько тут живёт сейчас, но вряд ли приближается даже к 10 тысячам. Из девяти здешних церквей утрачены всего две, а самое главное - тут нет ни одной пятиэтажки, ни одного райкома, ДК, гостиницы "Волга" и даже за пределы своей исторической площади городок не вышел. В общем, за сто лет Романов и не изменился - лишь оскудел и обветшал.

Из Рыбинска в Ярославль ведут две дороги - даже три, включая Волгу, но с отменой пассажирского судоходства остаётся довольствоваться шоссе по обеим её берегам. Основная - всё же по правому берегу, где находятся центры и Рыбинска, и Ярославля, и - стало быть - Тутаева, но мы ехали левым берегом из таких же сонных предместий Рыбинска. И то ли у Романова нет въезденого знака (даже типовой таблички!), то ли мы его не заметили - но что мы прибыли, я понял, лишь когда слева показалась кирпичная церковь Тихона Амафунтского (1914), храм местных староверов - а о том, что Романов был одним из центров Раскола (тут проповедовал соратник Аввакума Лазарь), я уже писал в прошлой части. Впрочем, в данном случае именно на эту церковь я обратил внимание просто потому, что заранее знал как она выглядит:

2.


Церковь стоит на улице Толбухина, бывшей Уклейнской (что интересно - даже местное краеведение не в курсе, откуда такое название, вроде бы купец Уклеинов тут жил), и если считать перпендикулярно Волге - заметно выше исторического центра, а если параллельно - то на одной с ним линии. Ну а так как город вытянут вдоль реки на несколько километров и состоит из районов, разделённых оврагами (что хорошо было видно опять же в прошлой части), пришлось поворачивать. В основном Романов выглядит примерно так - кадры сняты в разных местах города, но если в центре некоторые его улицы выглядят несколько иначе, то в заовражных предместьях - только так:

3.


4.


5.


Наивные лужайки у домов, сделанные из подручных средств... Но они вселяют в меня большую надежду: гражданское общество зарождается не на столичных площадях, а на придомовых лужайках в глубинке. По крайней мере так было в ХХ веке на Западе.

6.


...Поехав от церкви Тихона Амафунтского назад (кстати, показательное посвящение - более привычный Тихон Задонский ведь был после Раскола), мы опять же свернули слишком рано, в итоге упустив самую верхнюю по течению Волги церковь Троицы на Погосте, поняв это лишь на той стороне - она прекрасно видна из Борисоглебска. В том межовражном сегменте города, куда заехали мы, сохранились две церкви. У того оврага, что поближе к центру, также хорошо заметная с Волги, стоит Спасо-Архангельская церковь (1746), с 1854 года переданная единоверцам, а фактически нелегально окормлявшая многочисленных здешних староверов до постройки Амафунтовского храма.

7.


Вторая церковь - Покровская, стоит у дальнего от центра оврага, и с Волги не видна, так как очень приземиста:

8.


Построенная в 1654-74 годах, она была частью типичного для этих краёв тройника летней и зимней церквей и колокольни, возможно бывшего даже целым монастырём. Разница в том, что обычно в камне перестраивали или всё вместе (обычно двухэтажным храмом, как та же Спасо-Архангельская), или начинали с летней церкви, а тут видимо зимнюю церковь и колокольню отстроили в камне, а летняя оставалась деревянной и сгорела ещё веке этак в 18-м. Выглядит необычно:

9.


Пышными изразцами на Ярославщине никого не удивишь, в том же Угличе я их почти не снимал, так как к ним элементарно привык. Здесь, однако, уж не знаю, по каким принципам, некоторые усматривают восточные мотивы и предполагают, что этот храм окормлял крещённых ногайцев - о "романовских татарах", бежавших из родной Орды от междоусобиц, получивших этот город в удел от Ивана Грозного и устроивших тут типичное РуЛО, я также писал в прошлой части. Ограничивать мурз начали в 17 веке, для служилых татар и купцов стимулировался переход в православие, в общем слобода крещённых ногайцев, после выселения остальных татар в Кострому в 1760-м разлившаяся по всему городу, в Романове не могла не существовать - так почему бы и не здесь? Другое их наследие - "православное обоо" из набросанных у Волги камней я показывал в прошлой части.

10.


Особняк на крутом берегу перед оврагом у Спасо-Архангельской церкви:

11.


Дальше мы поехали к площади Ленина, где стояли утраченные Спасская (прямо на площади) и Воскресенская (по соседству) церкви - посредине теперь асфальтовый пустырь с Ильичём, а по разные стороны всё сохранилось. По правую руку (если стоять лицом к Ильичу и спиной к Волге) - торговый ряд:

12.


По левую - нечто, во всех списках памятников архитектуры обозначенное как Демидовский трактир. Вряд ли это были "те самые" Демидовы, и вряд ли это был трактир в узком смысле слова - скорее то, что сейчас назвали бы ТРЦ с магазинами, гостиницей, может быть даже синематографом и так уж и быть - трактиром.

13.


Реально же из уральских магнатов на этой площади отметились не Демидовы, а Строгановы - выше трактира находится полуразрушенный Соляной амбар начала 18 века:

14.


А Строгановых - "соляных королей" - выдаёт даже не его назначению, а вот этот наличник, редкий стиль "строгановского барокко" (в нём было всего 5 церквей, я из них видел 4, а в журнал в этот попали две - в Усолье и Сольвычегодске) тут как фамильный вензель.

15.


Ещё на площади идёт торговля, и здешние типажи из середины ХХ века запечатлены на заглавном кадре. Но пейзаж, пейзаж - кроме антенн, проводов, металлических заборов да непомерно разросшейся зелени всё тут не изменилось с тех времён, когда над городом Н. "смеялся сквозь слёзы" даже не Чехов, а Гоголь.

16.


Ещё выше, за местом Спасской церкви - пожарное депо начала 19 века с деревянной каланчёй, столь характерной для этих мест - такая была и в Мологе, и даже в Рыбинске до постройки нынешней каменной башни. Выше, на улице Ленина, к пожарке примыкает дом какого-то купца... а может дворянина... а может и не дом, а присутственные места или управа, или ещё что-нибудь:

17.


У меня был список памятников архитектуры с фамилиями былых владельцев - Апаховых, Рассоловых, Долгополовых, Лыковых и прочих - но соотносить его с конкретными зданиями откровенно лень. Ну да, жил тут купец, разбогатевший на волжской торговле, рыбе, овцах, баранках, луке, гвоздях, горшках, или даже лодках-романовках, или мелкий дворянин, возводивший родословную к крещённым мурзам, а ныне лишь обшарпанный фасад и прогнившие коммуникации внутри.

18.


Двор. Из подворотни навстречу вышел колоритный старостильный дед с собакой - в Великих Блоггерских Этнографических Экспедициях такой обычно позирует на супер-мега-зеркалку и рассказывает удивительную новость о том, что Москва-то ваша - эт другое госудаааарство....

19.


Тоскливо тут, но есть в этой тоске своё очарование, в том и суть всей этой Средней полосы:

20.


Ещё дома. Обратите внимание, что по всей этой серии (кроме Рыбинска) особнячки сплошь первой половины, максимум середины 19 века, пышная эклектика и наэлектризованный модерн тут редкость, в то время как в не столь грустных малых городах Нижнего Поволжья, Юга, Урала, Сибири, наоборот, преобладает именно рубеж 19-20 веков. Время Средней полосы прошло не сейчас, а добрых полтора века назад:

21.


22.


23.


24.


Вот из позднего, в стиле дальних купеческих республик - дом нотауриса Маслока над Казанско-Преображенской церковью. Его долго датировали по приколоченным к фронтону цифрам 1892 годом, а потом под слоем краски вдруг обнаружился более старый отпечаток, и оказалось, что "9" - это перевёрнутая "6", то есть домик "постарел" на 30 лет. Хотя вообще-то красивейшее здание той эпохи в Романове - Сорокинская дача - стояло чуть выше городка по Волге, но ныне почти загублено.

25.


А вот единственное запомненное в центре советское здание:

26.


Ну, ещё парк ниже площади Ленина:

27.


28.


Да памятник адмиралу Ушакову. Он и родом из этих мест (Рыбинского, правда, уезда), а главное - Ушаковы считаются потомками тех самых романовских мурз (как и, например, Юсуповы). Интересно, как выглядели в ногайском Романове мечети? Ведь они тут были, но скорее всего деревянные.

29.


В честь Ушакова названа и улица, проходящая между площадью и парком - она по сути главная в Старом Романове. Если по ней пойти за площадь - выйдешь к оврагу речки Медведицы. Направо (относительно этого кадра, так как тут взгляд назад - налево) спуск к паромной переправе:

30.


Через овраг ведёт мостик, конечно же прозванный Итальянским - а вот время его постройки найти я так и не смог, может ведь быть и 18-й век (а может - и начало ХХ-го):

31.


Там дальше ещё какие-то домики:

32.


Воинский мемориал:

33.


И валы городища - фактически, мы в Романовском кремле. Последний раз крепость перестраивалась в 1468 году, когда город отошёл Московскому княжеству и стал уделом Марии Ярославны - матери Ивана III. После город входил во владения другого её сына Андрея Большого (центром которых был Углич - именно тогда там были построены "палаты царевича Дмитрия"), амбициозного и явно готового бросить выбор брату на московском престоле, за что и был в итоге замучен в московских темницах. Романов же окончательно отошёл к Москве в 1491-м году, и так как крепость никому, кроме удельных князей, была не нужна, после разрушения в Великую Смуту уже не восстанавливалась - только вал от неё и остался.

34.


В кольце валов - Крестовоздвиженский собор, в дереве заложенный в 1283 году князем Романом Углицким, в камне начавший строиться в 16 веке, а построенный в итоге лишь в 1652-91 годах Ионой Сысоевичем - в принципе, "стиль Ростовского кремля" смутно угадывается:

35.


Внутри ещё сохранились костромские фрески артели Гурия Никитина (а это, если кто не знает, был последний расцвет древнерусской живописи - в середине 17-го века), но храм был заперт. А в колокольне сидел в заключении перед отправкой на суд поп Лазарь, соратник Аввакума, дошедший с последним до пустозерского сруба...

36.


На этих же валах вместо княжеских палат усадьба Зацепиных - её деревянный фасад на Волгу я показывал в прошлой части. Как уже говорилось, сейчас там вроде бы гостиница, но мы застали всё тихим и негостеприимным. Ворота были заперты, рабочий с фотографии, выйдя из них, не обратил на нас никакого внимания. Над трубой, однако, курится дымок:

37.


За пределами городища, ещё дальше от Итальянского мостика, стоит Вознесенская Леонтьевская церковь (1795), построенная на средства купца Григория Сырейщикова и почему-то тоже не заметная с Воги. Обычно двойные посвящения, как уже говорилось, указуют на дуэт прошлых храмов, но здесь иной случай - по несохранившейся церкви вся эта местность от мостика, посад при Романовском кремле, называлась Леонтьевкой.

38.


Проходивший рядом дедушка поинтересовался, что мы снимаем, выслушал наш ответ с добродушно-насмешливым видом, и посоветовал "Снимите оттуда, на золотом фоне! Это я вам как художник говорю!". А что? Мне кажется, в таком городке художником быть так же естественно, как и пьяницей. Домики Леонтьевки напротив церкви - интересно, что было на месте футбольного поля? Может, просто сгоревший квартал деревянных домов.

39.


За рекой Благовещенская церковь (1660), некогда храм села Ново-Благовещенье, от Борисоглебской стороны отделённого своим оврагом, но включённого в его состав в 1777 году. Многоэтажки подглядывают из другого мира:

40.


Самую интересную романовскую церковь - Казанско-Преображенскую на Волге, я показал в прошлой части. Так что вот напоследок ещё немного деталей и зарисовок из этого городка в заболоченной старице Реки Времён:

41.


42.


43.


В следующей части, как нетрудно догадаться - отправимся на тот берег.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА. Часть 1: в поисках Мологи.
Обзор двух частей и оглавление.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. Клобук, или Сердце России.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заволжье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её следы.
Пошехонье.
Тутаев. Два берега.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск и Константиновский.
Курба. Разруха и величие.
Tags: Ярославль
Subscribe

  • Тарский бунт

    Ну что ж друзья, про восстание Булавина и атамана Некрасова многие слышали, вот вам немного информации о бунте тех же петровских времен в г.Тара…

  • Картинка дня.

    Тут енто самое...к одному делу готовлюсь...дай думаю и классику почитаю! Кхе, кхе... ну и вы уж грешники почитайте маленько... "Малаксу тово знаешь…

  • Картинка дня.

    « И даст море мертвецы своя, и земля мертвецы своя, и смерть мертвецы своя, и ад мертвецы своя. И суд прияша каждо по делам своим... ». Фрагмент…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments