Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

МОСКОВСКИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ТИПОГРАФИИ

Оригинал взят у rublevmuseum в МОСКОВСКИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ТИПОГРАФИИ
21 декабря в рамках музейной программы «Знакомство с Москвой старообрядческой» состоится «книжная» лекция. Занятие проведет Лариса Ивановна Алёхина – одна из ведущих научных сотрудников Музея, кандидат филологических наук, хранитель фонда редких и старопечатных книг. Постоянные слушатели «старообрядческого» лектория уже знакомы с Ларисой Ивановной и ее удивительной, вдохновенной манерой рассказывать о старинных книгах: в прошлом году ее занятие было посвящено традициям оформления старообрядческих рукописных книг. Предстоящая лекция будет посвящена московским старообрядческим типографиям.


Как известно, важнейшей причиной церковного раскола стала «книжная справа», начатая в 1652 году патриархом Никоном.

Василий Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере». 1880—1881. На картине изображен момент «прения о вере», состоявшегося 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи.

Старообрядцы стремились возобновить издание дореформенных, т.е. неисправленных при Никоне книг. Часовник и Псалтырь, самые необходимые для повседневной жизни, были тайно напечатаны в 1701-м, 1705-м, в 1730-е и 1760-е годы в типографии Братства Богоявления в Могилеве-на-Днепре. Такие же Часовник и Псалтырь в 1717 году были напечатаны в Чернигове в типографии Троице-Ильинского монастыря. Тиражи этих книг тайно разошлись по всей России.

Но из-за усиления гонений старообрядческое книгопечатание прерывается, а возобновляется лишь в середине 60-х годов XVIII века и приобретает широкие масштабы: наименования изданий, выпускаемых каждой типографией, исчисляются десятками, а тиражи - сотнями и тысячами. Так увидели свет десятки изданий Псалтырей и Часословов, Канонников и Прологов, Часовников, Шестодневов, Миней и других церковных книг.

Устройство старообрядческих типографий строго преследовалось властями, типографское оборудование изымалось, издателей судили и штрафовали.

Новый подъем старообрядческого книгопечатания стал возможен только в 60-е годы XIX века. Сеть тайных старообрядческих типографий покрывает Москву и ее окрестности. Издатели - сельские крестьяне и городские мещане - держали домашние хорошо замаскированные мини-типографии с одним-двумя печатными станками. Как правило, полиции удавалось их обнаружить только по доносу. Быстро сформировалась и сеть распространителей: переплетчики брали книги не только в работу, но и значительные их партии на реализацию. Заявки шли со всей страны.

Например, известно, что в 1850 - 1870-е годы в деревне Андреево Бронницкого уезда Московской губернии подобную мини-типографию устроил крестьянин Ефим Пискунов. А чуть позже, в 1870-е годы, похожая типография появилась в деревне Гусево Московской губернии у крестьянина Ивана Балакина. Эти типографии располагались в жилых домах владельцев, имели по одному печатному станку, переплетное оборудование и печатали мелкими тиражами небольшие книги, такие как Устав о христианском житии, Азбука, Святцы, Псалтырь, Каноны разным святым.


Налаживалось книгопечатание и за пределами России. В 1875 году в старообрядческом мужском Никольском монастыре в Мануиловке (Румыния) была создана одна из самых известных зарубежных старообрядческих типографий. Организатором ее был священноинок Арсений. Он сам доставлял отпечатанные книги в Россию и занимался их распространением, в частности на нижегородской Макарьевской ярмарке. Для старообрядцев печатали книги также типографии в Тульче (Румыния) и Черновцах (Украина).

Но книг по-прежнему не хватало. Старообрядцы стали применять для их тиражирования необыкновенный способ: готовили печатную форму с применением желатина и глицерина, затем бумагу с текстом, написанным анилиновыми красками, накладывали на застывшую желатинную массу. Текст отпечатывался на желатине, и с помощью валика получалось до сотни оттисков. Книги, изданные таким способом, называли гектографическими или просто гектографами (слово «гекатон» означает «сто»). Так увидели свет многие оригинальные произведения старообрядческой апологетики, полемики, исторические и канонические сочинения, даже певческие книги. Только одно старообрядческое Братство Честнаго и Животворящего Креста в Москве за 25 лет своего существования выпустило более 75 гектографов.

После объявления в России в 1905 году свободы вероисповедания производство гектографов почти прекратилось, а старообрядческие типографии стали открываться в Москве, Нижнем Новгороде, Балахне, Старой Тушке, Саратове, Киеве и многих других городах.

При содействии и по инициативе епископа Уральского и Оренбургского Арсения в 1906 году в Уральске открылась типография, ставшая одним из самых крупных старообрядческих книгоиздательских предприятий. Она имела передовое оборудование, а в 1910 - 1911 годах там было шесть типографских паровых станков и около 70 сотрудников. Здесь изготавливались оригинальные изящные «уральские» шрифты.

С 1906 года старообрядцы начинают открыто издавать журналы «Старообрядец», «Старообрядцы» (с 1908 года), «Старообрядческая мысль» (1910 - 1917), «Старообрядческий пастырь» (1913 - 1914) и др. С 1908 года в Москве на средства П.П. Рябушинского выходит еженедельник «Церковь» (с 1914 г. - «Слово Церкви») с приложением «Друг земли».


В 1908 году в Киеве издательство «Знаменное пение» под руководством Лазаря Калашникова выпускает журнал «Церковное пение». В 1913 году издательство переехало в Москву и работало до 1918 года.

В 1910 году Братством Честного и Животворящего Креста было организовано издательство и книготорговое предприятие. Издательство ежегодно выпускало «Старообрядческий календарь» и по 20 тысяч экземпляров книг, среди них - «Поморские ответы», «Житие протопопа Аваакума», «Святоотеческий сборник», составленный епископом Пермским Антонием.

Однако период свободного книгоиздательства был недолгим. Большевики закрыли все старообрядческие издательства и типографии. А многие печатники оказались в тюрьмах и лагерях. Только в 1990-х годах старообрядцы получили возможность печатать богослужебную и учительную литературу.


Занятие пройдет в воскресенье 21 декабря
в 12.30

Стоимость билета:
для взрослых – 150 рублей
для школьников, студентов, пенсионеров – 100 рублей
для студентов Московского старообрядческого духовного училища – бесплатно (в кассе предъявляйте удостоверение)
Tags: библиОтика, музей, старообрядцы
Subscribe

  • Время урожая.

    Ну чтож дуги, на Руси всегда собирали урожай и 1 сентября (14 нов.ст.) праздновали Новый год. Сейчас кстати начался 7530 от сотворения Адама.…

  • Поножовщина на Новый 7530 год.

  • Осенний Дыбр.

    МОЛОДИЛЬНЫЯ ЯБЛОЧКИ от середневских старцев! По последним исследованиям РАН РФ, от поглощения ентих плодов - разглаживаютси морщины, у лысых начинают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments