Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

Моленная Николы Чудотворца в д.Батюнино.

Ну чтож, продолжим "шерстить" ближнее Подмосковье! ))) http://mu-pankratov.livejournal.com/325614.html
Правда ета деревня стала уже частью Москвы- моленная Николы Чудотворца в деревне Батюнино. Сейчас ето- улица Батюнинская.
Деревянная моленная, устроенная старообрядцами-неокружниками в 1906 в соседней деревне Курьяново, в 1924 стала предметом борьбы между прихожанами, расколовшимися на неокружников, окружников и павловцев. В 1926 власти передали здание окружникам, большинство которых было батюнинскими жителями. В 1927 моленная перевезена в Батюнино. Закрыта осенью 1936, переоборудована под клуб, но в декабре сгорела дотла.

К сожалению, фото не нашел, есть более позднее за 1947г. (хозяин фото и многих комментариев пока не досягаем , знаю что зовут Ольга, коренная Батюнинка ))),  буду стараться с ней связаться)
добавлено 07.01.2015г. На Рожество Христово, познакомился с автором, Ольгой Мокрушеной, надеюсь что будут дополнения )))




Если верить Рапортам Московского исправника, то задолго до етого, в Батюнино, были тайные моленные.
"1854 года Августа 2 дня
Пристав 1 стана Московского уезда в следствии предписания Г.Исправника от 23 июля за №89, прибыл с удельными депутатами и нижеподписавшимися понятыми в удельную деревню Батюнино при коих производил дознание в доме крестьянина деревни Василия Алексеева Барабанова по коему оказалось, что над домом крестьянина Барабанова …(неразборчивая запись) …в комнате о трех окнах на улицу в коей в задней стене устроены наподобие иконостаса образа, а именно во Имя святых:
1.Михаила Архангела
2.Апостола Иоанна Богослова
3.Архангела Михаила
4. Божия Матери
5. ? на престоле
6.Иоана Предтечи
7.Архангела Гавриила
8.Апостола Павла
9.Таинства Божия Матери
10.Наставления?
11. Иоанна Златоуста
12. Григория Богослова
13.Воскресения Христова
14.Апостола Петра
15.Спасителя
16.Казанской Божьей Матери
17.Образ Всевидящего ока
18.Образ Молитвы Господней
19.Знамение Божьей Матери
20.Живоначальной Троицы
21. Образ Имануила
22 и 23. Во имя Святого Николая Чудотворца
24.Спасителя
25.?
26.?
27.Божия Матери
28.Иоана Предтечи
Крестьянин иконы расположил в два яруса, перед коими в разных местах находятся шесть лампад стеклянных, в деревянном ящике найдено семь медных подсвечников, утверждаемых в первом ярусе местах, кроме того в той же комнате есть большой молитвенный подсвечник при белой меди высотою в 1 3/4 аршина, в котором имеется место для одной большой свечи, три места для средней величины и 6 для маленьких свечей, аналой для чтения книг, других же предметов…. К отправлению богослужения не найдено, в чем и составлено на месте сеё постановление за подписью всех лиц при том бывших."


"1го Стана Пристав
при сем были крестьяне Перервинской слободы Никита Михайлов, Николай Никитин, Матвей Алексеев, Иван Григорьев, Сергей Иванов, Матвей Федоров, которые как равно и крестьяне деревни Батюниной православного вероисповедования Гаврила Герасимов, Андрей Петров, Петр Федоров, Борис Алексеев объяснили что в настоящее время у крестьянина д.Батюниной Василия Алексеева Барабанова в доме и нигде никакой службы церковной не производится и для сего к нему никто из его и из соседствующих селений не собирается.
За неграмотных крестьян Перервинской сл. и за себя Матвей Федоров руку приложил
Гаврила Герасимов деревни Батюниной крестьянин руку приложил."

***
Его превосходительству, Господину Тайному Советнику, Начальнику Московской губернии Двора Его Императорского величества Камергеру и Кавалеру Ивану Васильевичу Капнисту
Московского исправника
Рапорт
Во исполнении предписания Вашего Превосходительства от 31 августа за №1225 с рапорта пристава 1-го стана, честь имею донести, что крестьянин деревни Батюниной Василий Барабанов, принадлежит к раскольнической поповской секте по Рогожскому кладбищу, чтобы в его доме находилась моленная от пристава о том сведений не имеем, моленных же самовольно устроенных после 1826 года, которые поименованы в предписании от 4 июля за №1017 так же не имеется.
Московский исправник.
Сентября 7 дня, 1854 года


Батюненцы. Основное занятие- рыболовство.


Староста старообрядцев -окружников д.Батюнино Воронин Макар Антипович (1883-1970) и его жена Вера Васильевна (1890-1975) фотография сделана в 1909 году.


Священником в церкви старообрядцев -окружников до апреля 1935 года служил Муравьев Андрей Семенович (1873-1938).
А. С. Муравьев, вновь рукоположенный диакон на Рогожское кладбище в Москве.
[Церковь. М., N25, 20 июня 1910 г., с. 643]


Из биографии священника Муравьева Андрея Семеновича (рассказанной им самим на допросе в УНКВД по МО):
"Родился в 1875 году (* в анкете 29.08.1873 года) в г.Казани в семье мещанина, отец служил приказчиком у известного в Казани богача Меркулова. Из мещанства отец имел только один дом. До 14 лет учился и жил на иждивении родителей. С 14 лет я поступил в церковный старообрядческий хор, где прослужил до призыва на военную службу, то есть до 1895 года. С 1895 по 1899 включительно, служил в старой армии писарем. После военной службы поступил к фабриканту Морозову Викулу Елисеевичу, приказчиком в магазине и в качестве певца при их молитвенном доме, за что мне платили 60 рублей в месяц. Прослужив у Морозовых один год, меня посвятили в сан дьякона. До Морозова я служил в г.Чистополе, тоже певцом и приказчиком у купца Шашина, который торговал хлебом. В Чистополе я женился и в 1908 году уехал в Москву и поступил к фабриканту Морозову, у которого и прослужил до 1910 года. С 1910 по 1922 служил дьяконом в Москве на Рогожском кладбище, а с 1922 по 1931 священником там же , т.е. на Рогожском кладбище. С 1931 года по настоящее время служу священником в с.Батюнино , Ленинского р-на Московской обл."

Сгоревшая Никольская церковь, находилась у кладбища. Которое находилось у "старицы", старого русла Москвы-реки. Там же в основном и шел лов рыбы. Нынче остался маленький пруд у д.12 по Батюнинской улице.


Крестьяне Батюнина 20-е годы (Воронин Макар Антипович на фото слева)


Сторожем при молитвенном доме - Церкви старообрядцев-окружников был Ромадин Николай Архипович 1912 года рождения, уроженец д.Курьяново. Был женат на дочери Воронина Макара Антиповича Екатерине Макаровне 1914 года рождения. Их дом стоял на краю деревни, невдалеке от старообрядческого кладбища, рядом с церковью. После описанного мною пожара , случившегося на Егорьев день 12 декабря 1936 года, когда сгорел молитвенный дом , отобранный под клуб. Вся церковная утварь, древнейшие иконы , книги, которые старообрядцы отказались забирать , были сложены в подвале новоявленного клуба. В соседней деревне Печатниках в тот день был престольный праздник и вся молодежь отправилась туда, когда разгорелся пожар , хватились не сразу, в соседних домах оставались лишь старухи да ребятишки на печи. Бывшая моленная выгорела полностью, сгорело все! На этом месте в советские годы больше ничего уже не строили, на месте глубокого погреба осталась яма, постоянно заполненная водой.
Старожилы рассказывали , что как-то по весне в 70 годы , всплыла на месте бывшей моленной икона, но верить или нет судить вам.
Страшный рок преследовал соседний дом Ромадиных. Их дом горел четыре раза и каждый раз хозяева отстраивали новый дом на прежнем месте.

1959г. Свадьба в Батюнино. Ряженые, видать утро 2-го дня ))).


Tags: Москва старообрядческая, РПСЦ, старообрядческое Подмосковье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments