Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

Нижегородское старообрядчество: Ключевая гора.

Оригинал взят у cheger в Нижегородское старообрядчество: Ключевая гора
    Во время поездки вниз по Керженцу, а пытался найти и запечатлеть места, связанные с историей нижегородского старообрядчества, и как раз сегодня про одно из таких мест и пойдет речь.
Вот этот холмик, на котором располагается кладбище и березовая роща на первый взгляд совсем неприметен, однако неприметен он лишь людям, которые не знакомы с трагическими событиями, произошедшими здесь в 1719 году. События эти лишний раз показывают, насколько зверски Петр I относился в старообрядцам... Находится это место около деревни Ключи, что рядом с Пафнутово - место, где когда-то было много скитов...

 photo IMG_8389.jpg



Кладбище тоже здесь старообрядческое (как и многие в Семеновском районе)
 photo IMG_8350.jpg

Дальше хотелось бы привести текст книги  "Скиты керженского края" А. Майорова, которую я ещё буду цитировать в будущих постах.

    Деревни по Линде-реке одна возле одной. Пройдешь километр, два - другая деревня. Поэтому именно здесь, в старинном селе Пафнутово выбрал Питирим, епископ Нижегородский место для «диспута» своего, на площади около деревянной церкви «Трех Святителей», построенной в 1699 году как опора православия среди укрывающихся «раскольников». Был у него, у Питирима, как говорит сказание народное, здесь «свой человек» - старец Варсонофий. Он доставил в леса керженские грамоту питиримову со сто тридцатью архиерейскими «каверзными» вопросами.

Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим (ок. 1665-1738)

    Вручил их главе керженских раскольников - диакону Александру, этому упрямому высокому бородачу с кроткими голубыми глазами. Говорят, что диакон Александр был родом из Костромской губернии. С молодых лет занимали его вопросы о истинности веры. Однажды он встретил старицу Елизавету из Ярославского монастыря, которая сказала ему: «Истинная вера обретается в сокровенных местах, а именно в лесах и всем желающим спастись нужно идти туда, в леса глухие». После слов таких, запавших в его душу, Александр оставил жену, детей, место диакона при церкви и отправился сначала в Ярославль. Там на постоялом дворе встретил он старца Кириака да инока Иону со скита Комаровского и отправился с ними в леса Керженские.

    Жил в разных скитах, переходил из одного в другой, обучая и сам учась. В 1709 году в скиту Лаврентия, где он был принят как диакон, постригли его в монахи «по расколу» и допустили к священству. С этого времени стало известным его имя по всему Керженцу.

    К 1719 году, когда были готовы ответы на вопросы Питирима, Александр ученостью своей, крепостью в вере стал духовным руководителем старообрядцев беглопоповского толка. Потому именно он отправился к Питириму для вручения ответов на его «зловредные» сто тридцать вопросов.

    Как гром среди ясного неба облетела скиты керженские весть: Питирим, христопродавец диакона Александра в тюрьму монастырскую в Нижнем засадил при отдаче ему ответов. Гнев и ужас охватил старцев и стариц келейных. Гадали, что ждать теперь от него, от «зверя» этого Питирима. Многие шли с обращениями к начальному старцу Макарию, что жил в келье, в лесах керженских за советом. Теперь именно ему, Макарию придется ответ держать перед «еретиком» и «мучителем» нижегородским, а он уже назначил встречу - диспут на праздник Покрова Пресвятой Богородицы - 1 октября 1719 года.

    Диакон Александр к этому времени был привезен закованным в узы в Пафнутово. Вот как описывает ход диспута в своем рассказе «За крест и веру» писатель Юрий Прилуцкий (он же священник Петр Шумилин церкви Пресвятой Живоначальной троицы села Богоявление), опубликованном в 1917 году:

«В полном облачении с иконами и хоругвями вышел Питирим. Среди площади, перед церковью на помосте был поставлен аналой, рядом стол с грудой книг старинных в кожаных переплетах... Откуда-то появилась сотня гвардейцев Петровского Преображенского полка и, нещадно расталкивая толпу, сделала проулок от села до площади. В дальнем конце показалась партия закованных в цепи скитских отцов под конвоем десятка гвардейцев с обнаженными саблями, позади на вороном (черном) коне ехал капитан гвардии Ржевский... Бледные, изможденные, с вырванными ноздрями с искалеченными лицами, в изодранных одеждах, в крови, с выдранными бородами, но спокойные, тихо позвякивая цепями на ходу, направлялись отцы к помосту... Александр начал свою речь. Но в самый пыл начатой речи тяжелый кулак Ржевского опустился на голову диакона Александра и он как подкошенный повалился на землю».

    Диспута не получилось. Выборные от староверов различных скитов, убоявшись увиденного страхом великим и под грозным влиянием Питирима, подписали «доношение» им самим составленное о том, что ответы «староверов» скитских неправильные. Первым показал пример и поставил подпись иуда (предатель) Варсонофий. После этого Питирим проявил «милосердие» и отпустил задержанных. Так закончился «диспут».

    Доношение с подписями «раскольников» было представлено самому императору - Петру I. Однако «торжество Питиримово» длилось не долго. Старцы, оказавшись на свободе, по всему Керженцу «изобличали» ложь епископа нижегородского. Диакон Александр, не стерпев этой неправды, отправился в столицу в Петербург к самому царю Петру Алексеевичу. В хоромах царских он был схвачен и «допрошен с пристрастием». Под пытками жестокими он не отказался от показаний на Питиримову ложь. Упрямого «фанатика» в цепях отправили в Нижний на Питиримов суд.

    В это время в краю Нижегородском на Керженце реке бурлили страсти старообрядческие осуждающие гонителя веры истинной, веры отцов и дедов — Питирима, за неправду его, за истязание старцев подписей ради. Осуждали и боялись. Боялись не зря. Дошли до питиримовых ушей «злословия» супротивцев. Был схвачен священноинок Макарий, старцы Досифей да Иосиф, да еще семнадцать «рьяных» защитников веры старой. Всех их привели под конвоем в цепях, закованных на пологую гору, что между селом Пафнутовым и деревней Ключи находится. Здесь была выкопана большая и довольно глубокая яма по краям которой стояли столбы с перекладинами и готовыми веревочными петлями. «Упрямцы староверы» сами с Исусовой молитвой на устах накинули на себя петли. Сильный толчок по команде и ... конец.


    С тех пор гора эта, где проходила «инквизиция» зовется в народе Ключевой горой (рядом деревня Ключи), а место, где проходила казнь - «Виселица». Сейчас на месте этом видна обширная яма с оплывшими пологими краями (земля осела).Стараниями старообрядцев чтущих светлую память о мучениках за веру Христову осенью 2003 года на «Виселице» поставлен большой поклонный крест с табличкой. На ней надпись: «Отец Макарий и 19 мучеников за древлеправославие».
 photo IMG_8354.jpg


 photo IMG_8355.jpg

    Праведный старец Макарий старообрядческой церковью признан святым, имя его занесено в синодик (книга, в которую заносятся имена для поминовения). Диакона Александра мы оставили в тот момент, когда повезли его на питиримов суд. А суд был скор.

    На Благовещенской площади в Нижнем Новгороде, около Дмитриевской башни, при большом стечении народа было зачитано уложение 7157 года от сотворения мира второй главы первой статьи: «учинить вождю Керженского раскола беспоновшинского согласия диакону Александру, как злому клятвопреступнику, усечение главы и сожжение на огне его воровского тела».

    Смертный приговор Александр выслушал спокойно, нс переменившись в лице. Потом сняли цепи с обезглавленного тела и здесь же на площади предали его сожжению. Останки диакона схоронили в детском гробике.
Эго «деяние» совершённое 21 марта 1720 года потрясло весь раскольнический мир. Затем последовали «зорения» и уничтожения скитов Керженскою края. Опустели леса чернораменекие. Многие ревнители древней веры потекли в другие места, даже за пределы России, а те, кто оставался здесь, забивался в самую лесную глушь уйдя подальше от скитов и деревень...





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment