?

Log in

No account? Create an account

Падает снег, каждая снежинка на своем месте.

Previous Entry Share Next Entry
Наперсные Кресты.
нов год
mu_pankratov
Посвящается моему товарищу Игорю Ярову.
(большому знатоку поморского Севера и народного костюма)

Наперсный Крест — ето крест, носимый на груди (на персях), поверх одежды. На Руси носились как и мирянами, так и священством. Хотя для попов появились сравнительно недавно и сначала у синодальных иереев. До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты.
Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпий или энколпион (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Исуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст.



Отличие на Руси- наперсного и нательного Креста, состояло в том, что на "тельнике", нет изображения Христа. Так как изображение Исуса является- Святыней (иконой), то во избежание осквернения от тела, изображался лишь- восьмиконечный Крест. После реформ Никона, на тельниках, стали изображать на латинский манер- распятие.
(про ннательные крестики- http://mu-pankratov.livejournal.com/258748.html )
Различия между наперсными Крестами мирян и попов, особо не большие, но главное отличие ,ето у священников в середине цепи - перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. Толкование двухконечной цепи Креста - знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и Креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни.


Ношение- наперсных Крестов у мирян, сохранилось у староверов (хотя сейчас, встречается крайне редко, на Севере)
Старообрядческие наперсные Кресты мирян.








"Цепь с крестом — особое украшение. Называли ее цепь "колетцатая", так как ширину ее составляли несколько скрепленных между собой маленьких колечек — от двух до пяти. "Двухколетчатые" — узкие, "пятиколетчатые" — широкие, они и стоили дороже, особенно если цепь была серебряная. Различие в этих украшениях тоже говорило о достатке семей. На цепь подвешивался крест, массивный, медный либо серебряный, или из простого металла. Одновременно носили от одной до трех цепей с крестами. Если надевали три креста, то один располагался по центру, а два других — по краям. "(Л. Ф. КИСЛУХА "ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ повязочницы НА ПИНЕЖЬЕ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА")



П. С. Ефименко пишет: "...к шейным украшениям относим: кресты, они бывают деревянные (кипарисные), медные и серебряные массивные, висят на шеях... на серебряной широкой цепочке"'. Цепи были настолько длинными, что кресты находились почти у пояса. Как свидетельствуют источники, носили на Пинеге и цепи без креста, либо крест прятали под сарафан. По всей видимости, это связано с антирелигиозной пропагандой в советский период, что подтверждают и некоторые помнящие старину пинежанки.", ""На "метище" съезжались не только парни со всей округи - приезжали гости из соседних волостей. Эти мероприятия превращались в настоящие смотрины, где решалась судьба многих юных сердец - выбирали невесту, "приглядывали" жениха... Особенно эффектно на этих праздниках смотрелись девушки - "повязочницы" из4 богатых крестьянских семей, чьи наряды были самыми дорогими. Они стояли на "метище" столбами, не смея шелохнуться: "роскошно разряженные... на затылке к золотой повязке из широкого позумента привязано множество ярких лент, которые шелковым каскадом спускаются по спине; на лбу и на висках - жемчужные переплеты".
Известно, что вся их одежда весила около сорока килограммов.

1904 год, Брянская область, Комаричский район, деревня Лагаревка (Орловская губерния, Севский уезд). Автор фото: Николай Могилянский


Тульская г-ня




Жозеф де Бай, 1897г. Псковская губерния.


Костромская губерния

Сложный наряд девушки - "повязочницы" состоял из множества предметов и деталей, каждому из которых уделялось особое внимание. В него входили: короткая ситцевая рубашка с широким рукавом(полурубашье), шелковый сарафан, "коротена" и головной убор-повязка. Обязате ными атрибутами являлись также шелковые платки, которые носили на плечах, а также шейные и нагрудные украшения - жемчужный или бисерный "наборочник", янтарные бусы и цепи с крестами."

Смоленская губерния



К описываемому в приведенных выше отрывках времени (10-20 годы XX в.), наперсные кресты сохранялись как правило только в женском костюме, хотя были и исключения: подобный крест носил в первой половине XX в. олонецкий поэт Николай Алексеевич Клюев.


Воронежская губ. (с одной косой- в девках, с двумя и покрытой головой- замужем)


Наперсные кресты, также носили- крещеные сибирские туземцы, например- Енисейская г-ня
EAP016_4_1-kkkm_042-003_L.jpg


Двигая границы Руси на восток, колонизируя Сибирь, также продвигалось и Православие. И к народным "языческим" украшениям, добавлялся Честный Крест.
Женский нагрудник с нательными крестами ... 6-ть мужских и посередине- женский. Вообщето, не принято носить на выпуск нательные кресты, но тут они использовались как - наперсные.

Якуты. Якутская обл., Восточно-Кангаласский улус. XIX век.


Крест: латунь, литье. Мордва-мокша. Мордовская АССР, Зубово-Полянский р-н


Женское нагрудное украшение. Крест: медь, литье. Мордва-эрзя. Поволжье. Конец XIX века
Здесь даже прикреплен- нательный женский крестик.
(как отличаются женские и мужские кресты у староверов, читайте- http://mu-pankratov.livejournal.com/258748.html


Крест: медь, литье. Чуваши. Поволжье. Конец XIX века


Женское шейное украшение. Крест: медь, литье. Мордва-эрзя. Пензенская губ., Саранский у. Конец XIX века


Женское шейное украшение. Кресты: серебро, литье. Эстонцы-сету. Псковская губ., у., Печерская вол. XVIII-начало XIX века


Традиция ношения наперсных Крестов, сейчас еще жива у поморских староверцев, например- Усть-Цильма.







"ТАК ДЕЛАЙТЕ И ВО ВЕК НЕ ПОГИБНИТЕ" (с) св. протопоп Аввакум



Про нательные крестики старообрядцев- http://mu-pankratov.livejournal.com/258748.html


  • 1
Почто имя Спасителя с двумя "и"?

Ой, скопировал и не посмотрел... уже исправил! )))

Клюев просто стилягой был, а фоток с "аутентичными" мужиками в наперстных крестах есть? Я так понимаю, что все-таки это элемент женского костюма был.

Носили, носили... и фото есть, лень искать... вечером поищу.

Спаси Христос!

Во славу Божию!

Мерси за комплиман!

Очень интересно!

"Так как изображение Исуса является Святыней (иконой), то во избежание осквернения от тела, изображался лишь восьмиконечный Крест". Вот - сомнительная фраза, из которой следует: 1) будто бы само Древо святынею не является и потому может подвергаться прикосновению скверне; 2) Тело - источник всякой скверны, даже если крест находится на груди. Попахивает манихейством.

Попахивать то, попахивает... но ето старообрядческая традиция, куды ж против неё? Али другия есть толкования?

спасибо, с большим интересом прочёл

Мой комментарий был отмечен как подозрительный - наверное из-за ссылок. Надеюсь, Вы его все же прочитаете.)
И вот что еще добавлю:
1) граница между "нательными" и "наперсными" крестами очень размыта. Кресты большого размера носили, конечно, поверх одежды, а вот с малыми не все так просто. Зависело от времени, места, обычая, а также от убеждений носившего крест человека.
2) делить кресты на "старообрядческие" и "никонианские" тоже можно лишь с определенной долей условности. С 18-го до второй пол. 20-го века подавляющее большинство тельников были "старообрядческими", за редкими исключениями, но это вовсе не значит, что их носили только старообрядцы.
Я об этом писал, если хотите - дам ссылку.

Само собой, нельзя все делить на "белое и черное", но все же, были времена- когда запрещали "брынский крест", когда ставили с "ложной "и", распятие на латинский манер и т.д. Погрешности можно и откинуть.

Верно ли понимаю, что в начале были - энколпий. По сути некий аналог коробочки, которую фарисеи носили на лбу, а христиане 3-5 веков на груди?
Коли оно так, то пошто сменили сию традицию на кресты?
И есть ли в Св. Писаниях на то какое либо вменяемое указание, что надобно оные кресты носити?

Что вы подразумеваете под Св.Писанием? Если токмо Библию, то конечно же нет.

(no subject) (Anonymous) Expand
  • 1