Староверы, выбрали етот уголок, из-за плохой почвы... раз плохие земли, значит ни кого из анчихристовых слуг по близости- нет...
Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы
В описании Крыма 1784 года, когда он только-только стал частью Российской империи, в одном из керченских кадылыков (так называлась тогда административная единица, нечто вроде нынешнего района) значилась деревушка Мамат. Понадобилось немного времени, чтобы ее название стали произносить по-новому — Мама, и под таким именем она уже проходит в ведомостях о казенных волостях 1829 года.
Вот неподалеку от нее, на самом берегу Азовского моря, и обосновались старообрядцы, причем до сих пор в рассказах старожилов проскальзывает упоминание, что «землю уступили татары», то есть с жителями Мамы, видимо, вели какие-то переговоры, связанные с возникновением нового поселения. А когда первые домики вытянулись вдоль берега, находящиеся рядом села получили по второму слову в названии, чтобы можно было отличать их друг от друга: Мама Русская и Мама Татарская, так они уже значатся в списке населенных мест Крыма 1864 года.
«Старообрядцы пришли с Поволжья, — рассказывает Ольга Усатова. — Рассказывают, что в первую очередь выстроили… баню — считали, что жить нужно в чистоте. Жили очень скромно, домики были совсем маленькие, что-то вроде полуземлянок, складывали их из небольших камней и скрепляли глиной, крыши делали из камыша. Внутри одна большая комната, перегороженная занавесками. И ничего, не жаловались на тесноту, хотя семьи были очень большие, детей по пять, семь, а то и десять. Места здесь безводные, так что не пахали и даже огородов не держали. В нескольких километрах отсюда была деревня Кез, вот там выращивали овощи и охотно меняли их на рыбу».
Община была замкнутой, жен и мужей искали в основном среди односельчан. «Мне бабушка рассказывала, что ее замуж отдали в 14 лет, — говорит Ольга Усатова. — Ее пришли сватать, а она в уголочке сидит, в куклы играет — вот такая невеста. А в 15 лет у нее уже дочка родилась».
Бабушки, последние члены старообрядческой общины, нынче жалуются на то, что уже многое забыто — от старинных песен, которые им пели в детстве, до подробностей незамысловатой здешней жизни в прошлом веке. Но вот начинают перебирать фамилии, вспоминать, кто из жителей кем кому приходится, кто из ранних поселенцев, а кто приехал позже — и кажется, что невидимыми ниточками опутано все село, что все его жители связаны одной общей историей Мамы Русской.
В этом селе до сих пор живут потомки первых поселенцев — Типаковых и Кабановых, еще помнят фамилию богача-старовера Дырина, который на свои деньги в начале прошлого века, в 1913 году, выстроил здесь настоящую каменную церковь, а до того молились в часовне. Была здесь в те времена и своя начальная школа, чем похвастать могло далеко не каждое большое крымское село, а в Маме Русской жило не больше 250 человек. Учить детей стремились здесь же, чтобы не отпускать на сторону, тем более считалось: чтения, письма и арифметики будущим рыбакам и многодетным мамам хватит за глаза…
Некоторые фото, взяты с сайта О. Хохлова "Старове.ру"
Из расказов стариков - Щедрым подарком благодетеля, выстроившего церковь, общине пользоваться довелось недолго. Село хоть и было на отшибе, но и сюда добралась советская власть, а вместе с ней воинствующий атеизм. В церкви устроили клуб, а позже, во время войны, когда в Маме Русской появились оккупанты, храм лишился крыши — ее содрали, чтобы прикрыть блиндажи. «Здесь рядышком старушка жила, тетя Ксения, так она смогла вынести и спрятать кое-какую церковную утварь у себя в доме, — вздыхает Ольга Александровна. — Евангелие старинное, разные украшения, икон много было…»
Вряд ли пожилые люди думали, что настанет время еще страшнее и безбожнее, чем то, которое уже пережили. У крымских староверов, живших в Маме Русской, всего-то богатства было — старинная церковная утварь, все, что удалось сохранить в войну. Но нашелся «предприимчивый» человек, лишивший маленький храм и этого достояния. Однажды сюда привезли отпевать умершего — он родился и жил здесь. Гроб сопровождали родственники и какие-то знакомые, среди которых были молодые люди из тех, кто стремится стать хозяином жизни и не очень разборчив в средствах. Скорее всего, кто-то из них и высмотрел старинные иконы, украшавшие храм. Однажды утром бабушки обнаружили сбитый замок и опустошенное помещение. Добрые люди помогли постепенно приобрести иконы, но уже, конечно, современные, а те — старинные, традиционного письма — сгинули безвозвратно.
Интересные фото 2000г. С.Никулина.
Старожил деревни- Ковалёв Иоанн Васильевич.
Коровки в море... как жеж они пьют то???
Мамская степь весной.
Кладбище...