?

Log in

No account? Create an account

Падает снег, каждая снежинка на своем месте.

Previous Entry Share Next Entry
Безпоповщина. Часовенные.
нов год
mu_pankratov
Зачал -           http://mu-pankratov.livejournal.com/223108.html
Феодосеевцы-http://mu-pankratov.livejournal.com/223550.html
Поморцы     - http://mu-pankratov.livejournal.com/224042.html
Спасовцы-   http://mu-pankratov.livejournal.com/224600.html
Странники- http://mu-pankratov.livejournal.com/226810.html

Хочу завершить цикл по безпоповцам- "Часовенным" согласием. Почему им, а потому что оно возникло из- поповства.
К тому же, благодаря найденным отшельникам Лыковым в 70-х (http://mu-pankratov.livejournal.com/206392.html), японским очеркам о староверах Маньчжурии в с.Романовке http://mu-pankratov.livejournal.com/188698.html и недавно вернувшихся из Боливии християн обратно в Россию (про них по ТВ уже все уши просвистели), окружающими- облик часовенных, воспринимается как облик всех старообрядцев. Где-то в подсознании у всех обывателей, сидит клише- что старовер должен быть из Сибири, в не проходимой тайге, в лаптях и на пролетающий самолет- думать что ето большая железная птица...




Часовенное согласие сложилось из нескольких миграционных потоков старообрядцев (беглопоповцев) которые принимали к себе попов от никониан 2-чином(миропомазанье), продвигавшихся в разное время из Европейской России все дальше на восток. В 1720-х гг. основная часть предков часовенных ушла из нижегородских лесов на Урал. Ето была прогрессивно настроенная часть населения, так как основным занятием была- горно-рудная деятельность. Переселению на Урал способствовало и то, что в нач. 18 в. владельцы уральских заводов оказывали покровительство бежавшим старообрядцам, видя в них источник рабочей силы. Позже покровительство такого рода стали оказывать и государственные заводы, а Екатеринбург стал центром поселившихся на Урале старообрядцев.

Никита Демидов (26 марта (5 апреля) 1656, Тула — 17 ноября (28 ноября) 1725, Тула)


Еще в нач. 20 в. основная масса их потомков была сосредоточена в треугольнике, образованном городами Пермью, Тюменью и Челябинском. Революция загнала их в глубь Сибири на Енисей,Приморье, в Маньчжурию, далее в Гонк-Конг,а уж дальше в США, Австралию, Бразилию, Боливию, Уругвай и т.д.


Сами часовенные возводят свои истоки к священноиноку Софронию, поселившемуся на Керженце и принятому от ереси священниками дониконовского рукоположения Дионисием шуйским, Трифилием вологодским и др. От Софрония принял "исправу" будущий руководитель уральского старообрядчества священноинок Никифор, который затем ушел с Керженца со многими старцами на Урал из-за несогласия с ветковско-стародубскими отцами, напрасно подозревая их в "безобразном приеме священных лиц, посвященных украинскими епископами-обливанцами".

молельня, в которой находится почитаемая на Урале икона Николы Чудотворца




Если говорить простым языком- "часовенные", ето бывшие радикальные поповцы, которые после сильнейших гонений во времена Николая I, потеряли полностью надежду, что остались хоть какие то правильно крещеные попы в господствующей церкви. У никониан к тому времени было засилие "обливанцев"и принимать стало не из кого и постепенно, часовенные утратили надежду о приеме священства и приняли "безпоповскую доктрину" о воцарении анчихриста. От поповства осталось лишь то, что они принимают из других согласий- не перекрещивая.

часовенного согласия у молельни на Невьянском заводе. Начало XX


Часовенные, являясь "дальними родственниками", намного легче переходят в поповство. Как пример, недавно присоединилась- Агафья Лыкова и часть американских часовенных.

Агафья Лыкова и её отец Карп Осипович Лыков


моленная в Орегоне.


Духовным центром у часовенных, являются скиты на р.Дубчес. (писал о них http://mu-pankratov.livejournal.com/217723.html)
Посмотреть на их быт, возможно лишь участникам экспедиций в Сибире. Места суровые, люди- зело брутальны и по большому счету- не особо то и рады общению с внешним миром.







В США конешно они живут- зажиточно, даже по сравнению с любыми сельскими жителями в России.
Семья староверов, с двенадцатью детьми и внуками.


Про Боливию и Бразилию, нет смысла писать, так как в сети куча и репортажей и видео про них, а том как возвращаются и как офигивают от увиденного )))...




Приморье, д. Дерсу




  • 1
Спасибо за весь этот цикл. Многое и сам раньше знал, но несколько ключевых деталей упустил - а вот теперь очень многое встало на свои места.

Буду ещё обращаться с вопросами о визуально-доступных памятников всех этих направлений.

Я бы их все-таки к поповцам отнес. Тем более, что постепенно они сливаются с нами или с РПЦ.

А про филипповцев не напишете?

В начале, про Феодосеевцев, упомянул о них и отличиях, а так- и писать то не о ком... увы, почти ни кого не осталось.

есть, см. работы А. Исэрова

В китай и маньжурию уходили не после революции а во время коллективизации.

Да? Мой дед ушел в 19-ом.

  • 1