?

Log in

No account? Create an account

Падает снег, каждая снежинка на своем месте.

Previous Entry Share Next Entry
Безпоповщина. Феодосеевцы.
нов год
mu_pankratov
Начав цикл "Безпоповщина" http://mu-pankratov.livejournal.com/223108.html, пообещал попробовать рассказать о основных согласиях.
Начнем с Феодосеевцев. Самоназвание- Древлеправославная Кафолическая Церковь Христиан Старопоморского Феодосеевского согласия. В народе, в разговоре- "федосы".
Для понимания етого сообщества людей,желательно конешно -маненько представить себе- как размышляли люди в конце 17века. По идеи, во все времена,ожидался- конец Света! Да и нынче,поглядев на всё что нас окружает,всякие там -колайдеры, ГМО, ИННэны, штрихкоды, узаконенные убийства своих же детей, марширующие пидоры, пьяные монахи на Майбахах, на бабушек с пришитыми губами и сиськами...таперича и детей сабе заказывают за тысячу километров и пальцем их делают в прямом смысле.... можно сказать-ну какие вам еще нужны доказательства? Но для безпоповцев- ето уже следствие... все началось намного раньше!


Деревян гроб сосновый,
ради меня строен.
В нем буду лежати,
трубна гласа ждати.
Ангелы вострубят,
из гробов возбудят.
Из гробов возбудят,
я, хотя и грешен,
пойду к Богу на суд.
К Судье две дороги,
широкия, долги;
одна та дорога — во царство небесно,
другая дорога — во тьму кромешну.
Безпоповщина не зря зародилась на севере Руси. И без того аскетично-нордически устроенная душа русского человека, тысячу лет закаленная нашим суровым климатом и философией Восточной Церкви, не тошто не приняла реформы Тишайшего и Никона, а людей охватил страшный психоз смерти и самоунич­тожения. При выборе- осенить себя щепотью ("никонов кукишь"), християне выбирали- обнявшись прыгнуть с крыш верхних горенок изб в пламя костров. Охвативши друг дружку, девушки с разбегу бросались в огонь, дети тянули в огонь родных, отцы и мате­ри шли на гари с младенцами в руках. Люди не только жглись,но и замаривали себя голодом (запоститься); некоторые бросались целыми семьями в реки. Многие, ожидая с часу на час, окончания мира, ложились в колоды, чтобы встретить страшный суд на смертном ложе. Да и власть,называющая себя- как Богом избранный Царь-батюшка, вдруг превратился в босорылого мужика в лосинах, выпускающего -дым изо рта и пьющего сикерное вино с блудными девками и латинянами. Сколько власть сожгла на кострах и замучила християнских душ, уже не узнать,но по оценкам историков- половина населения не приняла новины. Из етой половины- часть втихаря продолжала по"старому молиться", другая часть поделилась на поповство и безпоповство.




Но конец мира не наступал, несмотря на то, что последнее отступление уже произошло  в роковом 1666 году. Тогда конец мира и второго пришествия начали сдвигать и указывать другие сроки. По  расчетам инока Авраамия окончание этого Света должно было произойти в 1691 году. На этот же срок указывал и  наставник Матвей из Архангельска; другие, как например черный дьякон Игнатий и Емельян Повенецкий и Козьма Косой на Дону, относили конец мира на 7197 или 7200 год от сотворения мира, то есть  1692 год. После 1692 года, то есть уже через 25 лет после окончательного разрыва между сторонниками обоих обрядов на соборе 1667 года, эсхатологические ожидания на­чали проходить, и отцы безпоповства, поэтому и вы­ступили со своим новгородским соборным решением, в ко­тором они разъясняли:
...что мол,хотя последнее отступление и царство антихриста наступили, но когда будет конец мира, это пока что еще не ясно и посему их церковь должна как-то организовывать свое существование на этой грешной и захваченной силами ада земле, приспосабливаясь к пережи­ваемому ими апокалиптическому веку.




Положения 4-ое до 17-го Правил- занимались во­просом безбрачия, которое становилось обязательным :
«Брачное супружество совершенно отвергать законополагаем,почему и обязываем и законополагаем: всем нашего братского со­словия жить девственно и соблюдать себя как можно от со­вокупления с женами».
Нарушающие эти правила подверга­лись епитемии и временному отлучению от церкви, но после третьего нарушения девственности «блудодействующие» окончательно отлучались «от соединения церковного и брат­ского союза».

Положения 18 и 19 предписывали особый обряд очищения еды, купленной «на торгу», то есть не у християн, а по­следнее 20-ое решение собора предписывало строго выпол­нять все составленные соборными отцами правила.

Также оговаривалось и иконопочитание. Почитались лишь- дониконовские и писанные християнами, соблюдавшими -чистое житие.

На фото иконописец Тарасий Илларионович Илларионов с учеником 20-егоды 20в.



Нынче в России остались две основные общины, ето -Московские федосеевцы — с центром на Преображенском кладбище, наиболее либеральное течение, принимающие «новожен» на исповедь и позволяющие им участвовать в службе (читать и петь), при этом не совершая крестного знамения.


и Казанские федосеевцы — с центром в Казани. Более консервативное течение, «новожен» на исповедь не принимают, право читать и петь в храме имеют только не состоящие в браке.
ул. М.Межлаука (бывшей Большой Варламовской), д. 28



Так же есть- "Необщинники" — малочисленные группы (известна группа в Москве), не признают государственную регистрацию, обособились после указа о веротерпимости 1905 года.
Малые группы в д. Рымши (Латвия) и д. Гусаровка (Беларусь), находящиеся на консервативных позициях и полностью отделившиеся от остальных федосеевцев.

В течении 18 века, по "брачному вопросу", откололась часть християн, признающих брак- "Поморское согласие" (следующий рассказ) и по отрицанию почитания Честного Креста с титлой "ИНЦИ", откололись "Филлиповцы" (ныне практически не осталось)

Фееодосеевское согласие, самое мощное на заре старообрядчества, сейчас конешно находится в упадке (с моей точки зрения)
Если можно так выразится, то сейчас главенствует девиз -"Не мешайте нам спокойно умереть" ... притока новых людей почти нет, по родственным связям кого то крестят, но к безбрачной жизни ... даже не знаю,сколько готово? Да и если честно, то выдержать можно и многодневные посты, и долгие богослужения, и нищенскую жизнь, и вечную оборону от слуг анчихриста ... но как молодым людям, без принятия иночества, и без изоляции от общества- выдержать безбрачную жизнь?... мне не понять!!!
 Порой на молитве верных стоят- кто еще не может или те у кто уже не может, остальные же- под запрещением и стоят в притворе... даже перекреститься нельзя. Как совладать с природой и инстинктом размножения- неведомо... Все из "федосов" кого знаю,имеют кучи детей и ...вопчето про знакомых плохо писать нехорошо ))),просто покажу фото.

Зовут подстать сугласу- Феодосий Травин, кстати имеет интересный ЖЖ feodosie
(может чаво добавит?)


или вот- Андрей Щеглов специалист по древнееврейским текстам, доктор философских наук.
Имеет, кстати, очень познавательный сайт -http://www.staropomor.ru/index.html



Дальше перейдем к Поморцам. Сейчас ето, самый многочисленный соглас в безпоповстве. Мне тем более интересно рассказать,так как по Панкратовской линии, мои предки были в Поморской церкви,пока не перешли к Белокриницким (поповство).


  • 1
подожду про Поморцев, но если честно, все равно не понимаю окончательно особую разницу между беспоповцами - предлагаю в итоге сделать сводную таблицу с различиями для наглядности.

а разве до Петра вообще использовать летоисчесление до РХ? ведь от создания мира все считали, поэтому для меня всегда вопросом было, почему так боялись все 1666 года

Главные различия- понимание антихриста, брачные дела, отношения со властью, ну и - "лучше быть первым парнем на деревне,чем вторым в городе!"(с)
иногда делились из-за лидеров движения, для отмазки придумывая - не мыслимые зазоры (которые и к Вере то не относятся)например- одни рыбные кости бросали на стол, другие -под, так и разошлись.))) В Старообрядчестве,был весь спектр учений,каждый считал что токмо у них верный путь... время покажет.)))

очищение еды

Благодарю, за столь познавательную статью!
Цитата : Положения 18 и 19 предписывали особый обряд очищения еды, купленной «на торгу», то есть не у християн, а по­следнее 20-ое решение собора предписывало строго выпол­нять все составленные соборными отцами правила.
Просьба подсказать, где можно узнать больше о положении, обряде

зри у Щеглова, про торжишно брашно и проч.:
www.staropomor.ru/Osnovy(3)/novgorod1694.html

(Deleted comment)
Мерси за комплиман!

Ты про староженство подзабыл и про кресты с ИНЦИ. Из за этого же пошла размолвка с Выгом.

Edited at 2013-10-24 06:58 am (UTC)

Как же, про филлиповцев и ИНЦИ -указал.

Раз у них брак под запретом, то получается, что все нынешнее федосеевцы - результат блуда?

А за Щегловым сидят люди посолиднее)

Прикольно смотреть, как безбрачники- обнимаются на людях...)))

в разговоре- "федосы"
Знакомые мне федосеевцы (Федос и Валерка) всячески отрекаются от данного названия; оно для них примерно столь же оскорбительно, что для вас (белокриницких) - "австрийцы"

В течении 18 века, по "брачному вопросу", откололась часть християн, признающих брак- "Поморское согласие" (следующий рассказ) и по отрицанию почитания Честного Креста с титлой "ИНЦИ", откололись "Филлиповцы" (ныне практически не осталось)
А вот это совсем безграмотно. Во-первых, изначально федосеевцы не имели с поморцами (которые до конца 18-го в. были тоже безбрачниками) совместного моления из-за расхождения в следующих вопросах: 1) Креста с титлой; 2) принятия староженов; 3) необходимости отмаливать торжишное брашно. Во-вторых, филипповцы (не имевшие изначально никакого отношения к федосеевцам) откололись от поморцев из-за принятия последними молитвы за царя, впоследствии стали укорять их и принятием безсвященнословнаго брака; впоследствии (19-20 в.) некоторые группы филипповцев соединились с федосеевцами, в частности, по словам Федоса, у казанского наставника о. Александра крещение именно филипповского корня.

Aleko

(Anonymous)
Казанские федосеевцы это особая стать. Сами себя они федосеевцами не называют, а именуются старопоморцами, дело в том, что после принятия брака на Выгу и в Поморском согласии, некоторые радикально настроенные поморские общины в нач. 19 в. переориентировались на Преображенский монастырь и стали называть себя старопоморцами, во многих местах федосеевцы, безбрачные поморцы и филипповцы в нач. 19 в. так же объединялись в одно общество - отсюда возникло двойное наименование федосеевцы и старопоморцы. в конце 19 в. начался обратный отток в поморское брачное согласие. Современные поморцы и федосеевцы происходят по сути от этого микса нач. 19 в.
Современные Федосеевцы в своем учении больше имеют наследства от Выговцев, чем от Феодосия Васильева.

Интересно как. Тогда получается в богослужении у федосеевцев должен использоваться поморский устав. а не савины главы -- так я понимаю? На деле все наоборот. У современных брачников богослужебный устав -- как раз микс из федосеевского и из малых остатков поморского -- восьмипоклонный начал например. Не вынимают ведь ни в Москве ни в Ленинграде при каждении крестов -- верно ведь? И поклоны на полунощнице творят не по-поморски. И в моленных на престоле по-федосеевски Евангелие стоит. Сплошные федосеевские обычаи. Так что можно сказать, что современные брачники в своем богослужении имеют больше наследства от федосеевцев.
А насчет наименований "федосами" особо никто не волнуется. Осмелюсь доложить, что и иавстрийцев федосеевцы в разговоре обычно имянуют "омбросами"))

Такое переплетение согласий часто бывает в семейной жизни-у меня жена из белокриницкого согласия(кстати фамилия у нее Панкратова), я же федосеевец-поморец-беспоповец. Впрочем лайт-федосеевец конечно. Больше историей купечества интересуюсь-оно ведь в Нижнем Новгороде было практически-особенно первогильдийное-считай на 90% беспоповцы-федосеевцы. До большевисткого переворота 1917 года.


Edited at 2015-04-11 08:27 am (UTC)

Как же может быть жена, у безбрачника?

  • 1