Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Category:

Дубческий мед и немножко о староверских скитах.

Сегодня друзья, медком разжилси ))). Да не простым, а что ни на есть- особливой вкусности и полезности. Но всё по порядку- мед ентот, мне задарил мой товарищ и наш прихожанин- Александр Писаревский. Так как он имеет жинку из Уральских староверцев, то у него много знакомых- уральских безпоповцев- "часовенных". А они в свою очередь, привезли ентот мед из скитов Дубчеса( ето левый приток Енисея). Но и ето не всё! Мед ентот- отнят у диких таежных пчел... его токмо сибирским Вини-Пухам и есть!))) Уж не ведаю точно с какого цвету он собран, но по рассказам очевидцев, дикие пчелы опыляют и сосны, и кедры и прочие деревья... поетому вкус он имеет, уж больно необычный....мням, мням (я сейчас ложку облизыву))) нежнейший! Даже не вем, с чем сравнить.



Жители Дубческих скитов, живут не тошто уединенно, а практически не досягаемы для внешних. Мечта любого старовера- побывать там, но отношение к староверам других согласий или к своим же "городским" часовенным- почти такое же как и к никонианам...одно слово "замирщенные"! Кстати, часовенные -первоначально были поповцами, но из-за гонений, особенно усилившихся при Николае I, оставшиеся на длительное время без священства. Так, вынужденно совершая основные требы и проводя богослужения без церковной иерархии, они сделались безпоповцами. Постепенно приняли догматику- пришествие антихриста. Важнейшим отличием часовенных от других безпоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих согласий.
Желающий поступить в обитель, на молитве выходит вперед к иконостасу, три раза кладет земные поклоны в сторону икон, затем кланяется игумену с просьбой остаться в обители, затем черноризцам, отцам, братии, не постриженным. Искушая намерение претендента остаться в скиту, иногда ему не дают ответа в течение полугода. В это время желающий монашеской жизни подвизается в качестве «трудника», неся скитские послушания. Когда игумен спрашивает отцов и братию о ком-либо просящемся в обитель и те наконец не выдвигают возражений, новоначальный встает на сорокадневное оглашение, в течение которого несет особое молитвенное правило и вкушает пищу отдельно от братии. И только тогда, по исполнении сорока дней, особым чином принимается в число братии. Если любой насельник скита, по любой причине покидает его, то всё происходит заново- от замирщения лечат своеобразным "духовным карантином".(если ето правило применять к москвичам или горожанам, то нужно ето делать кажный день!:-)))
В свое время, очень сильно были распиарены- Лыковы, но поверьте- Дубческие скиты, ето вообще другая планета. Информации о них очень мало, в инете лишь есть- снимки и отчеты МВД СССР в начале 50-х.
Если включить фантазию и открыть- Гугл-карту со спутника, то можно найти - реку Дубчес, по берегам которой видны квадратиками - возделанные поля... но название населенных пунктов вы не увидите. Во блин- не скрыться от анчихристовой власти.

Арестованные обитательницы Дубческих скитов. (Слева направо: матушка Валентина (Тюрина Вера Григорьевна),игуменья матушка Тавифа (Людиновская Татьяна Михайловна), матушка Флена (ШабаршинаТатьяна Кондратьевна)



В 1937 – 1940 гг. на левобережье Нижнего Енисея, на реку Дубчес и ее притоки тайно переместились с левобережья Оби остатки нескольких знаменитых уральских скитов часовенного согласия – те, кому удалось избежать разгрома. Ведущую роль здесь играл мужской скит о. Симеона, пустынники которого в своих сочинениях прослеживали историю этого скита начиная с XVIII в., когда им руководил известный игумен и автор ряда полемических произведений о. Максим. В Собрании Института истории СО РАН имеются копии авторитетных трудов о. Максима, переписанные в ХХ в. скитожителями и крестьянами как Верхнего, так и Нижнего Енисея. Позднейшая историческая традиция часовенных рассказывает о дальнейшей судьбе этого скитского центра ("Родословие" согласия, составленное о. Нифонтом в 1880-х годах и его продолжения, сделанные в ХХ в. преемниками Нифонта отцами Саввой и Симеоном, а также крестьянином Иероном Алексеевичем Потаниным).
Вместе со скитом о. Симеона в район Дубчеса переместились инокини женских скитов – Пермского ( на р. Сылве) и Сунгульского (близ г. Касли, Южный Урал). Тайный переход этот занял несколько лет. На новом месте расчищали тайгу под постройки и огороды, возводили (с помощью нескольких семей верных крестьян, мигрировавших вместе со скитами) моленную, помещение для богатого собрания древних книг – более 500 томов, включая рукопись на пергаменте и старопечатные книги XVI в. Была продолжена под руководством о. Симеона традиция литературного творчества: создавался уникальный Урало-Сибирский патерик, который дополнялся вплоть до 1991 г. и ныне содержит в трех томах 212 глав.
В 1951 г. Дубчесские скиты были обнаружены с воздуха и затем разгромлены карательным отрядом. Пустынники и поддерживавшие их крестьяне были арестованы, а все постройки, иконы, книги сожжены. Следствие вело Красноярское УМГБ, к суду было привлечено 33 человека. Все обвиняемые были приговорены по статьям 58-10, ч.2 и 58-11 УК РСФСР к разным ( от 10 до 25 лет) срокам лишения свободы. История эта была описана А.И. Солженицыным в «Архипелаге ГУЛАГ».
Двое скончались в советских концлагерях: о. Симеон и м. Маргарита. Остальные были после смерти Сталина амнистированы 12. 11. 1954 г.

Захваченные отрядом НКВД в 1951 году черноризницы и послушницы женских скитов Дубчеса


Подследственные:игумены отец Симеон и отец Антоний


Фигурировавшие на процессе 1951 года в Красноярске "вещественные доказательства" антисоветской деятельности пустынников, захваченных в молельных скитах Дубчеса


Духовное руководство, которое осуществляли иноки Дубчесских скитов в окружавших их поселениях, распространяется и на старообрядцев, эмигрировавших за границу. После распада Советского Союза в 1990 гг. происходят первые контакты со старообрядцами-эмигрантами. В мужском скиту поселяется первый насельник преклонного возраста из Соединенных Штатов, который восторгается благочестием и строгостью скитского устава. "Иностранцы" стараются весной и осенью по большой воде приезжать на исповедь и за разрешением своих духовных вопросов. Таким образом, руководство среди старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия централизовалось тут. В настоящее время среди насельников и насельниц уже слышится английский язык, но запрещено молиться. Поговаривают, что сейчас, в скитах появилось- електричество (дизельные генераторы)! По местному выражению- "Не жисть, а раскошь!"

Келья на Дубчесе.


Tags: безпоповцы, сибирь, старообрядцы, часовенные
Subscribe

  • Смерч в Ростове Великом в 1953г.

    Перед смерчем, начали собираться тучи... что было после, зрите под катом. Воспоминание очевидца:…

  • Ростов Великий 1913г.

    Из альбома "Культурныя сокровища Россiи" 1913 год.…

  • Музей Ростов Великий.

    Щелкнул на свою мыльницу, некоторые интересные экспонаты. Музей Ростовского Кремля раньше наизусть знал, сейчас планировку поменяли, ну и много чего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Смерч в Ростове Великом в 1953г.

    Перед смерчем, начали собираться тучи... что было после, зрите под катом. Воспоминание очевидца:…

  • Ростов Великий 1913г.

    Из альбома "Культурныя сокровища Россiи" 1913 год.…

  • Музей Ростов Великий.

    Щелкнул на свою мыльницу, некоторые интересные экспонаты. Музей Ростовского Кремля раньше наизусть знал, сейчас планировку поменяли, ну и много чего…