Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

Святск- село призрак.

   Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713-м годом датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» . Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX века Святск гордо именовался посадом — торгово ремесленным центром.Это село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны были белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения...
Через почти 200-ти лет гонений, в 1910г., была построена старообрядческая Успенская церковь



Грянул "Чернобыль" (1986) и Святск превратился в российского "родственника" печально известного города-призрака Припяти на Украине. В девяностые годы бесхозную жилплощадь занимали беглые зеки, беженцы из горячих точек, бездомные всех мастей. Оставались старики, не пожелавшие расставаться с малой родиной. В девяностые в этих местах теплилась жизнь назло всем радиоактивным ветрам. Сейчас от "поселков-призраков" осталась лишь память.
14 сентября последнего года ХХ столетия в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села.
В 2003 году, уехал последний житель...



Вот так выглядело опустевшее село до конца 90-х.






Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать ешо раньше, а лесной массив на его месте, в советское время, так и звали- "монастырь".
Перед революцией 1917 года численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 году открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище.



В этом году у Святска должен был бы состояться юбилей. Но увы, собрались лишь потомки жителей етого села и некоторые старики.
Бывшая Центральная улица.


Сохранилась лишь часть церковных ворот.




В етом году, на месте сгоревшей церкви, поставили памятную часовню , поклонный Крест на месте алтаря, установили раньше.






Освятить часовню, прибыли старообрядческие священники- о. Михаил из Клинцов и о.Сергий из Новозыбкова.


Был и наш прихожанин (с "Белорусской") -Олег Каменецкий (справа). Для него Святск- малая Родина и он выпустил о нем книгу. Кстати друзья, сейчас он работает -зав. библиотеки в Солнцево... приходите за книгами.)))


Книга у меня кстати имеется))). Да и в етот пост, я включил много его цитат.(надеюсь что не обидится ))).


После молебна, состоялась совместная трапеза.




Современные фото- Константина Попова.
Tags: Новозыбков, РПСЦ, Святск, белокрыницкие, история, старообрядцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments