Top.Mail.Ru
? ?

Падает снег, каждая снежинка на своем месте.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Паки о Соловках.
нов год
mu_pankratov


О соловецком сидении уже писал, маненько -http://mu-pankratov.livejournal.com/183627.html,
и о Тишайшем- http://mu-pankratov.livejournal.com/186453.html. Хочу вам несколько лубков предоставить и песню 17 века.



"""""29 января 1676 г. над защитниками монастыря была учинена жестокая расправа. Архимандрит Никанор по старости не мог самостоятельно ходить и был привезён на малых санях (видно на лубке) к воеводе Ивану Мещеринову. На угрозы воеводы, бывший царский духовник твёрдо отвечал: «Не боюсь я тебя, ибо и самодержца душу в руце своей имею», за что был подвергнут истязаниям и заживо заморожен в глубоком рву.



Сотник Самуил был одним из защитников Соловецкой обители. Приведённый к воеводе Мещеринову, он безстрашно бросил ему в лицо: «Я готов. За отеческое благочестие, святую обитель и преподобных отец». Угодник Божий был забит царскими воинами насмерть, после чего истерзанное тело святого было брошено в ледяной ров.
Соборный старец Макарий заявил перед своей смертью воеводе Мещеринову, что стоял в обороне против воинства, стреляющего по святым православным церквам, только потому, что оно пришло «насилием оружия разорити отеческия законы и распудити Христово стадо». Исповеднику силой заградили уста. Затем после пыток ему связали ноги, приволокли к морю и заживо замо­розили во льду.
Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из пяти сотен за­щитников в живых осталось лишь четырнадцать.
В день разорения обители, в неделю воспоминания Страшного Суда Божия, в муках скончался в Москве царь Алексей Михайлович. Позже не минула кара Господня и воеводу Мещеринова: он скончался в заточении, в том числе за воровство на Соловках.
Тела святых мучеников пролежали не захороненными, и не были подвержены тлению. Когда наступило лето, и лёд везде сошёл, часть моря, где лежали мёртвые тела святых отцов, осталась замёрз­шей. Видя это явное чудо и убоявшись, власти позволили захоронить святые останки мучеников. С тех пор святые мученики и исповедники соловецкие являют многие чудеса и знамения по молитве прибега­ющих к ним православных християн. """"









"Во Москвы-то было во царьстви"
(песня 17 века, поется на поморский манер, в конце слов звучит "э")

Во Москвы-то было во царьстви,
А во прекрасном во государьстви,
Перебор-от был боярам,
Пересмотр-от был воеводам.
Из бояр бояр выбирали,
Воеводу-ту поставляли,
Его роду же непростого:
Из бояр князь-Салтыкова.
Воспроговорит-то государь наш,
Алексей-сударь свет Михайловиць:
— Уж ты гой еси воевода!
Я пошлю тебя, воевода,
Ко манастырю святому,
Ко игумену честному:
Стару веру-ту порушите,
Стары книги истребите,
На огни вы вси сожгите.
Воспроговорит воевода:
— Уж ты гой-еси государь-царь наш,
Волексей ты сударь Михаштовиць!
Как нельзя-то думой подумать
На свято ведь на это место,
Не прекрасною киновию,
Шьче на свет-то преподобных,
Соловецьких ведь цюдотворцев.
Воспроговорит государь царь наш
Алексей-от сударь-Михайловиць:
— Уж ты гой-еси, воевода!
Прикажу я тебя казнити,
Руки, ноги же отпилити,
Буйну голову отрубити.
Воевода-те испугалсэ,
Сам слезами же обливалсэ:
— Уж ты гой-еси, государь-царь наш
Алексей же-сударь Михайловиць!
Погоди ты меня пилити,
Уж мне дай рець говорити:
Мне-ка дай же ты силы много,
Мне стрельцов, борьцов, солдатов.
Шьцо садилсэ-то воевода;
Надалек он, свет, отъехал, —
Он расплакалсэ, сам раздумалсэ:
— Хошь я смерть-ту — я приму же!
Он раздумалсэ воевода:
Во пути будто рознемогсе;
Он назад скоро воротилсэ.
На то место-то накупалсэ
Из бояр, бояр князь Пещерской;
Шьче садилсэ-то воевода
Он во легоньки стружоцьки;
Потянули-то ветры буйны
С полуденную сторонку,
Уносило-то воеводу
Ко манастырю святому,
Ко игумену честному,
Как ко светам-то преподобным
Соловецьким же чудотворьцам.
Как стрелял, стрелял воевода
Во соборну-ту Божью церковь,
Уронил-то тут воевода
Богородицу со престола.
Вси манахи-ти испугались,
По стенам-ти вси побросались,
В одну келью-ту собирались,
В одно слово-то говорили:
Говорил-то все игумен:
— Вы не бойтесь-ко, мои дети,
Не страшитесь-ко етой страсти!
Мы по-старому ведь отслужим, —
С Христом в царсьтви с им прибудем.
По грехам было суцинилось,
По тежким грехам сотворилось:
Захотел-то ведь Деревяга
В Святом озере он купатьце,
По веревкам церез стену-ту опускатьце;
Ишше пал етот грешник
На сыру-то землю;
Он сломил свою праву руку,
Извихнул себе леву ногу.
Тут пришел к ему воевода:
— Ты скажи-ка нам сушшу правду;
Ишшо порохом доволен манастырь?
Ишше крепостью-то крепок ли?
Да людьми-то ведь он люден ли?
Говорил-то тут Деревяга:
Он ведь крепостью-ту крепок,
Он людьми тольки не люден.
Попадите и вы зайдите
Дровяным-то в стену окошком.
Как зашел-то воевода,
Рассказал как Деревяга;
Он зацял тут воевода,
Стару веру-ту порушить взял,
Стары книги-ти Божии изорвал все,
На огни-ти он прожигал их;
Всех монахов прирубили,
В сине море-то пометали,
Над игуменом наругались:
Рецист язык у него отрезали.
Церез ночь было тако цюдо —
Он ведь сделасэ весь здравой.
Они взели его, убили —
Как небесно царство купили.
В ту пору-ту, во то время,
В саму в ту ведь темну ноцьку
Ишшо к нашему царю жо
К Олексею-то свет-Михайловицю
Как приходят к ему два старьца,
Как хотят-то его убити,
Руки-ноги да отпилити.
Говорят ему таки реци:
— Уж ты гой-еси, государь-царь,
Олексей ты сударь Михайловиць,
Не розорей-ко ты старой веры!
Посылат-то ведь царь же скоро,
Он гонцов-то скоро, солдатов:
— Старой веры не розоряйте,
Вы ведь книг-то не разрушайте,
На огни-то не розжигайте,
Вы манахов-то не рубите».
Ище встретили воеводу
В славном городи во Вологды.
Воевода-то разболелсэ (сгнил),
Он в худой-то боли сконцялсэ.
Государь-от, государь наш царь
Олексей-свет сударь Михайловиць
За воеводой собиралсэ,
Он своей-то жизней сконцялсэ.
Понесли его в Божью церковь, —
Потекло у него из ушей-то,
Потекла у него всяка гавря;
Ишше уши-то затыкали
Все хлопцятой белой бумагой.


(Гавря- гной)



п.с. странно что не кто не возьмется - исторический фильм снять? Или не дают?Типа- не патриотично... но вроде Н.Н. Досталь про раскол то снял (хотя правда втихаря только на "Культуре" показали. А тут и сюжет, и про войнушку, и про историю, и мистика (Тишайший то сгнил сразу)...



  • 1
Как всё подробно изображено на гравюрах, однако

Почти "комиксы"... в те времена, за такой листик, можно было какой нибудь части тела лишиться и поехать на длительную тур-поездку в Сибирь.
Кстати, в группу выкладывать?

Я вот давно хотел Вас попросить... "не корысти ради, а ..."(с) сделать в группе метку- "старообрядчество" или "староверы". Штоб легче искать потом.

Да, сейчас сделаю

Хороший стих про то, хотя и современный,
автор Станислав Золотцев:

Когда страна охвачена в расколе
кострами и побегами в Сибирь,
на Севере, вдали от царской воли,
бунтует Соловецкий монастырь.

«Нам не указ латинская химера.
Нам Никоново слово не указ.
Не предадим же, братья, древней веры,
да защитят святые стены нас!»

Из валунов построенные своды
ни ядрам, ни тарану не пробить,
И в бороду плюется воевода,
монахов не сумевший укротить.

Не дрогнут осаждённые, покуда
восстанию восьмой не минет год.
Среди монахов сыщется иуда
и выдаст под стеною тайный ход.

И досыта напьются кровью плахи.
И плеть гулять, и стон гулять пойдёт.
И будут укрощенные монахи
вмерзать нагими в беломорский лёд.

А волны, налетая в клочьях пены,
суровой сутью полнят свой рассказ -
что не спасут нас никакие стены,
пока иуда ходит среди нас.

Отче, доброго здоровия!
Спаси Христос.

И Вам того же!
Во славу Божию.

Nikolai

(Anonymous)
А столько нападок слышал за десятилетие от православных на "страшную" нашу юнию. Такая была "страшная" что не православных а православные убивали. Идеология она и в церкви идеология. Кого то оклеветать или перебрать с оценкой, а свои беспридел умолчать.

  • 1