Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

"Коровники" Ярославль.

Ох, друзи! На три денька в Ярославль съездил, в командировку... ну и просто сердце заходится. Уж боле года не был в тех краях. Так как был долго, то смог посетить старообрядческий церковный  комплекс Иоанна Златауста и Владимирской иконы Божией Матери "Коровники" (РПСЦ). Мало того, застал отца Анатолия Потеряева, как раз с утра требы были, но потом немножко пообщались. Вот такую он мне юбилейную книженцию задарил. ( есть очень интересные фото, потом отсканирую выложу)



Немного о "Коровниках"- ето почти самый центр Ярославля.Одна из старейших городских слобод - Коровницкая в XIII веке в устье реки Которосли на ее правом берегу.Слева как раз- "стрелка". Название получила по роду занятий жителей - они разводили коров, но не долго. До начала XVIII века (согласно переписи 1717 года) именно в Коровниках были «прописаны» почти все ярославские рыбные ловцы. По соседству с ними и дворы большинства «записных кирпищиков» - с самого начала местные глины кормили кирпичников, гончаров и изразечников, которые и прославили слободу. В 60-70-х гг. XVII века а Коровниках широко были представлены подотрасли кожевенного ремесла, а в XVIII-XIX - мукомольное производство.
Сейчас, вокруг церквей, несмотря что ето центр города- частный сектор. Есть и средние домики, есть и "новорусския" дома, а есть откровенные -лачуги. Дорога через етот район, напоминает -дороги войны, после бомбежки. Но сами церквы...


Каменная холодная церковь Иоанна Златоуста возведена в 1654 году на средства посадских людей Ивана Фадеева и Фёдора Фёдоровича Неждановских. По другим источникам храм строился 5 лет, с 1649 по 1654 годы. Под церковью храмоздатели устроили усыпальницу для своих семей. Храм включает в себя два шатровых придела с северной и южной сторон. Южный освятили в честь княгини Ольги, северный – в честь праздника зачатия Иоанна Предтечи. При строительстве мастера применили традиционную в Ярославле сложную композиционную структуру: центральный храм окружён с трех сторон низкими галереями, которые на восточной стороне заканчиваются приделами. Приделы завершаются шатрами, плотно прижатыми к основному объёму и абсолютно гармоничными. Храм производит монументальное впечатление, благодаря значительным размерам глав и преобладанию высоты пятиглавия над основным объёмом. Высокие шатры приделов также придают вертикальную устремленность всей массе храма.






Первоначально декор храма был скромным, но в 1680-х гг. его декоративное убранство стало значительно богаче и разнообразнее. Окна обрамляют фигурными наличниками, к галерее пристраивают три крыльца и храм получает изразцовый убор. Три входа в храм находились непосредственно у южной, западной и северной папертей. Позднее, когда формировался весь ансамбль и стало необходимым зрительно связать храм Иоанна Златоуста с летним храмом и колокольней, входы от храма отодвинули, соединили их с папертями низкими крытыми переходами. У начала переходов в 1680-х годах были поставлены крыльца, увенчанные высокими островерхими двускатными крышами. Нарядные арки крылец украшены декоративными резными висячими гирьками. Особенно выразительна восточная сторона храма, обращенная к Волге. К трем апсидам алтарной части примыкают более низкие апсиды приделов. Центральное окно алтаря обрамлено самым большим в России, можно сказать, единственным в своем роде, огромным изразцовым наличником высотой около 8 метров, шириной около 5 метров.





Многочисленные декоративные детали фасадов храма Иоанна Златоуста: пояски, ширинки, фризы из фигурного кирпича и цветных изразцов отличаются великолепной прорисовкой. Окна украшены цветными витражами. Девять окон паперти украшены затейливыми наличниками, причём, рисунок каждого из них индивидуален. Интерьер храма был расписан в 1732-1733 годах на средства Ивана Иванова Неждановского артелью ярославских мастеров, которой руководил потомственный иконописец, уроженец Коровницкой слободы Алексей Иванов Сопляков.









Храм Владимирской иконы Божьей Матери
Возведён в 1669 году южнее храма Иоанна Златоуста. Формы и размеры церкви были скопированы с храма Иоанна Златоуста, что придает целостность ансамблю. Силуэт храма отчасти повторяет Златоустовскую церковь, но смотрится значительно проще, так как лишен приделов, галерей и богатого декоративного убранства.
Храм Владимирской Богоматери задумывался как теплый, “зимний” храм, но из-за стремления к симметрии ансамбля получился слишком высоким, так что отапливать его было сложно. Для удобства отопления храм позднее был поделен на два этажа: в нижнем проводились службы, а второй использовался как чердачное помещение. Храм украшен стенным письмом в XVIII веке, в 1794-1798 гг. живопись возобновлена ярославскими мастерами Василием Сарафанниковым и Ефимом Сопляковым (внук Алексея Соплякова).





Над входом в "зимнею" церкву, висит вот такой Св.Убрас.



Колокольня храмового комплекса в Коровниках
Основная вертикаль ансамбля — великолепная шатровая колокольня высотой 37 метров, за свою красоту получившая в народе наименование “ярославская свеча”. Колокольню построили в 1680-х годах, строго на одинаковом расстоянии от обоих храмов и в соответствие с каноном немного западнее. Первый ярус колокольни представляет собой высокий глухой восьмигранный столп, следующие пять ярусов – богато декорированный ажурный шатер с рядами люкарн – слуховых отверстий для улучшения акустики. От арок звона восьмерик отделен широким поясом из узорчатого кирпича с разноцветными изразцами. Арочные проемы яруса звона высокие, заканчиваются полукруглыми кокошниками.


С одной стороны великолепный храмовый ансамбль XVII века, с другой бросается в глаза заброшенность этого места, буквально в двух шагах огромный комплекс СИЗО-1 «Коровники», грубо говоря- турма, высокие стены, колючая проволока, машины с заключёнными и прочие атрибуты. С другой стороны от храмов заброшенный кирпичный завод, вокруг – полуразвалившиеся домики, сквозь которые видно небо.


Вид на Волгу.

Tags: Коровники, РПСЦ, Ярославль, белокрыницкие, старообрядцы
Subscribe

  • Тарский бунт

    Ну что ж друзья, про восстание Булавина и атамана Некрасова многие слышали, вот вам немного информации о бунте тех же петровских времен в г.Тара…

  • Картинка дня.

    Тут енто самое...к одному делу готовлюсь...дай думаю и классику почитаю! Кхе, кхе... ну и вы уж грешники почитайте маленько... "Малаксу тово знаешь…

  • Картинка дня.

    « И даст море мертвецы своя, и земля мертвецы своя, и смерть мертвецы своя, и ад мертвецы своя. И суд прияша каждо по делам своим... ». Фрагмент…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments