Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

Барнаул.1919 г. видео + фото + маленько о родне.

Наткнулся на шикарную хронику 1919 года. Можно посмотреть на Барнаул, глазами моего деда Панкратова Александра Львовича. Ему как раз исполнилось- 19 лет и его забрили в солдаты колчаковских соединений. В конце хроники, показан парад... может и он там марширует. Прям комок в горле...


Съемка сделана в 1919 году в самый разгар Гражданской войны.В декабре 1917 года в городе была установлена Советская власть, продержавшаяся лишь до лета 1918 года. 18 июня Барнаул был взят белогвардейцами, установившими в Барнауле власть Временного правительства.Год спустя неизвестный оператор запечатлел несколько городских зарисовок: кипящую жизнь на улицах города и панораму Барнаула; вид на городской пруд и сереброплавильный завод, последствия пожара 1917 года и лагерь военнопленных(предположительно находившийся на территории современных пл. Сахарова), чешский бронепоезд и раненных солдат, а также парад войск на Соборной площади.
9-11 декабря 1919 года Барнаул был взят партизанской армией Ефима Мамонтова.

Точно не скажу, сколько лет деду на етом фото, но предположим что 19-ть.
В школе, я всегда стеснялся, что дед был колчаковцем... и как бы воевал с "нашими", но на мой детский вопрос- "Как же так?" отвечал- "Да нам то всё равно было, что красные, что белые- всё нехристи! Если честно, то ждали красных, так как у них в армию забирали в 21-ин, а у белых в 19-ть"... а дед как раз 1900 года рождения.




/></a>


Недавно в инете наткнулся на старые фото Барнаула тех времен и мало того с видом старообрядческой Крестовоздвиженской церкви.





У look_at_the_sky встретил ету фото Барнаульского пруда, 1919 г., но ценна она тем, что в верхнем правом углу видна наша- старообрядческая Крестовоздвиженская церковь. (мальчишка на лошадке- прям как у Петрова-Водкина)))


Из записок никонианского священника Иоанна Смирнова, о появлении в Барнауле старообрядцев-поповцев:
«В 1856-1858 гг. в Барнаул перебираются несколько крестьянских семей из-под Москвы. «В 1860 г. на Алтае поселилась семья Афониных. Благодаря действиям Игнатия Афонина белокриницкое согласие усилилось в округах Барнаульском, Бийском, а частично...- Кузнецком». Как сообщает в своих записках священник Иоанн Смирнов «Афонин сделался для этой секты в полном смысле миссионером. При его посредстве селения края посещаются лжеепископами Австрийского священства; все здешние попы посвящены в Москве по рекомендации Афонина, которые имеют походные церкви, всю необходимую утварь, свечи, вино и ладан чрез Афонина же. То через Афонина Московская Австрийская лжеиерархия ведет в сем краю свою миссию очень успешно...»

После Указов Его Императорского Величества "О свободе совести" от 17 апреля 1905 г. и "О порядке устройства общин" от 17 октября 1906 г. начали регистрироваться старообрядческие общины различных согласий и формироваться их приходы.
Барнаульская старообрядческая община, приемлющая священство Белокриницкой иерархии, была зарегистрирована в мае 1908 г.В 1911 г. было закончено строительство церкви в честь Воздвижения Креста Господня, по ней община стала именоваться Крестовоздвиженской, она распространила свою деятельность на д. Бажову и Казенную Заимку
Храм во имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня был заложен в 1909 и в основном закончен к 1911 г.
Настоятелем был- о. Иаков Чучалин.


Строение было каменным, за исключением колокольни, рубленой из дерева. В плане храм представлял вытянутую по продольной оси композицию из 4-х разновеликих объемов-четвериков: притвор с возведенной над ним колокольней (7x16 аршин), трапезная (10x10 аршин), храм (12x12 аршин).
С восточной стороны к храму примыкала пятистенная апсида, как это видно на фотографиях, но в "Описи" указаны размеры прямоугольника – 7x9 аршин.
В заметке, посвященной торжеству освящения храма во имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня, состоявшемуся 13 декабря 1915 г., говорится: "Сбылась, наконец, заветная надежда барнаульской общины, к которой она стремилась много лет: ... храм отстроен, внутри поставлен иконостас в древнем стиле с позолотой и повешено стильное позолоченное паникадило. Иконы в новгородском стиле работал иконописец М.М. Комаров в дер. Гора, Московской губ. Заказ им исполнен добросовестно".
Прежде чем заказывать иконы, построили иконостас. Сохранился текст "Договора" от 14 ноября 1914г., демонстрирующий требования, которые старообрядцы предъявляли к этой важной детали-"...из сухого выдержанного соснового леса не тоньше полутора вершков, а резьба вся из выдержанного сухого кедрового леса, из такого же леса должен быть сделан и весь орнамент. ...Основание иконостаса и киот оклеить толстой парусиной на французском клею, с мелом с соблюдением безукоризненной расчистки и должно быть выкрашено на три раза эмалевой краской... Орнамент и резьба должны быть также оклеены парусиной и все заготовки и склейки должны производиться на французском клею, а где требуется с мелом. Расчистка и позолота должны быть безукоризненны и с блеском...Золото для позолочения должно быть сусальное, червонное 96 пробы полузолотниковое...".
Золото заказывали в Москве. Было там "Заведение" Ивана Ивановича Барышникова, по адресу: "1-ая Мещанская, Грохольский переулок, 2-ой проезд", награжденное медалью "от комитета Бессарабских сельскохозяйственных выставок". Именно отсюда был прислан счет на имя члена церковного совета Крестовоздвиженской общины Черкасова Ивана Иовича "от февраля 9 дня 1915 года" за поставку "сусального золота 1/2 золотникового".

Конешно же и мой прадед Лев Михайлович Панкратов, ходил сюды молиться. 20-е годы, с женой Еленой, сестра деда- Пелогея.


1909 год. Деду- 9 лет.


фото 20-х годов, пруд находится слева.


После его окончательной конфискации в 1938 г. в здании размещалась контора кинопроката.
В 1967 году по просьбе трудящихся- взорван.

Ну, вернемся к моему деду, к сожалению не сохранилось фотографий тех лет, где он в форме, сами понимаете и так отсидел дважды за то что был в колчаковских рядах. Размещу фото его родного брата Авраамия Панкратова (справа), из Харбина уехал в Америку (куда именно не вем).


В конце 19-го наверное уже были в Омске, потом Чита, потом Владивосток, потом Харбин


После Харбина, дед вернулся в Барнаул и сел... ну ето уже другая история.
конец 20-х.


Всю жизнь приходилось ему прятаться и перемещаться по стране,в ссылке женился на "дочке врагов народа" -Кузнецовой Евдокии Ивановне, работали- он учителем математики, она учителем русского.

Казахстан, с. Тургусун. 1953г. С детьми, справа третий- мой отец Юрий Александрович.( собачка в ногах д.Вити- Жучка)))


Переписка с настоятелем старообрядческого Рогожского храм в 1951 году.


Упокоился мой дед в 1996 году на 97-м, под Ржевом.


Tags: Алтай, Барнаул, Панкратовы, РПСЦ, белокрыницкие, история, кино, старообрядцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Приговор староверам 1667 год

    Приговор попу Лазарю ( Романовскому) и старцу Епифанию, объявленный им на Болотной площади в Москве перед казнью. Москва, 1667 г. августа 27…

  • (no subject)

    С Праздником християне! Сегодня, как завещали предки, выпускали птичек. По воспоминаниям старцев, у нас на Белорусской, кажись с 2007 года дети…

  • Старожилы - староверы Алтая

    Круковский Михаил Антонович 1911 год, Алтайский край, Змеиногорский р-он (Змеиногорский уезд). Фотоотпечаток. «Старожилы — староверы». пс так…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments