Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Category:

"Правила благочестиваго поведения в доме Божием" (с)часть 4

Первая часть-http://mu-pankratov.livejournal.com/161756.html
Вторая часть-http://mu-pankratov.livejournal.com/162067.html
Третья часть-http://mu-pankratov.livejournal.com/162696.html

8. О ЦЕЛОВАНИИ УМЕРШЕГО ВО ВРЕМЯ ПОГРЕБЕНИЯ.
9. О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯТИТЕЛЬСКОМ И СВЯЩЕННИЧЕСКОМ.
10. О ТОМ КАК ПИСАТЬ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ
11. О КРЕСТНОМ ХОДЕ




8. О ЦЕЛОВАНИИ УМЕРШЕГО ВО ВРЕМЯ ПОГРЕБЕНИЯ
Обряд целования в разных местах имеет свои особенности. Например, в Москве перед гробом на достаточном расстоянии ставится аналой со святым Крестом. При пении прощальных стихер сначала священник с дияконом, потом родные и все молящиеся чинно, (женщины вслед за мужчинами) по два в ряд, подходят ко Кресту с левой стороны гроба. Каждый совершает по два поклона в пояс, затем поочередно целуют Крест и полагают еще по одному земному поклону. После целования Креста подходят ко гробу уже по одному, с правой стороны, и целуют усопшего.
В других местностях аналой ставится по правую сторону от гроба и на нем полагается не Крест, а икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Присутствующие попарно подходят справа и с такими же поклонами целуют образ Спаса в правую стопу, а образ Богородицы - в правую руку, а затем целуют покойного("История и обычаи Ветковской церкви", гл. 32.).


Известны и разные целования самого усопшего. В некоторых местностях целуют в уста("История и обычаи Ветковской церкви", гл. 32.), в других - в венчик, лежащий на челе (лбу).
Все эти особенности обряда не записаны в богослужебных книгах, но передаются исстари по преданию. Поэтому не имеют смысла споры об исключительной правильности или древности того или другого из них. Следует только соблюдать порядок и единообразие, соответственно обыкновению, принятому в данном месте.
Как и другие погребальные обряды, целование имеет и богословский, и учительский смысл. Св. Симеон называет его знаком общения и единения, знаком того, "что и умирая, мы не разлучаемся друг от друга... потому что будем жить во Христе"(Труды Симеона Фессалоникийского, с. 308.).
Хотя в данном издании не рассматриваются особенности погребения иночествующих, считаем необходимым все же отметить: когда миряне присутствуют при погребении инока, они не должны целовать его, но просто кланяются в землю перед гробом. Целуют усопшего инока только иноки - в параманд с крестом, которым закрывается лицо усопшего. Также и инок на погребении мирянина не целует его, а просто кланяется.
Кланяться же в землю усопшему должен каждый независимо от чина, церковного или светского звания. При этом надо мысленно просить прощения у покойного, прощая и ему все согрешения, вольные и невольные.
Кланяясь три раза умершему и прощаясь с ним, каждый должен сказать: 1) Дорогой раб божий(или раба Божия), имя рек, прости меня Христа ради во всем и за все; 2) А тебя Бог простит и благословит; 3) Аще имаши дерзновение(т.е. если имеешь силу.), помолися о мне грешнем (или: грешней) ко Господу Богу.
Скажем здесь, продолжая тему благопристойного и чинного поведения в доме Божием, и о том, как следует вести себя при служении за упокой - Вселенской Панихиды, Панихиды, Литий (в Литургии и после) и т.п. Главное, на что здесь необходимо обратить внимание, это знать, когда можно позволить себе ходить по храму, чтобы раздать милостыню за усопших. Как и во всяком богослужении, молитва за упокой также требует от нас живого участия, умом и сердцем. Поэтому, когда угодно нельзя ходить по храму и раздавать, оставив молитву и других отвлекая; удобнее и приличнее это делать, испросив благословение, в то время, когда ведущий службу, как это принято в большинстве случаев, начал читать Помянник (Синодик) или записки за упокой. И делать это доброе дело - тихо и скромно, с молитвой и благоговением.

9. О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯТИТЕЛЬСКОМ И СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
(Данная глава представляет собой сокращенное изложение одноименной статьи из "Православно-старообрядческого церковного календаря" на 1995 год.)
Без всякого же прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7, 7).
Выражение "благословение" состоит из двух слов: "благо", и "слово"- речь, учение, а в данном случае, еще и согласие, разрешение (на то или иное "благо"). Итак, благословение - это, выражаясь современным языком, согласие и разрешение на конкретно определенное богоугодное и спасительное дело. О том же, какие дела богоугодны и спасительны для нас, мы должны поучаться у Бога - Источника всяких благословений, в Священном Писании и Священном Предании.
Первое, общее, благословение человеческому роду дал Сам Бог вскоре после сотворения мира и первых человеков (Быт. 1, 28). Затем, после освобождения избранного народа из египетского рабства и основания ветхозаветной Церкви, Господь, через пророка Моисея, научил, как следует благословлять каждого человека, верного сына Церкви: "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:
1) да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
2) да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
3) да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их"(Чис. 6, 22-27).
Основатель Новозаветной Церкви, Сын Божий, Спаситель мира, словом и делом научил, как следует благословлять сынов Нового Израиля. Перед Своим Вознесением на небо Господь наш Исус Христос "воздвиг руце Свои и благослови" (Лк. 24, 50) верующих, окружавших Его. Этим он указал, чтобы и свв. апостолы преподавали благословение верующим; а от апостолов эту власть и способность приняли епископы и священники.
Св. Иоанн Златоуст благословение священных лиц называет "оружием духовным, которое делает християнина безопасным со всех сторон..." (Творения его, т.III, с. 53). Рука епископская и священническая, во время совершения величайшего таинства св. Причащения на Божественной Литургии, претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы через призывание Святаго Духа; рождает человека в жизнь вечную при погружении в купели святого Крещения; низводит благословение Божие на всяком месте и во всякое время на принимающих его достойно и с благоговением. И действительно, не только в делах важных, и в предприятиях, сопряженных с опасностью, благословение священных лиц содействовало успеху, но и в обыкновенных житейских занятиях являло иногда знаменательную силу. Так, св. Григорий Двоеслов повествует, что в одном монастыре строили здание. Нужно было поднять очень большой камень. Созвали множество рабочих для этого, но ничего не могли сделать. Тогда позвали на помощь преподобного Венедикта, игумена монастыря, и, как только он, сотворив молитву, дал свое благословение, камень был поднят с такой легкостью, как будто в нем и не было никакой тяжести (св. Григорий Двоеслов, кн. 2, гл. 9).
Возможно, что при нынешнем направлении умов скажут, что такая сила благословения священнического принадлежала только святым, а не обыкновенным грешным пастырям. На это следует сказать, что, действительно, священники "подобострастны всем человеком" и поэтому-то каждый священнослужитель, совершая свв. Тайны, смиренно молится, чтобы Господь очистил его не достоинство. А сомневающимся в силе священнического благословения следует помнить, что Господь сказал: "Знамения веровавшим последуют" (Мр. 16, 17). Поэтому те, кто без веры просят священнического благословения, не получают иногда желаемого успеха в делах. И это бывает не по недостоинству иерея, а по маловерию просящего; ибо, каков бы ни был иерей, но он совершает дело Божие, на которое получил (в таинстве Священства) благословение свыше, и есть только орудие этой благодати.
Через благословение священническое и, конечно, прежде всего епископское, Господь невидимо посылает всякое добро тем, кто искренне и с усердием просит на "добро" (Ияк. 4, 3) и с верой принимает его. Свв. отцы пишут, что если кто с пренебрежением относится к священническому благословению, тот есть безбожник и отрекается от Христа, Который поставляет священников (Св. Игнатий Богоносец).
В древней Церкви, как видно из истории, християне весьма дорожили священнической благословляющей рукой, подводили под нее своих детей и сами почтительно целовали благословляющую руку.
Ибо делая это, мы обращаемся более к Богу, нежели к человеку, просим, благодарим и славим Христа, действующего через "орудие благодати", - священное лицо. Книга "Сын церковный", говоря об этом действии, дает следующее наставление: "Благословение же его (т.е. священного лица) в честь и с радостию приемли себе... Ты же прием сие (т.е. благословение), целуй руку его; аще ли руки своея не даст ти целовати, - проси и моли его о том, чтобы ти (т.е. тебе) дал целовати ея" (глава 64).
Итак, "плод" благословения зависит более от просящего, его веры и достоинства, нежели от благословляющего...
Для сведения и напоминания скажем, что мужчинам, не желающим носить бороду, всем курящим табак и т.п. душепагубное зелье, оскверняющим свой язык бранными ругательствами, скверными, гнилыми словами (Еф. 4, 29) и подверженным другим непотребным привычкам, порочащим християнское звание, женщинам и девицам, находящимся в состоянии нечистоты (месячных), а также женскому полу (разве, кроме юных отроковиц) с непокрытой головой не подобает просить благословения, а пастырям подобает не благословлять, если таковые дерзают и требуют. В противном случае, власть, данная Богом пастырям "в созидание святой Церкви" (2 Кор. 10, 8), будет употреблена на разорение спасительных Ея уставов.
Весьма поучительный рассказ находится в житии священномученика протопопа Аввакума. Именно, сам протопоп рассказывает, что боярин Василий Петрович Шереметьев, плывя по Волге в Казань на воеводство с семейством своим, позвал на свое судно протопопа и велел ему благословить его сына "брадобрийца", но ревнитель древнего благочестия, "видя любодей -ный образ", его не благословил. Рассвирепевший боярин велел протопопа в Волгу кинуть и "ругав много, столкали с судна". Вот так хранил священномученик Аввакум дар Божией благодати, чтобы, по слову святого Евангелия, "не давать святыни псам и не бросать бисера перед свиниями..." (Мф. 7, 6).
Таким образом, даже из краткого исторического описания и богословского объяснения очевидно, что получить благословение Божие через истинного пастыря Церкви Христовой - дело святое, очень важное и спасительное для каждого правоверующего християнина.
Практически это совершается следующим образом. Следует, не совершая крестного знамения, поклониться священнослужителю до земли и сказать: "Прости мя владыко святыи, и благослови" (если это епископ; а если это священник, то ему говорят: "Прости мя, отче честный, и благослови"). Пастырь на это отвечает: "Бог да простит тя". Далее просящий благословения говорит свое имя. После этого благословляющий ограждает просящего крестным знамением и произносит молитву: "Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божием (или: рабе Божией: называя имя) всегда, и ныне и присно, и во веки веком". Получивший благословение отвечает: "Аминь" и целует руку давшего благословение. Затем благословивший говорит: "Христос посредё нас", а получивший благословение свидетельствует ему: "Есть и будет", и целует его в правое плечо и вновь, не крестясь, кланяется в землю.
Скажем для духовной пользы несколько слов и о "чине" приветствия християнских пастырей. Вместо обыденного "Здравствуйте" или "Добрый день" при встрече с епископом или священником (будь то и по телефону, причем, независимо - кто кому звонит) младший первым должен сказать: "Прости мя, владыко святыи (или: отче честный), и благослови". А старший отвечает: "Бог простит тя; Бог благословит" (если есть достоинство). И затем уже переходят к деловой части разговора.


На прощание не только духовным лицам не должно говорить привычное в наше время "До свидания", но и всем християнам следует употреблять освященное духом евангельского учения выражение: "Прости Христа ради". А в ответ должно прозвучать: "Бог простит. И меня прости". Эти слова должны произноситься не небрежно, не формально, а от всей души. Ибо мы просим простить нам все, в чем мы, вольно или невольно, могли опечалить ближнего, и сами прощаем его чистосердечно, с миром и любовью молимся о том, чтобы и Господь простил и помиловал его.
Просить прощения и благословения у епископов и священников принято и в письмах. Еще апостол Павел все свои послания кончал благословением, призыванием Божией благодати на всех, кого он утверждал в християнской вере и добродетели.
Итак, прощение и благословение, преподаваемое священными лицами, есть не один лишь формальный обряд, но духовный дар свыше, от Самого Бога, который епископы и священники лишь передают. И все мы, християне, должны относиться к этому дару очень серьезно, ответственно и благоговейно. Только в этом случае благословение Божие будет в нашей жизни действенно и спасительно. И тогда, по слову апостола Павла, "Бог мира, воздвигший из мертвых Пастыря овцам Великого, Кровию завета вечного, Господа нашего Исуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, ко исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему Исусом Христом. Ему же слава во веки веком. Аминь" (Евр.13,20-21).

10. О ТОМ КАК ПИСАТЬ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ
(Данная глава взята (в сокращении) из книги "Панихидник". Издание старобрядческой Митрополии, 1994 г.)
"Молитесь друг за друга" (Ияк. 5,6).
В домашней молитве, согласно святоотеческому учению, о здравии и спасении можно молиться за любого человека, даже некрещеного. "Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись ..." (1 Тим. 2, 3-4). В церкви тоже совершаются общие "моления ... за всех человеков, за царей и за начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим. 2, 1-2), - только без произношения личного имени неверных, иноверных, некрещеных. А за единоверных, правоверных християн, в храме мы можем молиться поименно, но также не за всех во всех службах, а точнее, - во всяком месте богослужения. Например, поименно нельзя молиться, вынимать частицу на Проскомидии, за курящих, не соблюдающих нисколько поста, блудно живущих, сквернословов и матерно ругающихся, чародеев, идолослужителей (к примеру: избравших профессию артиста, актёра, танцора и т.п.) и прочих тяжкосогрешающих и на покаяние не обращающихся. Поэтому таких лиц имена нельзя подавать на Проскомидию (Литургию), разве что, по разсуждению духовного отца, если они ходят на исповедь, их можно поминать на ектений.
Имена должно писать в их полной церковно-книжной форме, которая часто отличается от разговорной. В поминаниях, записках для удобства чтения, очень желательно отделить священство от мирян, мужчин от женщин и т.д.
Первыми пишут имена епископов, за ними священноиноков, священников и дияконов, потом иноков и инокинь, мужей, жен, отроков, девиц и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола.
Как известно, все прошения об усопших начинаются со слов: "Помяни Господи душа(Часовник 6-го лета патриарха Иоасафа, л. 265, об.) раб Своих", или "Покой Господи душа раб Своих..." (или: душу раба Своего...). А поскольку поминаются безсмертные души умерших людей, то их имена следует писать в родительном падеже.
Душа - кого? - Николы, Иоанна, Захарии, Марии, Дарий, Татияны, и т. п.
Но при чтении молитвы "Помяни Господи Боже, иже о вере и о надежди живота ве'чна-го...", входящей во все заупокойные молитвенные последования, имя ставится в винительном падеже; например, "...усопшую рабу Твою Марию".
В поминание не записывают имена людей, не веровавших в Бога или иноверных, а также православных християн, скончавшихся без покаяния, самоубийц и детей, которые умерли некрещеными.
Относительно таких детей часто спрашивают: можно ли молиться за упокой их душ и имеют ли они надежду на спасение? Ибо рождены они от родителей християн и без Крещения остались не по своей воле. Отвечает на этот вопрос само святое Евангелие: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). То есть никто некрещеный - ни взрослый, ни ребенок - не может унаследовать вечное блаженство. Таким образом, некрещеных младенцев невозможно поминать в общих заупокойных молитвосло-виях, тем более, что и имени християнского им не наречено...
Родители же, которые виноваты в том, что лишили своих детей Небесного Царствия, вос-приимут за этот тяжкий грех суровое наказание. В особенности жестоко мучены будут матери, преднамеренно лишившие своих детей как земной, так и вечной жизни, извергнув их из чрева путем аборта, посредством каких-то снадобий или колдовства.
Что же, если мать, повинная в детоубийстве, искренне раскаялась в своих прегрешениях, скорбит о душах своих умерщвленных младенцев и всем сердцем желает молиться о них Богу, чтобы хотя так исполнить свой материнский и християнский долг? В таком случае, она в душе своей может воздыхать к Богу об этих детях с надеждой на Его бесконечную милость и промышление о каждом человеке, наипаче же о младенце. Священное Писание многократно говорит об особенном Божественном промышлении о рождающихся чадах: "Храняи младенца Господь" (Пс. 114, 6); "Яко Ты созда утробы моя, восприят мя из чрева матери моея" (Пс. 138, 13); "Яко Ты есй исторгни мя из чрева, упование мое от сосцу матери моея" (Пс. 21, 9). Хотя, как уже сказано, совершать Божественную Литургию и вообще молиться в церкви за души некрещеных, мертворожденных и изверженных младенцев нельзя; однако следует знать, что молитвы, возносимые в церкви за упокой всех православных християн, приносят пользу и душам этих детей.
Образец написания имен:
О ЗДРАВИИ:
Николу
Иоанна
Захарию
Наталию
Нину
Ольгу
Анну
ЗА УПОКОЙ:
Николы
Иоанна
Захарии
Анны
Марии
Веры
Надежды

11. О КРЕСТНОМ ХОДЕ
Крестный ход, по святоотеческому учению, есть такое же Богу служение и моление пред Ним, как и всякое богослужение в доме Божием. Крестные ходы совершаются вокруг храма "по особенному усердию правоверных християн: или для усиления молитв наших пред Богом, об избавлении нас от каких-либо наказаний, попущаемых от Него; или для торжественной благодарности Богу, за Его великотаинственные дела, устроенные к нашему спасению" (еп. Арсений Уральский).

Крестные ходы бывают также и на поля, во . время бездождия, с молебнами; иногда совершают на молебнах и водосвятие, в поле или на источниках, и кропят святой водой поля и степи; также во время моровых язв, на людей и животных, совершают крестный ход по некоторым жилищным местам, и кропят святой водой.
А когда мы выходим из храма (а также иногда из места жительства: города или села), - это означает наше отпадение от Рая и указывает на заключение для нас самого Неба. И что, шествуя Крестным ходом, мы проходим через город (село) со скорбными молитвенными вздохами (по случаю постигшего нас бедствия), - это показывает, что и он (оно), и все в нем, осквернено нашими прегрешениями. И когда мы выходим за город взывать к Богу и совершать моление, - этим выражаем свое смирение и уничижение, почитая себя недостойными взывать из среды города, который осквернили, и что, через преступление, мы как бы выведены из Божественного отечества. В сем городе (селе), где возсозданы (таинствами Крещения и Миропомазания) и удостоились великих даров от Бога, мы, обольщенные змием, безумно растлились и осквернили освященное место, вышедши из-под Божия смотрения и блуждая в местах, не охраняемых благодатию Божиею (блаж. Симеон Солунский).
Поэтому и в силу этого, должны мы, каждый из нас, смиряться и помышлять, что недостойны святых мест - Рая и Неба, и подражать мытарю, по глубокому сознанию своей греховности стоявшему вдали, и Адаму, изгнанному из Рая, и блудному сыну, отшедшему во страну чуждую. И с такими мыслями и чувствами, все молящиеся должны, выйдя из храма на Крестный ход, следовать за святыми иконами и священными пастырями; кратко сказать, должно соблюдать чин и порядок, благоговейное внимание к молитве, как и в доме Божием.
"Вся же благообразно и по чину да бывают" (1 Кор. 14, 40). И: "проклят всяк, делающий дело Божие с небрежением" (Иер. 48, 10). К великому прискорбию, в последнее десятилетие особенно, Крестный ход, т.е. богослужение с особенными чувствами покаяния и благодарности Богу, в некоторых местах превратили мы, попущением пастырей, в постыдное зрелище и производство изображений зрелища. И вместо покаяния - умножение грехов, вместо благодарности Богу - оскорбление Его святости. Если за небрежение пророк угрожает отлучением от Бога, то какое наказание готовим мы себе, попуская и совершая сознательное бесчиние во время богослужения! Ведь все сливается и смешивается, утрачивается различие между святым и греховным...
О! человек, не считаешь ли ты этого маловажным, что преступаешь пределы отцов, преданные свыше? Нет, ничего нет маловажного в Церкви великого Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и ничего в ней не установлено без значения... Все здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание нашего спасения Самим Богом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их?! Разве ты не знаешь, что Бог, как учит Апостол, не есть Бог неустройства, но мира и порядка (1 Кор. 14, 33)? Что в Церкви должен соблюдаться тог порядок, который установлен на небе? Не разрушай же, человек, небесного чина; напротив, поддерживай его и ревнуй о нем... Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое, как делали это отцы наши. Особенно пастыри обязаны подвизаться за святые уставы, любить благолепие дома Господня и соблюдать святый чин (блаж. Симеон Солунский).
Все это пагубное бесчиние, воцаряемое все более и более во время Крестного хода (в отдельных местах и случаях), есть плод дружбы с миром, гордости и самолюбия. Именно эти греховные страсти, пленивши сознание, понуждают многих оставить молитву и творить волю лукавого, занимаясь съемками и препятствуя молитве остальных. Нет никакой необходимости столько "щелкать" и "стрекотать" в продолжении всего Крестного хода, умножая грехи и прогневляя Отца небесного, Ангела - хранителя и всех небожителей. Отсечем это, пастыри, духовные отцы, братие и сестры, и примем страх Божий в сердце свое, чтобы не лишиться нам благоволения Божия ни в сей жизни, ни в будущей.
Да вразумит нас Господь Исус Христос спасительным страданием Своим и тридневным воскресением и призовет к покаянию и исправлению: "Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2). Аминь!

(осталась последняя часть)
Tags: РПСЦ, белокрыницкие, библиОтика, книга, старообрядцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • История на Святки

    Так ни кто и не ответил на троичную загадку... Первые два вопроса воопче простейшия, можно было методом тыка угадать. Год енто 1991-ый, известен…

  • Портал старообрядческой Никольской церкви на "Белорусской"

    Ну шо, вот вам и праздничная загадочка! Можете считать, что первыми увидели сие фото. Загадка будет не простая и из трёх частей: - Какой год? -…

  • Птичий дыбр

    На мою кормушку кафе "Табуретка", помимо основных посетителей, повадились ЛазОревки, да да, именно от слова -лазОрь, сиречь по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments