Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

Историческай зигзаг.

Не давно в Москву прилетал Накамура Ёсикадзу - филолог-русист, почётный профессор Университета Хитоцубаси (Токио), иностранный член Российской Академии наук. Автор книг и статей о древнерусской литературе, старообрядцах, русском фольклоре, культурных связях между Японией и Россией. А приехал он к открытию выставки «Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского учёного Ямадзоэ Сабуро. 1938–1941». Посетил Рогожское, где был встречен нашим Владыкой- митрополитом Корнилием.

фото о. Алексея Лопатина


Так то оно так... но вот мой дед, будучи в Харбине, а потом вернувшись на историческую родину (ето грустная и другая история), отзывалси о японцах, мягко сказать - не очень.))) Да и почитав отрывки трудов Ямадзоэ Сабуро, ясно што шел планомерный сбор информации о возможных колониальных землях в интересах Японии. Японцам было ни в домек- как енти бородатыя мужики за пять лет, смогли создать процветаюший поселок по среди голой степи и сопок.
Почти все фотографии для выставки Накамура получил от Института освоения земли, главное управление которого находилось в 1938-1941 гг. в Ханьдаохэцзы.


На снимках — русское старообрядческое село Романовка, возникшее посреди Маньчжурии, неподалёку от линии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) между городами Харбин и Муданьдзян. Крестьяне-староверы, бежавшие в начале 1930‑х годов из советского Приморья от коллективизации и репрессий. Старообрядцы были в основном- поповцами белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ), в простонародье частенько была дразнилка- "австрияки" так как до революции, митрополиты прятались от царских властей в Австро-Венгрии. Предки етих же староверов, были высланы Екатериной II с территории Белоруссии (тогда Польша) г. Ветка. На Алтае их называли- "поляки", а в за Байкалом- "семейские".

Все фото -Ямадзоэ Сабуро


В 1942г. в Японии вышла книга о Романовке. Описывался феномен развития с/х в местах -где жить то почти не возможно.

Оглавление книги:
Глава 1. Природная среда Романовки.
Глава 2. Процесс права на поселение.
Глава 3. Перспективы к многогранной сельскохозяйственной форме.
Глава 4. Перспективы содержания экономической самостоятельности.
Глава 5. Строгая и аскетическая вера в их жизни.
Глава 6. Структура приятной деревянной крепости (укреплений).
Глава 7. Красивый платок и юбка в складку, необходимые в жизни.
Глава 8. Жизненно важный чёрный хлеб и огурцы
Глава 9. О страховании и образовании.


Основной упор японцы делали на одежу и питание староверов. Вот такой вот вывод, не в пользу риса, из етой книги-
"В любом случае питание в сравнении с одеждой и проживанием необходимо три раза в день и является неотложной задачей, вдобавок к этому отражается на жизнеспособности. Хоть питание и является важным вопросом, но японцы к этому относятся пренебрежительно. Вдобавок основным продуктом считают зерновые культуры. Что касается продуктов, имеющих одинаковую и более высокую питательную ценность, так называемые второстепенные продукты питания, их приготовление и технологии чрезмерно недооцениваются."

По шагово записывался процесс рубки домов и пристроек.


Не последние место и Вера, занимала в исследованиях самураев-
"На самом деле, кроме веры у них нет никакого мирского увлечения. Чем труднее и неудобнее их жизнь становится в действительности, тем горячее пылает их преданность вере, тем сильнее надеются они на Бога и церковь, и тем сильнее растет их неприязнь и антипатия к безбожным большевикам-атеистам..."
"Так как они уважают «чистую кровь», и браки у них разрешаются только среди верующих их секты, в Романовке все жители находятся в родственных отношениях друг с другом. Идея о прогрессе человечества, наверно, им кажется даже поруганием Бога. Естественно, что их мировоззрение – не прогрессивно. Притом они вообще очень аскетичны и, следовательно, вирусы таких болезней новой цивилизации, как сифилис и т.п., не проникли в Романовку. При этом бракосочетания между сравнительно близкими родственниками не вызвали в этом посёлке появления большого числа больных, физически или умственно отсталых.
Простая и чистая жизнь романовцев поражает всех людей, которые забыли Бога и страдают от вредных влияний материальной цивилизации нового времени. Когда посетишь этот посёлок и посмотришь своими глазами, сразу наглядно узнаешь, что здоровая община староверов, основанная на трудолюбии и согласии в вере, превосходит все другие современные общества.
Вечером в субботу и ранним утром в воскресенье все романовцы приходят в молельню и стоят на молитве несколько часов. Несколько раз в году соблюдают пост, когда они не едят мяса. Например, перед Пасхой, Троицей и Рождеством пост продолжается неделями для того, чтобы повышать духовность. Повседневно отказываются не только от таких сильнодействующих веществ, как вино, табак, чай и кофе, но и от музыки и танцев, потому что, по их пониманию, все эти вещи нарушают Промысел Божий. Все мужчины не бреют ни усов, ни бороды по религиозной заповеди, и поэтому юноша лет двадцати иногда принимается за старика.
Короче говоря, мы не должны упускать из виду этот замечательный феномен: романовцы, сплочённые верой, дисциплинированные люди, построили на совсем чужой земле в очень короткое время свою самодовлеющую общину с полной экономической независимостью и наслаждаются мирной жизнью и своим благополучием."



Благодаря японской въедливости, имеется даже план деревни и с точным указанием дворов.
1. Малахов Лука 2.Слободчиков Василий 3.Калугин Семен 4.Ануфриев Константин 5.Ануфриев Артемий 6.Кустов Иван 7.Калугин Иван 8.Калугина Елизавета 9.Калугин Петр 10.Селетков Федор 11.Селетков Василий 12.Павлов Петр 13.Селетков Георгий 14.Селетков Георгий 15.Поздеев Тимофей 16.Поносов Павел 17.Коншин Максим
18.Гуськов Мартемьян 19.Гуськов Корнилий 20.Мартюшев Андрей 21.Малахов Иван 22.Зубарев Иван 23.Бодунов Ксенофонт 24.Бодунов Сазон 25.Фефелов Сазон 26.Селетков Иван


Ямадзоэ Сабуро (в центре) с охотниками Сидором Власовичем Кожиным (слева) и Анисимом Ивановичем Калугиным. Слева Павлик Калугин.


Соломонида Кустова (Солонька) несёт воду с речки.


Анисим Иванович Калугин показывает пойманных тигрят жене Елене Исаевне и дочери Ирине.


Ксенофонт Петрович Бодунов с сыном Федей гнут полозья для саней.


Марья Ануфриева с сыном Федей.


Братанники (двоюродные братья). Петя (слева) и Ефим Гуськовы.


Сотрудники Института освоения земли беседуют с Василием Тимофеевичем Селетковым. Рядом его сын Миша.


Аксинья Поносова несёт решето для просеивания семян.


Боронят. «"Погоныч” Лена Ануфриева на коне Бурке, вдали её отец Яков Константинович с конём Сивкой.


Марфа Калугина нянчит племянницу Иринушку.


Под любимой сопкой.Праздничные гуляния.


Романовское кладбище. Агафья Феопентовна Калугина (слева) и Ирина Бодунова у могилы Елисея Калугина.


Романовка. Общий вид со стороны старой крепости.


Конец Романовки был предсказуемо печален: в 1945 году советские войска вошли в Маньчжурию, и сельчан отправили в лагеря, не которым удалось через Сингапур уехать в Австралию, кто-то как и брат моего деда в Южную Америку. Благо сегодня можно с нашими братьями свободно общаться, многие приезжают в гости.

На етом друзи заканчиваю и хочу поздравить ешо раз с прошедшим Рожеством и на последок вставлю фотографию с сегодняшнего рождественского детского праздника, который проходил в старообрядческой Никольской церкви на Тверской заставе. (у Белорусского вокзала)
фото о. Алексея Лопатина



Tags: РПСЦ, Харбин, история, старообрядцы, ц. Николы чуд. на Тверской заставе
Subscribe

  • Время урожая.

    Ну чтож дуги, на Руси всегда собирали урожай и 1 сентября (14 нов.ст.) праздновали Новый год. Сейчас кстати начался 7530 от сотворения Адама.…

  • Поножовщина на Новый 7530 год.

  • Осенний Дыбр.

    МОЛОДИЛЬНЫЯ ЯБЛОЧКИ от середневских старцев! По последним исследованиям РАН РФ, от поглощения ентих плодов - разглаживаютси морщины, у лысых начинают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments