Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote,
Παγκράτιο
mu_pankratov

Categories:

"Бауманская". Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом пер.

В северо-восточной части Москвы испокон жили старообрядцы разных согласий. В районе м.Бауманская, до наших антихристовых времен сохранились - две белокрыницкие церквы в Малом Гаврикове и в Лефортовском пер., одна церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы (Древлеправославной Поморской Церкви) в Токмакове переулке д. 17., и беглопоповская колокольня на Бауманской ул.

Сегодня о Покровско-Успенской.



На месте нынешней церквы находился частный дом, история которого восходит к концу XVIII в. и тесно связана с фамилией московских купцов Шибаевых. Среди людей известный под названием «Шибаевская моленная», существовал с 1784 г. В 1877 г., за год до смерти, владелец моленной Семен Иванович Шибаев оставил дом своему брату Ивану Ивановичу, который в 1878 г. передал дом обществу верующих. Общее собрание прихожан избрало попечителей, в числе которых были известные деятели старообрядчества И. О. Трегубов, Рахманов. Моленную стали именовать -«Покровским старообрядческим молитвенным домом». В начале 1880-х гг. приход испытал много притеснений от властей, но благодаря И. И. Шибаеву испытания эти закончились благополучно.




История купцов Шибаевых идет из Богородска (Ногинск).В 1857 году в сельце Истомкине, близ города Богородска, в 48 верстах от Москвы, по Нижегородскому шоссе, на реке Клязьме, была построена богородским купцом Сидором Мартыновичем Шибаевым и пущена в ход ткацко-механическая, ситценабивная и красильная фабрика. На фабрике было поставлено 156 самоткацких станков, 2 печатных (набивных) одноколерных машины, 10 красильных барок, 2 чана для кубового крашения, приводимых в движение паровой машиной.http://www.russianfamily.ru/sh/shibaevy.html

И.И. Шибаев


В судьбе моленной большую роль сыграла личность Ивана Ивановича Шибаева, который в течение 40 лет являлся одним из главных деятелей московского старообрядчества.
И. И. Шибаев родился в Москве, происходил из старинного купеческого рода, отличался большой начитанностью и был одним из образованнейших людей своего круга. За свою активную деятельность по защите старообрядчества в начале 1860-х гг. был арестован и два года томился в Петропавловской крепости. Будучи одним из главных попечителей Рогожского кладбища, он постоянно ходатайствовал перед властями о ремонте храмов, много работал над законом о старообрядчестве 1883 г., выступал за освобождение старообрядческих епископов из суздальского Евфимиева монастыря. Пользовался уважением известных старообрядческих купцов И. И. Бутикова и К. Т. Солдатенкова и других благотворителей.

22 февраля 1909 г. на собрании членов общины настоятель Варфоломей Шиголин (служил в храме с 1890 г.) предложил прихожанам построить новое церковное здание вместимостью на 700—800 человек.
19 апреля общее собрание Покровско-Успенской общины рассмотрело и большинством голосов (40 против 4) выбрали проект И. Е. Бондаренко.
14 июня 1909 г. после совершения Божественной литургии при стечении сотен московских старообрядцев состоялось торжество закладки храма во имя Покрова и Успения Пресвятой Богородицы.
11 апреля 1910 г. состоялось торжество поднятия крестов и колоколов. На звонницу были подняты 10 новых колоколов общим весом в 453 пуда (самый большой — весом 260 пудов), отлитые на средства старообрядческой благотворительницы Феодосии Ермиловны Морозовой.
11 декабря 1911г. совершил освящение верхнего главного Покровского храма архиепископ Иоанн с епископами Александром и Мелетием. На праздник прибыл даже московский градоначальник А. А. Адрианов.
23 апреля 1912 г. архиепископ московский Иоанн вместе с епископом Рязанским и Егорьевским Александром и многочисленным духовенством освятили нижний Успенский храм.

1910г.





Величественный ,бронзовый, четырехъярусный иконостас вместил 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим коллекционером и предпринимателем С.П. Рябушинским. В советское время, самые ценные памятники древнерусской живописи: деисусный чин новгородской иконописной школы XV в. из девяти икон и еще несколько старинных образов вывезли на склад Музейного фонда, а затем они попали в Третьяковскую галерею.
23 марта 1933 г.- чорная дата общины. Президиум ВЦИК, постановил закрыть Покровско-Успенский храм.
С 1960-х гг. в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак». Здесь и по ныне располагаются -секции по единоборствам.
Здание долгое время не ремонтировалось, и пришло в полное запустение.










В конце 1990-х гг. над храмом нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его ограды стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами Покровско-Успенский старообрядческий храм, с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х гг. городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали, правда до сих пор стоит без Крестов. (((

2010г.




11 декабря 2011г. в столетие освящение храма, прошел молебен старообрядцев Москвы во главе с протоиерей Виктором Жельцовым .





Во внутрь нас не пустили, наверное бабушек побоялись... а там до сих пор остаются спортивные залы, для бокса и вольной борьбы. ((( Увы. Наверное так и будем жить в ..., пока на кладбищах идут дискотеки, в церквях спортом занимаются, менты -грабят, врачи -убивают,... ой, да чего писать, сами всё знаете.




Tags: Бауманская, Москва, Москва старообрядческая, РПСЦ, белокрыницкие, старообрядцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments